Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. 6.1. Цели и принципы сертификации 73




Сертификация

Соответствия

6.1. Цели и принципы сертификации 73

6.2. Понятие о системе сертификации 74

6.3. Обязательная и добровольная сертификация 75

6.4. Участники обязательной сертификации 79

6.5. Аккредитация органов по сертификации

и испытательных лабораторий 82

Глава 7. Порядок проведения сертификации продукции

7.1. Схемы сертификации продукции и их содержание 87

7.2. Оформление сертификата соответствия 91

7.3. Особенности системы добровольной сертификации 97

Глава 8. Сертификация услуг. Сертификация

систем качества

8.1. Понятие и классификация услуг 102

8.2. Сертификация систем качества 106

8.3. Международная сертификация. Стандарты ИСО

на системы управления качеством 112

8.4. Организация и нормативная база, практика

сертификации в России 114

Глава 9. Сертификация производства. Экологическая

9.1. Сертификация производства 121

9.2. Правовые основы и порядок ввоза продукции,

подлежащей обязательной сертификации 123

9.3. Сертификация пищевых товаров 125

9.4. Экологическая сертификация 129

Глава 10. Практика сертификации за рубежом 131

 

Перечень использованной литературы 137

 

 

 

Стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

За рубежом уже в начале 1980-х годов пришли к выводу, что успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% опрошенных при обследовании 200 крупнейших фирм США ответили, что качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, базирующимися на стандартизации и сертификации, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.

Проблема качества актуальна для всех стран, независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в разбитых и раздавленных во второй мировой войне Германии и Японии умелое применение методов стандартизации позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран.

Известный зарубежный русский философ и мыслитель И. А. Ильин (1883-1954 г.г.) высказывался, что «…русскому народу есть только один исход и одно спасение – возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца».

Стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии. Стандарты на процессы и документы содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнёрства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Сегодня поставщику необходимо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Сертификат качества создаёт уверенность в стабильности качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства, в достоверности и точности измеренных показателей качества.

Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации и сертификации с международными правилами, поскольку это является условием вступления России в ВТО и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации. Принятие ФЗ «О техническом регулировании» положило начало реорганизации системы стандартизации и сертификации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.

Деятельность в области стандартизации и сертификации направлена на обеспечение качества процессов и продукции, как результата процесса.

 

Познакомимся с некоторыми терминами, встречающимися в дисциплине.

Качество – степень соответствия характеристик требованиям. Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, требования.

Объектом качествамогут быть продукция, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Например, качество жизни. Это понятие включает целый ряд аспектов процесса удовлетворения человеческих потребностей: качество товаров и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физического и морального здоровья, качество образования и т.д. Но чаще всего понятие «качество» применяется к товарам и услугам.

Товар – любая вещь – предмет купли-продажи.

Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Товары и услуги обладают совокупностью отличительных свойств - характеристик. Характеристики могут быть качественными (запах, вкус продукта, профессионализм продавца и т.д.) и количественными (скорость автомобиля, белизна посуды и т.д.).

Требования – это, прежде всего, потребности. Существует иерархия потребностей. Основные потребности – обеспечение пищей, одеждой, жильём, далее – потребности в безопасности, удобстве и комфортности пользования, эстетические, социальные потребности. Вершину пирамиды составляют потребности развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению). Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг, являются требования: назначения, безопасности, экологичности, надёжности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.

Требования назначения устанавливают свойства продукции, определяют её основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность и т.д.) – функциональную пригодность.

Требования эргономики - это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования.

Требования ресурсосбережения – это требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

Требования технологичности – приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.

Эстетические требования – это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, качество отделки и т.д.).

Оценка качества – это систематическая проверка того, насколько объект способен выполнить установленные требования. Требования устанавливаются в документах – стандартах, технических условиях, контрактах и т.д. Невыполнение требований считается несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой проверки является контроль. Любой контроль включает два элемента:

- получение информации о фактическом состоянии объекта,

- сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вторичной информации.

Контроль качества продукции – контроль количественных и качественных характеристик продукции. В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания.

Испытания – техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг – измерительные, аналитические, регистрационные, органолептические.

По методу проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натуральными. Испытания товаров проводят главным образом в лабораторных условиях.

В последние годы стали проверять сами лаборатории непосредственно на качество проведения испытаний посредством межлабораторных сравнительных испытаний – параллельного испытания стандартного изделия или пробы вещества с известными характеристиками в нескольких контролируемых лабораториях.

Для подтверждения требуемого качества испытаний лаборатории должны пройти процедуру аккредитации.

Аккредитация лабораторий – официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Каково назначение стандартизации и сертификации?

2. Когда и где впервые стали задумываться, что успех бизнеса будет определяться качеством продукции и услуг?

3. Каковы основные условия коммерческого успеха?

4. Каково назначение сертификата качества продукции?

5. Какова роль гармонизации отечественных правил стандартизации и сертификации с международными правилами?

6. Что такое качество продукции и услуг?

7. Какие элементы определяют качество продукции?

8. Что такое объект качества?

9. Дайте определение товара.

10. Что такое услуга?

11. Какие характеристики товаров и услуг Вы знаете?

12. Расскажите об иерархии потребностей.

13. Какие требования предъявляются к товарам и услугам?

14. Что определяют требования назначения продукции?

15. Что определяют требования эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетические требования?

16. Что такое оценка качества?

17. Что такое несоответствие, как от него избавиться?

18. Какие элементы включает в себя контроль?

19. Что такое испытания продукции?

20. Каковы методы определения характеристик продукции и услуг?

21. Что такое параллельное испытание изделий?

22. Что такое аккредитация лабораторий?

 

Раздел I. С ТА Н Д А Р Т И З АЦ И Я

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.