Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология как наука




Под общей редакцией И.А.Фурманова

О.В.Войт

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор В.А.Янчук;

 

П Психология: Курс лекций.– Мн., 2004. –250с.

ISBN

 

 

Курс лекций написан в соответствии с учебной программой "Основы психологии и педагогики" для высших учебных заведений.

В курсе лекций раскрыты специальные вопросы педагогической, социальной и медицинской психологии.

Курс лекций предназначен для студентов непсихологических специальностей и факультетов.

 

УДК

ББК

 

ã Коллектив авторов

ISBN ã БГУ, 2004

ISBN


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ  
1.1.Психология как наука.  
1.2.Предмет психологии.  
1.3.Понятие о психике.  
1.4.Психика и деятельность.  
Раздел 2. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И АКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МИРА И СЕБЯ  
2.1. Биологическая подструктура личности  
2.2. Психологическая подструктура личности  
2.2.1. Ощущение  
2.2.2. Восприятие  
2.2.3. Представление  
2.2.4. Память  
2.2.5. Мышление  
2.2.6. Язык и речь  
2.2.7. Воображение  
2.2.8. Внимание  
2.2.9. Эмоции  
2.3. Социальная подструктура личности  
2.3.1. Приобретение социальных знаний, навыков и умений.  
2.3.2. Типы поведения личности.  
2.3.3. Жизненный путь  
2.4. Подструктура направленности личности  
2.4.1. Потребности  
2.4.2. Мотивация  
2.4.3. Интересы  
2.4.4. Ценностные ориентации  
2.4.5. Мировоззрение  
2.4.6. Я-концепция  
2.4.7. Психологические зашиты  
2.5. Свойства личности  
2.5.1. Темперамент  
2.5.2. Характер  
2.5.3. Способности  
2.6. Психические состояния личности  
2.6.1. Эмоциональные психические состояния  
2.6.2. Взаимосвязь эмоциональных состояний и поведения  
2.6.3. Функциональные психические состояния  
2.6.4. Регуляция и саморегуляция психических состояний, аутогенная тренировка  
Раздел 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ  
3.1. Социальная психология как наука  
3.2. Социальный статус и роль. Социализация личности.  
3.3. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение.  
3.4. Общение.  
3.5. Конфликты и способы их разрешения.  
3.6. Социальная психология групп.  
3.7. Эффекты внутригруппового взаимодействия.  
Раздел 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ  
4.1.Предмет и основные задачи педагогической психологии.  
4.2. Педагогическая деятельность.  
4.3. Психология личности учителя.  
4.4. Педагогическое общение.  
4.5. Психология учебной деятельности и личности школьника.  
4.6. Особенности психического развития ребенка в младшем школьном и подростково-юношеском возрасте.  
4.7. Нарушения социальной адаптации ребенка в младшем школьном и подростковом возрасте.  
Раздел 5. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ  
5.1. Предмет, задачи и отрасли медицинской психологии.  
5.2. Основы психологической помощи.  
5.3. Психологические и поведенческие проблемы, характерные для юношеского возраста.  
ЛИТЕРАТУРА  

 

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что реальность, изучаемая ею, стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта – совершенно разные реальности. Так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или события и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит, и чего желает человек, живет какой-то своей, во многом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него своеобразное влияние. Уже много позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа, психика является самостоятельной сублимацией реальности.

Однако, несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, то есть доступных чувственному восприятию свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть и, значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и измерять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, использовать математический анализ и применять полученные знания на практике.

Ситуация изменилась в середине Х1Х в., когда Огюст Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию – науку об обществе, вместо философии истории – историческую науку, а вместо философской антропологии – психологию – науку о душе (хотя сам термин “психология” ввел в употребление немецкий философ ХVIII в. Христиан Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г., немецкий ученый Вильгельм Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком Адольфом Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Френсисом Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.