Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление сертификации в Российской




Федерации.

 

Сертификация была введена в России в 1992 г., когда был принят Федеральный Закон (ФЗ) РФ «О защите прав потребителей». Именно в этот период российский рынок стали заполнять в огромном количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом России система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну, т.е. реализовать свои защитные функции. Эффект сертификации, который, к сожалению, трудно подсчитать, определяется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов. Например, отказ в выдаче всего350 сертификатов в Ростест - Москва на продукцию стоимостью 110 тыс. рублей позволил, по экспертной оценке, предотвратить травмы, отравления и заболевания не менее 200 тыс. человек.

Вместе с тем, за десятилетний срок существования системы сертификации выявился ряд недостатков и проблем. Особенно много проблем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему, в частности, с подготовкой к вступлению в ВТО.

В ближайшей перспективе сертификация будет развиваться по следующим направлениям:

1. Гармонизация отечественных правил с международными и региональными правилами. Необходимость гармонизации правил вызвана широким развитием торгового сотрудничества, планами вступления в ВТО, введением в ЕС обязательного подтверждения соответствия продукции как необходимого условия для допуска товаров на европейский рынок.

В работе по гармонизации необходимо иметь в виду совершенствование законодательного и нормативно-методического обеспечения.

В 1998 г. были внесены изменения в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Решается проблема унификации законов РФ, вводящих обязательную сертификацию. В настоящее время действует более 30 законов, предусматривающих обязательную сертификацию различных видов продукции и услуг. Указанные законы не всегда стыкуются между собой, в ряде случаев противоречат друг другу. Требуется корректировка - необходимо ввести:

- законодательную норму, по которой такие законы должны устанавливать;

- перечни объектов сертификации;

- наименование федерального органа исполнительной власти, организующего работы по сертификации этих объектов;

- нормативную базу сертификации;

- порядок использования, изъятия, утилизации и уничтожения продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не соответствующей требованиям НД по безопасности.

2. Совершенствование методов сертификации, в частности совершенствование схем сертификации. Продолжено сближение схем российской сертификации с европейской. Уже сделан первый шаг – введены (дополнительно к классическим схемам ИСО) схемы, предусматривающие применение декларации о соответствии, которая как способ доказательства «пронизывает» европейскую схему. Очень перспективна сертификация на стадии проектирования (соответствует европейскому модулю В «Проверка типового образца»). Повышение разнообразия схем позволит заявителю выбирать наиболее приемлемую из них как с точки зрения затрат, так и с учётом степени опасности продукции, объёмов и характера её производства, обращения и применения.

3.Приближение сертификации импортируемой продукции к местонахождению изготовителей и поставщиков. Приме - контроль рыбной продукции, поставляемой на российский рынок, на местах: в Норвегии, Вьетнаме и т.д. Это позволяет разгрузить таможенные органы от работ по организации сертификации и снизить число нарушений правил сертификации, возникающих при большом скоплении импортируемой продукции на таможне. Здесь речь идёт также о переходе от партийной к предконтрактной сертификации у зарубежного изготовителя. Так работают совместные предприятия «ГОСТ – Европа» (в Германии), «ГОСТ – Азия» (в Сингапуре), многие зарубежные предприятия – наши традиционные поставщики: «Проктер энд Гейбл», «Сэндвик» и т.д.

4.Расширение участия России в международных системах сертификации и международная аккредитация отечественных ИЛ и сертификационных центров. Это должно способствовать признанию отечественных сертификатов за рубежом и расширит международную торговлю.

5.Расширение практики сертификации систем качества (ССК). Работы по ССК в нашей стране начинались в 1988 г., но к настоящему времени ССК проведена в ограниченном масштабе. В частности, в конце 2000 г. в России системы качества сертифицировало около 1000 организаций, тогда как в Великобритании – 60000, в Германии – 40000, в США – 21000, Японии – 10000, Польше – 6000. Отставание России можно объяснить следующими причинами:

- невостребованность российским рынком товаров и услуг ССК как средства, способствующего победе в конкурентной борьбе;

- российские потребители не осознали конкурентных преимуществ организаций, имеющих ССК;

- высокая стоимость работ по сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

Специалисты полагают, что улучшение экономического состояния организаций, ужесточение конкурентной борьбы в сочетании с побудительными мотивами ССК подтолкнут процесс развития ССК.

6. Освоение сертификации систем охраны окружающей среды. С 1999 г. в стране начали формироваться наряду с системами качества предприятий системы охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000. С 1 апреля 1999 г. введена в действие первая группа государственных стандартов на основе ИСО серии 14000. Сертификация этих систем даст обществу и каждому гражданину гарантию сохранения окружающей среды и связанного с ней здоровья. Поскольку идеология стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 одинакова и сертификация на соответствие тем и другим стандартам может происходить на одном и том же предприятии, то, по мнению специалистов, процедуру сертификации по конкретному предприятию целесообразно делать единой, т.е проверять одной комиссией соответствие требованиям обеих серий стандартов.

Пути совершенствования действующей в стране

сертификации и перехода к механизму

подтверждения соответствия.

1. В подготовленной Госстандартом Концепции намечается переход от собственно сертификации, как деятельности, осуществляемой третьей стороной, к более общему контролю безопасности – к оценке и подтверждению соответствия. Последняя предусматривает возможность использования наряду с сертификацией и оценку соответствия непосредственно изготовителем (продавцом), т.е. первой стороной, па также комбинации из них.

Сейчас во всех внешних документ Госстандарт перешёл от применения термина «сертификация» к понятию «оценка соответствия», тем более, что в соглашении ГАТТ (ВТО) о технических барьерах в торговле, а также в международном терминологическом документе ИСО / МЭК 2 использован именно этот термин. Суть Концепции не столько в гармонизации терминологии в области сертификации, сколько в переходе на более гибкие формы оценки соответствия, в переходе от сертификации, как единственной формы оценки соответствия, к разнообразным формам, включая подтверждение соответствия.

Как уже отмечалось выше, Госстандартом России и Минэкономразвития РФ разработан проект ФЗ «Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия». Согласно проекту обязательное подтверждение должно базироваться на требованиях технических регламентов.

2.Способы оценки и подтверждения предлагается формулировать исходя из модульного принципа (по аналогии с европейскими модулями и с учётом положительного опыта работы по схемам сертификации РФ) и ранжировать по степени «жёсткости» - от использования только декларации поставщика о соответствии до сплошного контроля продукции третьей стороной. Согласно вышеуказанному проекту ФЗ способы подтверждения соответствия и сформированные из них с учётом степени опасности продукции (услуги) схемы подтверждения соответствия утверждаются Правительством РФ.

3. Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности и потому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля - государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией.

Применительно к каждому из трёх состояний продукции (процесс создания, реализация, сервисное обслуживание) должны быть определены наиболее эффективные механизмы контроля.

Центр тяжести механизма оценки и подтверждения соответствия должен быть перенесён на стадию создания продукции. Главную роль в обеспечении качества и безопасности на этой стадии должно играть внедрение систем качества (СК).

Для определённых видов продукции, в частности, потенциально опасной, эффективным механизмом обеспечения качества и безопасности может стать допуск предприятий к производству через лицензирование. Качество и безопасность продукции, обеспечиваемые СК при создании продукции, должны подкрепляться СК в организациях, функционирующих на стадии реализации и сервисного обслуживания. Допуск организации к оказанию соответствующей услуги также должен осуществляться через лицензирование. Уверенность общества в том, что товар не утратил на рынке качество и безопасность, должен обеспечиваться государственным надзором и контролем, местным (региональным) надзором и общественным контролем за этим товаром в сфере обслуживания.

