Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие техники. Техника в контексте проблемы свободы человека




В современном обыденном сознании представление о технике сводится к определенным предметам, используемым человеком в быту и на работе: компьютерам, телевизорам, автомобилям, самолетам и т.д. Однако техника не сводится только к предметам, которые являются результатом усилий множества людей, создающих эти предметы. Техника, кроме технических предметов, включает в себя совокупность технических знаний по использованию и производству технических устройств, машин и инструментов; совокупность различных видов деятельности по проектированию и изготовлению предметов техники.

Кроме того, феномен техники включает в себя саму деятельность по преобразованию объектов природы. Любой предмет и техника как таковая проявляет свою сущность, лишь вступая во взаимоотношения со своей противоположностью. Для техники противоположностями являются природа и человек, поэтому техника есть механизм взаимодействия человека и природы, механизм преобразования природы человеком. В качестве объекта преобразования может выступать сам человек, его природные способности. Например, существует техника быстрого чтения, техника бега, техника воспитания воли и т.д. В данном случае техника включает в себя определенные способы, правила достижения цели. При этом целью всегда является преобразование объекта, на которого направлены действия, изменение его состояния, характеристик.

Таким образом, технику можно определить как совокупность знаний и умений, определяющих содержание и способы преобразования реальности, деятельность человека по преобразования объектов природы на основе знаний, а также машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека.

Для понимания техники необходимо также выделить ряд ее характерных черт:

1. Искусственность. Техника понимается как артефакт (искусственное образование). С учетом этой особенности клонированный живой организм также относится к технике.

2. Инструментальность. Техника всегда выступает в качестве инструмента воздействия на природу. Инструментальность предполагает, что техника всегда является средством, орудием достижения какой либо цели.

3. Антропологичность. Техника является таковой только в процессе деятельности человека.

4. Непосредственная связь со знанием. Техническая деятельность основана на использовании закономерностей природы. Энергия атомных станций вырабатывается в соответствии с принципом, по которому вырабатывается энергия в звездах. Атомная электростанция подобна небольшой горящей звезде.

Не все характеристики являются сущностными. Особое внимание выявлению сущности техники уделил М. Хайдеггер. Он считает, что инструментальность техники не есть ее сущность, поскольку потребности и цели, для которых служат предметы, тоже относятся к технике, являются ее целевой причиной. Инструментальное понимание техники (как средства деятельности) закрывает возможность понять сущность техники.

Хайдеггер видит сущность техники в «по-ставе». «Постав» происходит от слова поставлять что-то, например самолет на взлетной площадке поставлен на обеспечение возможности транспортировок. Поставом мыслитель называет «собирающее начало той установки, которая ставит, т.е. заставляет, человека выводить действительное из его потаенности способом поставления его как состоящего-в-наличии»[58]. Постав не нечто техническое, машинообразное. Он способ, каким действительное выходит из потаенности, становясь состоящим-в-наличии. Человек, захваченный поставляющим производством стоит внутри сущностной сферы постава. Постав это миссия и судьба человека, посылающая на путь опредемечивающего представления. Слово ставить в поставе имеет в виду не только производство, но и момент художественного «пред-ставления». Техника есть произведение. Всякое произведение стоит на раскрытии потаенного.

Итак, по мысли Хайдеггера, техника есть способ самореализации человека, она есть выведение истины из потаенного. Однако, есть опасность, что человек все истолкует по образу постава, пойдет по пути полного расколдовывания мира, представления мира в свете причинно-следственных связей. Этого можно избежать, если совершать усилие разглядеть сущность техники, вместо того, чтобы обращать свой взор на результаты технического. Человеку необходимо понимать, что техника есть один способов выведения истины, которому родственна и противостоит другая область культуры – искусство.

К. Ясперс видит смысл техники в освобождении от власти природы. Ее назначение – освободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами. Однако техника вводит новые ограничения. Человек не сможет обуздать природные процессы, он не сможет управлять цунами или ураганами. В то же время созданная техническая реальность грозит человеку новыми бедствиями - техногенными катастрофами.

Человек отличается тем, что он сам создает свое существование. Ортега-и-Гассет утверждает, что человек обречен созидать, творить самого себя. Человек является творцом, техником. В данном случае техника понимается как способ достижения цели, способ реализации, становления человека. Ортега-и-гассет определяет миссию техники как освобождение человека, дарующее ему возможность быть собой.

Техника, рассматриваемая во взаимосвязи с человеческим существованием, может быть освобождающей и закрепощающей. Зачастую человек использует технику в реализации чужих целей, привыкает к такой жизни. Огромное количество технических средств позволяет заполнить пустоту человеческого существования. Человек не знает для чего он живет, он теряет человеческое, теряет свободу.

Социальная реальность такова, что техногенность определяется как одна из существенных характеристик современного общества. Если человек не сможет преодолеть границы технической реальности, то он будет вынужден действовав по ее законам, рискуя превратиться в часть единого мирового механизма, в котором все управляемо и все управляемы заданными технологиями, даже те, кто стоит у власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.