Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход к решению психофизиологической проблемы




Применение системного подхода к изучению проблемы «мозг — психика» стали реальностью во второй половине XX века, одна­ко идеи о функциональном единстве мозга и его связи с поведением и психикой появились более 100 лет назад.

История проблемы. Уже в конце прошлого века в основном в русле клинической неврологии, стали высказываться идеи о един­стве функционирования частей мозга и связи этого единства с ум­ственными возможностями человека. Так, например, Ф.Голтс (1881) утверждал, что местоположение ума следует искать во всех частях коры, точнее во всех отделах мозга. Широкую известность получи­ли проведенные в начале века эксперименты К. Леш ли и его концеп­ция о структурной организации поведения. По результатам опы­тов на животных и клиническим наблюдениям Лешли сформулиро­вал положение о том, что в коре мозга нет такого поля, которое бы не принимало участия в осуществлении «интеллектуальных функций».

В отечественной науке одним из первых высказал идею систем­ной организации мозга Л.С. Выготский. Еще в 1934 г. он писал: «... функция мозга как целого... представляет собой продукт ин­тегральной деятельности расчлененных, дифференцированных и снова иерархически объединенных между собой функций отдель­ных участков мозга...» и далее «специфическая функция каждой особой межцентральной системы заключается, прежде всего, в обеспечении совершенно новой продуктивной, а не только тормо­зящей и возбуждающей деятельности низших центров, формы со­знательной деятельности.» (цит. по Л.С. Выготский, 1982, Т.1).

Впоследствии эти идеи Л.С. Выготского получили продуктивное ­развитие в трудах А.Р. Лурии, который создал теорию системной динамической локализации высших психических функций в коре больших полушарий. Эта теория получила прекрасное воплоще­ние в контексте нейропсихологии. Однако, видимо, благодаря сво­ей клинической ориентации теория А.Р. Лурии не получила долж­ного отклика в физиологии ВНД.

Следует также подчеркнуть, что идеи о системном строении моз­говых и психических функций были высказаны Л.С. Выготским, а позднее и А.Р. Лурией в то время, когда в исследованиях мозга безраздельно царила павловская физиология, сосредоточенная на изучении функциональных единиц поведения — рефлексов и их моз­говой организации. Значительно преуспев в познании относитель­но элементарных процессов и функций, господствовавшая фи­зиология столкнулась, однако, с чрезвычайными трудностями, об­ратившись к сложным формам поведения. Тем не менее аспект це­лостности функционирования мозга «отпугивал» большинство фи­зиологов своим якобы «сверхъестественным» содержанием, навя­занным идеями гештальтизма. В результате, как отмечает Н.Ю.Бе-ленков (1980) целостность мозга как предмет исследования надол­го ушла из поля зрения физиологии.

Мозг как система систем. Широкое внедрение системного под­хода в физиологию изменило методологию и логику научных ис­следований. В настоящее время большинство нейрофизиологов счи­тает, что мозг представляет собой «сверхсистему», состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. Причем выделяется два уровня существования систем (микроуро­вень и макроуровень) и соответственно два типа систем: микро- и макросистемы (Бехтерева, 1999).

Микроуровень представляет совокупность популяций нервных клеток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль — вер­тикально организованная колонка нейронов и их отростков (см. гла­ву 1.4.4). Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросистемы. Микросистемы сопоставимы с отдельными струк­турными образованиями мозга. Например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение (ци-тоархитектонику), представляют разные макросистемы.

Методология системного подхода находит свое отражение в кон­кретных экспериментальных исследованиях. Соответственно изу­чаются системы двух типов: микро- и макро.

В первом случае предметом анализа является интеграция и кон­солидация систем применительно к нейрональным элементам с уче­том специфичности тех функций, которые выполняют нейроны в системном обеспечении поведения и психики. Во втором случае про­водится исследование интегративной деятельности на уровне моз­га как целого с учетом топографического фактора, т.е. специфи­ки участия отдельных структур мозга в обеспечении тех или иных психических функций и процессов. Здесь главное место занима­ет регистрация биоэлектрической активности отдельных структур мозга и оценка взаимодействия активности разных отделов мозга с помощью специальных показателей (см. главу 2.3).

Независимо от того, какой уровень представляет система — ми-кро или макро, единым является общий принцип взаимодействия: при объединении (консолидации) элементов в систему возникают качества или свойства, не присущие отдельным элементам. В кон­солидированной системе изменение одного из элементов влечет за собой изменения всех остальных элементов, а следовательно, и си­стемы в целом.

Системная психофизиология. Итак, в соответствии с одним из главных принципов системного подхода — принципом целост­ности свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны, отделы мозга, или функциональные системы). В связи с этим встает задача связать отдельные структу­ры или элементы мозга в системные организации и определить но­вые свойства этих организаций по сравнению с входящими в них структурными компонентами. Таким образом, применение систем­ного подхода диктует необходимость сопоставлять психические яв­ления не с частичными нейрофизиологическими процессами, а с их целостной структурной организацией.

Новое экспериментальное направление — системная психофи­зиология (Швырков, 1989; Александров, 1997,1999) ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, составля­ющих и обеспечивающих психику и поведение человека. Соглас­но мнению авторов этой концепции, системное решение психофи­зиологической проблемы обеспечивается за счет информационно­го сопоставления психических и нейрофизиологических процессов. При этом психические процессы отвечают за поведение организ­ма как целого. В то же время нейрофизиологические процессы про­текают на уровне отдельных элементов (нейронов и нейронных се­тей). Таким образом, психические явления сопоставляются не с эле­ментарными физиологическими явлениями, а только с процессами их организации. «При этом, — как пишет Ю.И. Александров, пси­хологическое и физиологическое описание поведения и деятель­ности оказываются частными описаниями одних и тех же систем­ных процессов» (Александров, 1997. С. 293). Основная парадиг­ма, в контексте которой ведутся исследования этого направления (причем преимущественно на животных) связана с изучением ак­тивного приспособительного поведения, а теория функциональной системы служит их теоретической основой. Причем психика в этом контексте оказывается «системой взаимосвязанных функцио­нальных систем».

Подобное решение психофизиологической проблемы позволя­ет избежать следующих методологических ошибок:

1) отождествления психического и физиологического, т.к. сог­ласно этой концепции психическое возникает только при организа­ции физиологических процессов в систему;

2) психофизиологического параллелизма, согласно которому пси­хическое и физиологическое существуют параллельно;

3) и наконец, ошибки, рассматривающей психическое и физио­логическое во взаимодействии, поскольку психическое и физиоло­гическое являются лишь различными сторонами, аспектами анали­за единых системных процессов.

Более детальный анализ основных теоретических представ­лений и исследований, выполненных в русле системной психофи­зиологии представлен в книгах «Основы психофизиологии» (1997) и «Современная психология» (1999).

­

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.