Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа как объект философского анализа




ЛЕКЦИЯ 10. философский анализ взаимоотношений Общества и природы

Природа как объект философского анализа. Природа и общество, их взаимосвязь. Сущность географического детерминизма, геополитики, демографического фактора. Экологические проблемы и современность. От биосферы к ноосфере.

 

Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.

Понятие «природа» – одно из наиболее широких научных понятий. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, или как часть универсума. Природа всегда была объектом познания человека. Для естествознания природа – это объект, рамки которого определяются техно-биологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество в данном случае рассматривается как обособившаяся часть природы, условие и, одновременно, продукт человеческой деятельности. Общество и природа функционируют по своим законам, а также через взаимосвязь. Природа вечна, вечны и ее законы, человек и человечество (в их конкретных формах и конкретных точках мироздания) конечны, законы их функционирования ограничены во времени. Природа существует вне, независимо от человека (имеется в виду первичная, непреобразованная природа), а человечество существует в природе и в существенной зависимости от нее. Общественная жизнь – сложное явление, и она не сводима только к социальному уровню. Нельзя забывать про телесную организацию и определенный способ существования человеческого индивида.

К природным основам общества относятся:

­ телесная организация человека (человек – биосоциосистема);

­ народонаселение (в процессе производства человек производит средства для удовлетворения своих потребностей и воспроизводит себя);

­ природные условия, т.е. географическая среда.

По существу, природа обладает генетическим приоритетом по отношению к обществу. Всесилие человека над природой – это иллюзии антропоцентризма. На разных этапах развития общества люди по-своему оценивали значение природных факторов, соответственно формировались различные ценностные отношения человека к природе.

Почитание, преклонение перед природой на начальном этапе человеческой истории порождает в античной философии рассмотрение природы как проявления совершенства, гармонии, средоточия логоса (закона, порядка), человек был полностью, безраздельно зависим от нее.

В средневековой философии произошло противопоставление природе (земному) некоего абсолютного духовного начала – Бога, который стоит как над природой, так и над человеком. Начинает формироваться представление об особенности, избранности человека и, следовательно, превосходства, господства его над природой.

Заложенная тенденция продолжает развиваться в эпоху Возрождения. Абсолютизация человека, его сущностной способности к творчеству порождает представление о нем как непосредственном соучастнике творения природы. В эту эпоху, особенно в Новое время, природа превращается в поле активной деятельности человека. Он стремится не только познать ее законы, ее сущность, но и покорить ее, установить над ней свое господство. В ХХ веке стремление людей утвердить свое господство над природой достигло планетарных масштабов. Вместе с этим, человек начинает осознавать ранимость природы, ее зависимость от его деятельности, а также свою зависимость от природы. Порождается с необходимостью отношения нового типа ценностной ориентации – ответственные, нравственные соизмеримые потребности общества с возможностями природы.

Природа и общество, их взаимосвязь

История взаимодействия природы и общества делится на четыре этапа:

1) этап пассивного потребления;

2) этап активного использования природных ресурсов;

3) этап преобразования;

4) этап глобальной реконструкции.

Основой изменения взаимодействия является развитие производительных сил, техники и самого человека через совершенствование познания.

Результатом производства является создание искусственной, преобразованной, вторичной природы. В отличие от естественной, она не только порождается человеком, но и функционирует в зависимости от него. Именно эту природу человек стремится сформировать по своему усмотрению, но, наталкиваясь на объективные законы, терпит фиаско, как результат – очередные экологические катастрофы.

Искусственная природная среда многофункциональна, и роль, которую она выполняет, довольно сложна. Ее можно рассмотреть как результат адаптации человека к естественной природе, как условия его выживания, утверждения своей особенности над миром животных, как реализация своей творческой сущности. С другой стороны, создание искусственной природной среды породило, а затем и углубило момент отчуждения человека от природы, позволило восторжествовать иллюзорному представлению о своем господстве над природой, утвердить принцип вседозволенности по отношению к ней. Парадокс заключается в том, что все попытки человека уйти от естественной природы, оградиться от нее искусственной, ни к чему не приводят, своими корнями человек принадлежит природе, он сам часть природы, без нее его нет, также как современная природа такова лишь потому, что частью ее является человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.