Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество в функциональной теории

Индетерминистская концепция общества

На позициях индетерминизма стоят такие мыслители, как К. Поппер, А. Хайек, Д. Фридман. Карл Поппер в работах «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма» обвиняет К. Маркса в идеализме платоновского типа. Главной ошибкой его и многих мыслителей он считает стремление к пророческому предсказанию общественного развития. Однако влияние «пророков» заслоняет от общества задачи повседневной жизни, поскольку они создают мифогенный концептуальный каркас, навязываемый обществу в качестве концепции развития. Поставленная концепцией «цель» развития общества «построение коммунизма» или «построение капитализма», доказанная на уровне преходящих аргументов, оправдывает произвол власти и произвольно отсекает живые, но «не нужные» в соответствии с ней течения жизни (вспомним слова И. Солоневича, что гении в политике хуже чумы для народа).

К. Поппер полагает, что не нужно пытаться «сверху» управлять развитием общества, а цели ставить только самые общие – идеи разума, свободы, блага, через которые только и возможно оценивать действия политиков. Он выделяет два возможных типа общества: открытое или закрытое. Демократия должна обеспечивать «поле сражения» для любой разумной реформы.

На схеме индетерминистской концепции базируются экономические теории А. Хайека и Д. Фридмана. В работе «Дорога к рабству» А. Хайек доказывает, что попытки жесткого управления со стороны государства с целью создания земного рая всегда превращала его в ад. Главное, что теряется при этом – свободная творческая самодеятельность человека. Свободное развитие общества не может быть жестко запрограммированным; значительную роль играют действие человека и его свободный выбор. При плановой экономике реализуются сознательные действия одного или нескольких лиц, при индетерминистской экономике – сознательные действия всей совокупности членов общества.

Создатели функциональной теории – Э. Дюркгейм, Ч. Спенсер, Т. Парсонс. Основные работы Т. Парсонса: «Структура социального действия», «Социальная система», «Экономика и общество».

В рамках функционализма общество рассматривается как система. Системы – это социальные организмы, имеющие свои потребности, удовлетворение которых необходимо для их выживания. Этим системам свойственны как нормальные, так и патологические состояния. Норма – это сохранение равновесия состояния системы. В обществе всегда находятся элементы, удовлетворяющие требованиям сохранения системного целого. Поэтому необходимо изучать, какие именно элементы поддерживают нормальное состояние или равновесие системы. Нарушение равновесия элементов системы – это патология, которой можно избежать. Здесь следует интересный момент. Если с позиции экономического детерминизма или индетерминизма социальные катаклизмы и революции – это неизбежные закономерности и «нормы» общественной жизни, то функциональная теория доказывает, что это патология, отклонение от нормы. Избегая патологии, можно сколько угодно долго поддерживать равновесие системы и даже восстановить ее качественное состояние.

Парсонс выдвигает волюнтаристскую теорию социального действия. Оно включает в себя следующие элементы:

1) актер (отдельное лицо);

2) некоторая цель, которую преследует актер;

3) альтернативные средства достижения цели;

4) разнообразные ситуационные условия достижения цели;

5) ценности, нормы, идеалы, которыми руководствуется актер;

6) действия, включая принятие актером субъективных решений.

Для интеграции общества и равновесия социальной системы необходимо соблюдение двух правил:

1. Социальная система должна располагать достаточным количеством актеров для исполнения определенных социальных ролей (т.е. она включает в себя роли, а не людей).

2. Социальная система должна придерживаться таких образцов культуры, которые дают хотя бы минимальный порядок и не предъявляют людям невыполнимых требований.

Таким образом, общество здесь – социальная система, каждый ее элемент в принципе равен любому другому, т.е. отсутствует жесткая детерминация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие общества в теориях экономического детерминизма | Общество как система: структура и уровни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.