Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория локальных цивилизаций А. Тойнби

А. Тойнби развивает теорию локальных цивилизаций. Развитие локальных, изолированных цивилизаций осуществляется естественным путем, в котором реализуется материальная необходимость; развитие общества осуществляется через мимесис, т.е. подражание. В примитивных обществах подражают старикам и предкам, что делает эти общества статичными, а в «цивилизациях» – творческим личностям, что создает динамику развития. Человек достигает цивилизации в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей его на беспрецедентное до сих пор усилие.

Цивилизации Тойнби различает по религиозному принципу наличия универсальной церкви. Всего Тойнби выделяет в истории около тридцати локальных цивилизаций, семь из которых сохранились к середине XX века. Пять из них процветают в настоящее время: это цивилизации западно-христианская, православная, исламская, индуистская, дальневосточная (с японской ветвью).

Кроме пяти названных, Тойнби выделяет две системы – остатки погибших цивилизаций:

1) система, включающая христиан-монофизитов, христиан-несториан, иудеев и последователей религии зороастризма;

2) система, включающая буддистов ламаистско-махаянистского направления.

Динамика цивилизации определяется законом «вызова-ответа». Естественный ход приводит к изменениям, накапливающимся в обществе в качестве «вызова». Общество каким-то образом реагирует на этот вызов – дает «ответ». Адекватность ответа определяет гармоничность развития социума. Ответ, по Тойнби, готовит творческое меньшинство, которое завоевывает авторитет и превращается за счет этого в господствующую верхушку. Это изменение статуса творческой элиты с необходимостью консервирует ее, поскольку творческие способности она рано или поздно теряет, не желая в то же время расставаться с властью.

Процесс возникновения вызовов и серия успешных ответов на последовательные вызовы должны истолковываться как проявление роста, если по мере развертывания процесса наблюдается тенденция к смещению действия из области внешнего окружения в область внутреннюю. По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих во внутренние глубины цивилизации, преобразующих ее, в результате чего возникает потеря внутреннего единства, гармонии и пропорциональности, т.е. возникает «надлом» цивилизации. Тойнби полагает, что надломы сопровождаются какими-либо симптомами физической или психической дегенерации. Во время социального упадка члены общества представляют собой распад их социального наследия. Они лишены возможности приложения своих сил в творческом социальном действии. Общее понижение уровня жизни является следствием социального надлома, а не его причиной. Так, эллинская цивилизация надломилась, когда в процессе роста в какой-то момент нарушилось что-то во взаимодействии индивидуумов, обеспечивающих рост цивилизации. Процесс надлома цивилизации приводит к этапу «распада». Оказавшись в состоянии распада, цивилизация перестает быть целым, которое можно скопировать и организовать по его подобию свою собственную жизнь. Распад надломленной цивилизации начинается с отделения пролетариата от группы лидеров, выродившейся в творческое меньшинство.

В настоящее время одним из наиболее заметных представителей цивилизационного подхода является С. Хантингтон, который выдвинул идею, что XXI век станет эпохой жесткого столкновения цивилизаций[48]. Хантингтон полагает, что это противостояние можно смягчить, направив его по умеренному руслу размежевания цивилизационных материков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия истории О. Шпенглера | Лекция 8. Источники, движущие силы и субъекты развития общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.