КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепции деструктивной роли масс
Функциональная теория конфликта В рамках функциональной теории конфликта (Г. Зиммель) проблема народных масс ставится в ином плане, а именно: как можно массы и отдельные социальные группы использовать не с целью развития общества и перехода к более высокому состоянию, а с целью стабилизации развития, сохранения устойчивости и существующей власти. Функционалисты подчеркивают, что социальные отношения в обществе складываются в системном контексте. В обществе существуют органическая связь процессов, ассоциации и диссоциации. Конфликт в обществе не является неизбежным. Конфликт – распространенная черта системы. Однако далеко не всегда конфликты приводят к разрушению или изменению системы. Более того, конфликт – один из главных процессов, которые служат сохранению социального целого и его укреплению. Можно выделить следующие ключевые тезисы функциональной теории. Конфликт становится более острым в следующих случаях: 1) чем лучше, плотнее сбиты, сгруппированы социальные группы; 2) чем выше сплоченность каждой группы; 3) чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально; 4) чем крепче раньше было согласие участвующих в конфликте групп; 5) чем меньше изолированы и обособлены группы; 6) чем больше конфликт является не средством, а самоцелью. С другой стороны: 1) чем острее конфликт, тем большая сплоченность каждой группы; 2) чем острее конфликт и чем меньше интегрирована группа, тем больше вероятность ее деспотичной централизации; 3) чем больше группа выражает интересы своего меньшинства, тем сильнее ее сплоченность; 4) чем чаще конфликты и чем менее они остры, тем меньше возможностей распада группы; 5) чем сильнее враждебные группы, тем больше они будут стремиться сохранять дистанцию и не ввязываться в конфликт непосредственно. Таким образом, в рамках функциональной теории разработаны характеристики процессов конфликта и механизмы опоры на народные массы с целью стабилизации современного этапа развития общества. Однако не во всех учениях существует позитивное отношение к роли масс в истории. Концепция деструктивной роли масс развивается в учениях Ф. Ницше, Э. Канетти, Х. Ортеги-и-Гассета. Ницше считает, что массы способны только разрушать; созидать способны лишь отдельные сильные личности. Сугубо негативистское отношение к «массе» существует в работах Э. Канетти. Канетти в своей работе «Масса и власть» отождествляет массу с животным организмом. Если отдельный человек обладает сознанием и индивидуальными эмоциями, чувствами, волей, то в массе, толпе он превращается в клеточку единого животного организма. Масса снимает все различия и индивидуальные характеристики человека. Будучи одним, человек беззащитен перед лицом мира и более всего он боится встретиться с необходимостью принимать самостоятельные решения, включать сознание перед лицом необычности, новых обстоятельств. Масса защищает его от этого страха, но одновременно отнимает у человека его человеческое существо – сознание. В массе у индивида работают лишь животные инстинкты. Человек чувствует, что является частью животного организма, который сильнее его в тысячу раз, поэтому способен к таким радикальным поступкам, которые он осуждал бы, обладая индивидуальностью. Однако, поскольку в массе нет общего сознания и осознанных целей, способности понимать осознанный выбор, она способна только разрушать. Х. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» дает дальнейшие разъяснения понятия массы. Он противопоставляет массу и меньшинство. Меньшинство – это совокупность лиц, выделяющая себя из остальных. Масса – лица, не выделяющие себя ничем; это не рабочие или простолюдины, масса – это «средний человек», всякий, кто ни в добре, ни во зле не меряет себя особой мерой. Чтобы ощутить массу как реальность, не нужно скопления людей, массу можно ощутить по одному человеку, который чувствует себя таким, как все. Когда человек говорит о себе, что он простой средний человек – это не подвергает его на какое-либо развитие. Если же человек убеждается, что он – заурядность, серость и бездарность – он уже не масса. Выделив себя из массы, пусть и в качестве наиболее «слабого звена», человек замечает свои ограничения и видит цели, задачи собственного развития. Действия массы стихийны. Когда масса действует сама – это бунт, направленный против себя, потому что под массовым колесом уничтожается все, что не укладывается в рамки «среднего» человека, всякая творческая индивидуальность. Масса не способна к творчеству, а только к действию, аналогичному «суду Линча».
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |