Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное общество и информатизация науки




Одним из основных механизмов формирования информационного общества является информатизация, которая представляет из себя научно-технический, организационный и социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением современных информационных технологий.

Во многих странах уже разработаны или разрабатываются программы их вхождения в информационное общество и предпринимаются практические шаги по реализации таких программ. При формировании программ страны преследуют достижение следующих целей:

- усиление диалога между государственными структурами, промышленностью, бизнесом, членами общества, направленного на максимальное использование возможностей внедрения и применения информационных технологий для экономического развития общества и занятости населения;

- углубление и расширение информационной инфраструктуры в направлении повышения ее функциональных возможностей, надежности и эффективности;

- защита интересов общества и прав личности при использовании информационных технологий;

- защита информации в информационных сетях; расширение возможностей и поддержка использования информационных технологий во всех сферах народного хозяйства;

- использование информационных технологий для информатизации государственных органов, прежде всего для обеспечения реализации прав граждан на получение информации от них;

- усиление и расширение использования информационных технологий для новых форм и видов деятельности, а также в бизнесе, на транспорте, в области защиты окружающей среды, здравоохранения и т.д.;

- обеспечение свободной конкуренции в рамках информационного общества;

- улучшение и повышение эффективности доступа к техническим, экологическим, экономическим и другим информационным ресурсам в информационных сетях;

- развитие научных исследований и разработок в области информационных технологий;

- согласование национальных мер с политикой Европейского и Мирового сообществ по вопросам вхождения в информационное общество, в том числе в части осуществления международного сотрудничества.

Информационная сфера становится не только одной из важнейших сфер международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Страны с более развитой информационной инфраструктурой, устанавливая технологические стандарты и предоставляя покупателям свои ресурсы, определяют условия формирования и деятельности информационных структур в других странах, оказывают существенное воздействие на развитие их информационных сфер. Развитие и обеспечение безопасности информационной сферы при формировании национальной политики в промышленно развитых странах получает приоритет.

Проблема разработки высокоэффективной системы информационного обеспечения фундаментальной и прикладной науки в условиях экономической реформы становится важнейшей задачей государственной политики, главным элементом в организации и проведении научных исследований, внедрении их результатов. Полнота, формы и методы представления информации, временные факторы информационного обеспечения науки относятся к главным показателям качества информационного ресурса. Недостаточная полнота и запаздывание в предоставлении ученым необходимой информации по проблемам их исследований неизбежно ведет к задержке научных разработок, и, в конечном итоге, к отставанию в темпах промышленного развития.

В силу целого ряда причин переходного периода социально-экономических преобразований уровень информационного обеспечения науки и образования в России на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. Вследствие жестких финансовых ограничений резко снизился уровень комплектования даже ведущих библиотек и информационных центров как отечественными, так и зарубежными научно-техническими периодическими изданиями. Очевидно, что в ближайшие годы традиционными методами изменить ситуацию к лучшему не представится возможным. Нужны новые нетрадиционные подходы для решения проблем повышения уровня информационного обеспечения ученых и специалистов на основе масштабного использования новых информационных технологий и электронизации информационных фондов.

В настоящее время реализуется ряд комплексных программ, таких как:

- Государственная научно-техническая программа "Федеральный информационный фонд";

- Межведомственная программа "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы";

- Межведомственная программа "Российские электронные библиотеки" (РФФИ и РФТР Миннауки РФ).

 

В рамках этих программ и проектов осуществляются: создание регионально-ориентированной инфраструктуры для генерации, поиска, предоставления и распространения информации, которая позволит существенно приблизиться к мировому уровню информационного обслуживания; развитие транспортной среды, общей для науки, образования, культуры и медицины; построение на этой основе предметно-ориентированных логических сетей.

Создаются крупные распределенные информационные системы, т.е. сети серверов, использующих общий набор стандартов представления информации, метаданных, пользовательских интерфейсов и т.д. Такая система, например, создается в рамках межведомственного проекта "Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных центров России" (LibWeb), осуществляемого при поддержке РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда.

На государственном уровне можно выделить пять блоков проблем информатизации науки и образования:

- Электронизация информационных ресурсов (с учетом решения вопросов интероперабельности неоднородных коллекций) и реализация современного телекоммуникационного доступа российских ученых к информационным ресурсам ведущих национальных центров - генераторов баз данных (ВИНИТИ, ИНИОН и др.)

- Создание единого унифицированного интерфейса доступа к ресурсам и электронным каталогам научных библиотек, а также создание системы цифровых библиотек - в первую очередь на базе информационных ресурсов таких ведущих российских библиотек как Российская государственная библиотека, Библиотека естественных наук Российской академии наук, Государственная публичная научно-техническая библиотека и др.

- Внедрение информационных методов в процессы научных исследований: компьютерное моделирование, корреляционный анализ типа "структура-свойство", статистический анализ и др. Реализация телекоммуникационного доступа к научным базам данных, создаваемым в научных организациях страны (это порядка 20 тыс. БД в различных предметных областях: физика, химия, математика, биология, информатика и т.д.). Интеграция научно-исследовательской и информационной деятельности посредством внедрения альтернативной информационной технологии -компьютерной автоформализации профессиональных знаний. Ученые могут производить новые знания (научную продукцию) путем проведения эксперимента, теоретических расчетов, обобщения знаний, путем сбора фактов, их систематизации. К настоящему времени в российской науке - по крайней мере в ряде предметных областей (математика, геология, химия и др.) - накоплен огромный объем знаний, информации, требующий очень большого объема работ по ее обобщению, систематизации, для создания условий широкого использования этой информации учеными и специалистами. Так, в геологии и геофизике, по некоторым оценкам, накоплен такой большой объем данных, что с точки зрения прагматической результативности целесообразно было бы отказаться в ближайшие 10-12 лет от затрат на новые дорогостоящие изыскания и исследования, и сосредоточить усилия на систематизации и обработке уже имеющейся информации.

- Реконструкция на качественно новой основе информационного обмена между информационными центрами восточноевропейских стран и стран CНГ.

- Реализация: а) телекоммуникационного доступа российских ученых к зарубежным базам данных с научной и технической информацией; б) доступа мирового научного сообщества к российским автоматизированным информационным ресурсам.

Построение информационного общества - комплексный процесс, требующий усилий специалистов в самых разных областях науки. В силу этого настоящий сборник имеет междисциплинарный характер. Он содержит основные термины и определения, относящиеся к информационному обществу, освещает основные особенности и тенденции его развития, исследует философские, социальные и экономические проблемы, порождаемые широким распространением информационных и коммуникационных технологий, предлагает наряду с сугубо теоретическими работами результаты прикладных исследований, рассказывает о практических усилиях по созданию условий перехода к информационному обществу XXI века.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм, где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта. Не менее сложна эта процедура и в финансовых органах, где происходит оформление движения денежных ресурсов.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных и производственных операций. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией.

Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи с помощью других средств коммуникаций. Дистанционная передача по каналам связи сокращает время передачи данных, однако для ее осуществления необходимы специальные технические средства, что удорожает процесс передачи. Предпочтительным является использование технических средств сбора и регистрации, которые, собирая автоматически информацию с установленных на рабочих местах датчиков, передают ее в ЭВМ для последующей обработки, что повышает ее достоверность и снижает трудоемкость.

Дистанционно может передаваться как первичная информация с мест ее возникновения, так и результатная в обратном направлении.

Применение дистанционной передачи значительно ускоряет прохождение информации с одного уровня управления на другой и сокращает общее время обработки данных.

Хранение и накопление информации вызвано многократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостью ком­плектации первичных данных до их обработки. Хранение и накопление информации осуществляется в информационных банках, на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проектирования порядку.

С хранением и накоплением непосредственно связан поиск данных, т.е. выборка нужных данных из хранимой информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке или замене.

Обработка информации производится, как правило, децентрализованно, в местах возникновения первичной информации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов той или иной управленческой службы. Обработка может производиться не только автономно, но и в вычислительных сетях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.