№ п/п
| Новые понятия
| Содержание
|
|
|
|
| Философия
| Одна из форм мировоззрения; особая наука со своим предметом исследования; особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
|
2.
| Мировоззрение
| Система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
|
3.
| Мифология
| Форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.
|
4.
| Мифы
| Архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах
|
5.
| Религия
| Мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере существования (одного или нескольких) богов или духов.
|
6.
| Понятие
| Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
|
7.
| Абстракция
| Формирование понятий для обозначения образов реальности
|
8.
| Теория в широком смысле
| Комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления
|
9.
| Теория в более узком и специальном смысле
| Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории.
|
10.
| Практика
| Материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.
|
11.
| Субъект
| Носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект.
|
12.
| Объект
| То, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
|
13.
| Материализм
| Одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
|
14.
| Материя
| Бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
|
15.
| Идеализм
| Общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо.
|
16.
| Душа
| Понятие, выражающее исторически изменяющееся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и ряде философских течений – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.
|
| Абсолют
| понятие философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию
|
| Монизм
| способ рассмотрения многообразных явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения
|
| Дуализм
| философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального
|
| Функция
| отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого
|
| История философии
| история становления философии как единой системы знаний или философии как науки
|
| Софисты
| условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины 5 - первой половины 4 века до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрона и др.)
|
| Аристотелизм
| в узком смысле - учение последователей Аристотеля о форме, способах познания, мышлении; в более широком смысле слова - истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение учения Аристотеля в различных средневековых теологических традициях
|
| Киники
| одна из так называемых сократических школ в Древней Греции, стремившаяся не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни (Антисфен, Кратет, Диоген Синопский и др.)
|
| Теология
| богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога
|
| Патристика
| термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 веков
|
| Схоластика
| тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в средние века
|
| Томизм
| направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского
|
| Номинализм
| философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий, т.е. утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении
|
| Пантеизм
| философское учение, отождествляющее мир и Бога
|
| Эмпиризм
| направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
|
| Рационализм
| философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
|
| Монада
| понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия
|
| Сциентизм
| мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире
|
| Деизм
| религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий
| |
| Агностицизм
| философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности
| |
| Скептицизм
| направление в философии, основанное Пирроном в конце 4 века до н.э., не допускавшее возможности достоверного знания и возможности рационального обоснования норм поведения
| |
| Гегельянство
| философское течение, исходящее из учения Гегеля и развивающее его идеи
| |
| Феноменология
| философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания - рефлексия сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры
| |
| Позитивизм
| философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование
| |
| Неопозитивизм
| направление в философии 20 века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки - роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания
| |
| Прагматизм
| течение в современной философии, считающее практическую полезность знания источником опасности, подчеркивающее, что философия есть способ решения человеческих проблем
| |
| Критический
рационализм
| направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой" модели рациональности, верной для всех и во все времена
| |
| Неокантианство
| направление в философии последней трети 19 - первой трети 20 веков, пытавшееся решить основные философские проблемы, исходя из толкования философии И. Канта
| |
| Экзистенциализм
| иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале 20 века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта
| |
| Персонализм
| теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога
| |
| Теодиция
| религиозно-философское учение об оправдании Бога, допускающего в мире зло
| |
| | | | |