4. Предлагается «снятие избыточности» обязательной сертификации. Первым этапом по реализации Концепции стало внесение изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» и принятие Постановления Правительства РФ от 07.07.99 №766 (в ред.от 29.04.02), касающихся введения наряду с процедурой обязательной сертификации ещё и декларации поставщика о соответствии. Это позволило частично «разгрузить» обязательную сертификацию от продукции, не представляющей серьёзной опасности для потребителя. В 1998 г. в России около 60-70% товарной продукции подлежало обязательной сертификации, в то время как в странах ЕС обязательному подтверждению подлежит лишь 10-15%. Как уже отмечалось, принято было более 30 законов, вводящих обязательную сертификацию. Но при этом во многих случаях отнесение продукции к объекту обязательной сертификации произведено без учёта её потенциальной опасности и не оправдано с точки зрения риска для общества.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.02 №287 из сферы обязательного подтверждения выведено значительное число товаров и услуг (средства письма, диктофоны и т.д.), а в сферу декларирования включены товары, ранее подлежавшие обязательной сертификации (часы, тетради, обои и т.д.). Внесённые дополнения увеличили перечень декларируемой продукции в пять раз. Таким образом, сделан второй шаг (первый в 1999 г.) в решении проблемы «снятия избыточности» обязательной сертификации.

На втором этапе реализации Концепции было запланировано принятие нового ФЗ взамен действующего Закона РФ «О сертификации продукции и услуг». Принятие этого ФЗ должно способствовать снижению затрат поставщиков на проведение обязательного подтверждения соответствия без повышения опасности от реализуемых на рынке страны товаров и услуг, содействовать развитию малого бизнеса и ускорению товарооборота, а также создаст благоприятные условия для развития международной торговли и вступления России в ВТО и другие международные организации.

5. Планируется существенное повышение роли добровольной сертификации (на основе зарубежного опыта). Во многих странах при поддержке правительств специально создаются мощные системы добровольной сертификации с высоким авторитетом как у потребителей, так и у изготовителей.

Очень перспективна добровольная сертификация на соответствие всем требованиям государственного стандарта. Предстоит найти механизмы, побуждающие изготовителя к такой сертификации.

В перспективе будут развиваться региональные системы добровольной сертификации с учётом нужд конкретных регионов (подобных действующей системе добровольной сертификации бриллиантов и драгоценных камней «Уралгемсерт» и т.д.).

6. Предполагается введение единого знака допуска продукции и услуг на рынке. Этот знак должен выдаваться с учётом всех требований безопасности, установленных стандартами, СанПиН, СНиП, правилами пожарной безопасности и т.д. Применение такого «интегрального» знака будет удобно всем покупателям, производителям, контролирующим и надзорным органам.

7. Очень актуально и перспективно создание в рамках СНГ региональной системы сертификации с едиными правилами и единым знаком соответствия. Создание единой системы сертификации позволит устранить барьеры при продвижении товаров на территории стран Содружества.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Когда был принят ФЗ РФ «О защите прав потребителей»?

2. Какова была цель введения в России системы сертификации?

3. Какие направления развития системы сертификации Вы знаете?

4. Для чего нужна постоянная корректировка положений ФЗ РФ «О сертификации продукции и услуг»?

5. Какую информацию должны содержать законы по сертификации?

6. Каково основное направление совершенствования методов

сертификации в России?

7. Какова цель сертификации импортируемой продукции на месте изготовления её?

8. Какие меры должны способствовать признанию российских сертификатов за рубежом?

9. Каково в настоящее время состояние российской сертификации систем качества (ССК)?

10. Чем можно объяснить отставание России в сертификации систем качества (ССК)?

11. Для чего нужна сертификация систем охраны окружающей среды?

12. Какие пути совершенствования действующей в стране системы сертификации Вы можете назвать?

13. Какие способы применяются для упрощения контроля безопасности продукции?

14. На какой термин в документах Госстандарта переходят от термина «стандартизация»?

15. На чём должно базироваться обязательное подтверждение соответствия?

16. Что такое «степень жёсткости» в оценке соответствия?

17. Какие формы контроля качества помимо подтверждения соответствия Вы знаете?

18. На какую стадию состояния продукции должен приходиться центр тяжести механизма подтверждения соответствия?

19. В каких случаях допуск предприятий к производству осуществляется через лицензирование?

20. В чём заключается снятие избыточности обязательной сертификации?

21. Какова роль добровольной сертификации на соответствие требованиям стандартов?

22. Каковы достоинства единого («интегрального») знака допуска продукции и услуг на рынок?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.