КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №1. Методичні вказівки до для проведення лабораторного заняття № 1 з дисципліни “Проектно-кошторисна справа” для студентів напряму підготовки: 6.030504 «Економіка
НАВЧАЛЬНЕ ВИДАННЯ Методичні вказівки до для проведення лабораторного заняття № 1 з дисципліни “Проектно-кошторисна справа” для студентів напряму підготовки: 6.030504 «Економіка підприємства»(ЕП)
Укладач: доцент кафедри ЕОУП Кадол Лариса Василівна
Реєстраційний №__________ Підписано до друку __________ Формат __________ Обсяг 29 стор. Тираж __________прим.
Видавничий центр КТУ, вул. XXII партз’їзду, 11, м. Кривий Ріг
«Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов» 1.ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Для успешного использования разнообразных средств физической культуры необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Для их освоения необходимо знать понятия общего характера, существующие в науке и в жизни, так как профессиональные термины формируются на основе общих, родовых понятий. Для физической культуры родовым является понятие «культура». Это очень сложное и многогранное понятие, имеющее большое количество различных определений и трактовок. К явлению культуры относят продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека и общества, т.е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей. Культура—это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями. Деятельность человека может быть материально, социально и духовно преобразующей. Развитие человека определяется как наследственностью, так и социальными условиями и потребностями самой личности и общества. Следовательно, культура направлена на формирование, развитие и практическое использование сил и способностей человека как главного субъекта исторического действия. Она имеет весьма сложную структуру и многочисленные функции, отвечающие потребностям индивидуального и общественного развития личности. Отсюда становится понятным, что развитие способностей человека происходит только в процессе деятельности, побудительной причиной которой являются потребности общества и личности. Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, осваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно – смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его и тем самым порождает себя, обретает себя в этом человеческом мире (М.И. Быховская, 1993). Потребность – это нужда в чем - то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. Обычно выделяют два класса потребностей – естественные и социальные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, размножении, защите потомства. Социальные потребности можно разделить на потребности личности и общества. К числу наиболее важных потребностей общества относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации из всесторонне и гармонически развитых людей и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований (В.М.Выдрин, 1999). Среди потребностей личности следует особо отметить потребности в безопасности, защите, любви, самоуважении, совершенствовании. В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали и такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, на преобразование своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, удовлетворяющая социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через активную, социально полезную деятельность. Основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. Физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения человека на пути физического совершенствования. Ее компонентами являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Каждая из них удовлетворяет определенные потребности общества и личности. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения для формирования умений дифференцированно управлять движениями. В процессе физического воспитания осуществляется общее воспитание личности, поскольку оно формирует интересы, мотивы, нормы и правила поведения людей, их ценностные ориентации и т. п. Физическая подготовка — процесс физического воспитания, имеющий выраженную прикладную ориентацию по отношению к тем или иным видам деятельности, предстоящим в жизненной практике (трудовой, военной или иной). Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). ОФП – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки. С ОФП связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физического способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на конкретном историческом этапе. Особо необходимо подчеркнуть, что всегда в них присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в различных видах профессионального труда или конкретном виде спорта. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – ловкости и т.д., т.е. необходима специальная подготовка. СФП – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной профессиональной деятельности или вида спорта. В СФП используются те средства и методы физического воспитания, которые позволяют довести до необходимого уровня совершенства, требующиеся в избранной деятельности двигательные умения и навыки, обеспечить развитие физических способностей, обуславливающих эффективность данной деятельности и гарантировать тем самым приобретение и сохранение оптимальной физической подготовленности Физическое развитие — это биологический процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тепа, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Оно может идти стихийным путем (естественное физическое развитие ребенка) и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха. В основе управления физическим развитием лежит закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. В то же время, физическое развитие обусловлено законами наследственности, которые необходимо учитывать, как факторы, благоприятствующие или препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе, и географической среды. При выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние этих законов. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека, как ведущего фактора, определяющего не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, составляющее общее жизненное благополучие. Спорт — игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и специальная подготовка к ней, направленная на достижение наивысших результатов. Направленность к высшим достижениям, специализация, состязательность и зрелищность являются его главными признаками, как части физической культуры. Спорт удовлетворяет потребности в соревновательной деятельности и в изучении и раскрытии резервных возможностей человека на предельных уровнях. Физическая рекреация — осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса. Она удовлетворяет потребности людей в развлечениях с помощью физических упражнений, переключении с одного вида деятельности на другой, отвлечении от ее обычных видов (бытовых, профессиональных). Физическая реабилитация—деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Она удовлетворяет потребности в лечении и восстановлении сил человека средствами физической культуры: физическими упражнениями, массажем, баней, водными процедурами и т. п. Таким образом, перечисленные компоненты физической культуры, полностью удовлетворяют все потребности в физической подготовке (в широком смысле слова) человека ко всем формам его жизнедеятельности. Они включают в себя все многообразие видов, форм использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха. Чтобы правильно отнести данный вид или форму к соответствующей части физической культуры, достаточно ответить на вопрос, какие потребности человека они удовлетворяют.
ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ На человека постоянно воздействуют три потока информации: СЕНСОРНЫЙ, воспринимаемый органами чувств через первую сигнальную систему, ВЕРБАЛЬНЫЙ (устное или письменное слово) – через вторую сигнальную систему и СТРУКТУРНЫЙ (компоненты пищи и вдыхаемого воздуха), поступающий через желудочно - кишечный тракт и дыхательную систему (И. И. Брехман). Объем каждого вида информации может быть оптимальным, избыточным или недостаточным. Информация может быть необходимой (полезной), индифферентной (безразличной) или вредной. Организм человека имеет определенную пропускную способность восприятия информации и ограниченные резервы для защиты от неблагоприятных последствий резких изменений количества и качества информации. Все три потока информации соединяются на некотором химическом уровне (И.И. Брехман, М.Б. Кубланов). Физико – химические факторы среды, действующие на органы чувств, вызывают в конечном счете биологические перестройки организма. У человека важнейшим информационным комплексом является вторая сигнальная система, преобразующая семантику речевых или письменных сообщений в соответствующую реакцию организма также через химических «посредников». И.И. Брехман и М.Б. Кубланов предполагают существование некоторого химического «информационного» пространства, обладающего «необходимым разнообразием», которое обеспечивает АДАПТИВНЫЕ свойства организма. Известно, что общей неспецифической реакцией организма является стрессовая. Определенный уровень стресса, по мнению Г.Селье, необходим для обеспечения нормальной реакции организма (ЭУСТРЕСС). Но часто уровень стрессовых воздействий оказывается выше ОПТИМАЛЬНОГО, что приводит к различного рода расстройствам (ДИСТРЕСС). И.И. Брехман и М.Б.Кубланов считают, что если самые различные воздействия физической, химической, биологической и психической природы приводят к одной и той же реакции, то в организме при этом должны образовываться одни и те же вещества, запускающие весь механизм ответной стрессовой реакции. Таким образом, стрессовую реакцию организма можно рассматривать как некоторый химический ответ на ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДИСБАЛАНС СРЕДЫ.
ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1. ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Общее понятие о сущности и значении координационных способностей Координационные способности (КС) представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи. Эта согласованность проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. КС обусловливают скорость и эффективность освоения жизненно необходимых двигательных навыков. Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Уровень КС определяется следующими способностями индивида: — быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект; — точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени; — дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения; — приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи; — предвосхищать (предугадывать) положение движущегося объекта в нужный момент времени (экстраполяция); — ориентироваться во времени и пространстве. В зависимости от специфики двигательной задачи КС могут проявляться в форме удержания различных равновесий, выполнения действий в заданном ритме, своевременной перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки и др. Наиболее интенсивный естественный прирост КС происходит между 4—5 годами жизни. Этот период жизни называют «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Если в этот период целенаправленно воздействовать на КС, то уже к 7—10 годам организм готов для высокого их развития. Замечено, что у мальчиков уровень развития КС с возрастом выше, чем у девочек. 1.2. Средства воспитания координационных способностей Основным средством совершенствования КС является физическое упражнение. При этом эффективное развитие КС облегчается в случае выполнения следующих методических действий: - целенаправленного развития отдельных способностей (быстрота реагирования, приспособление к изменяющимся условиям и др.), обеспечивающего более высокий уровень координационной подготовленности; - технически правильного изучения двигательных навыков, используемых в качестве тренирующих средств, так как в противном случае они будут являться источником новых ошибок; - улучшений функционирования анализаторов, способствующих существенному повышению уровня КС. Так, использование вращающегося стула, качелей приводит к улучшению функций вестибулярного аппарата и как следствие к повышению способности удерживать равновесие; - повышения координационной сложности используемых физических упражнений за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров.
2. ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 2.1. Сущность и значение силовых способностей Сила человека - его способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. Сила проявляется в результате напряжения мышц, измеряемого в граммах и килограммах. Мышечное напряжение может иметь место при изменении длины мышц, называемом динамической формой сокращения, или без изменения длины,.именуемого статической формой сокращения. В зависимости от внешнего проявления активности мышц выделяют несколько режимов мышечного сокращения. Преодолевающий режим характеризуется сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению тела или его звеньев, а также внешних объектов в условиях, когда внешняя нагрузка на мышцу меньше ее напряжения. Движение в этом случае происходит с ускорением, мышца выполняет положительную внешнюю работу, а тип мышечного сокращения называется миометрическим режимом. Одной из разновидностей преодолевающего режима мышечного сокращения является такое соотношение внешней нагрузки и напряжения мышц, при котором движения в суставе происходят без ускорения, с постоянной скоростью. Такое условие обеспечивается специальными техническими устройствами, а тип мышечного сокращения называется изокинетическим режимом. Если внешняя нагрузка на мышцу больше, чем ее напряжение, мышца удлиняется, движения в суставе происходят с замедлением, мышцы выполняют отрицательную внешнюю работу (например, приседание с весом). Это уступающий режим сокращения. Статическая форма сокращения возникает в случае, когда внешняя нагрузка равна мышечному напряжению или когда отсутствуют условия для движения в суставе. Тогда мышца развивает напряжение, не изменяя своей длины, что является удерживающим (изометрическим) режимом сокращения (табл. 1). Таблица 1. Основные характеристики различных форм и режимов мышечного сокращения
Сила измеряется специальными приборами — динамометрами (кистевыми, становыми и др.). Наиболее распространенной и удобной является конструкция динамометра с индикатором часового типа, разработанная В. М. Абалаковым. Сила отдельных групп мышц определяется по специальным методикам. В спортивной практике широко применяется методика Б. М. Рыбалко. Основное преимущество метода состоит в портативности измерительного инвентаря и доступности при массовых исследованиях. Полученные данные позволяют рассчитать суммарную силу всех мышц, мышц нижних и верхних конечностей, мышц туловища, а также левой и правой половины тела. Динамометрия позволяет получить информацию об абсолютной силе мышц, характеризующей максимальную величину произвольного мышечного усилия без ограничения времени и величины внешнего отягощения, а также об относительной силе, определяемой отношением абсолютной силы к весу тела. С увеличением веса человека его абсолютная сила увеличивается, а относительная снижается.
1.3 ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 1.3.1. Понятие о скоростных способностях Скоростные способности — это совокупность индивидуальных особенностей, обусловливающих быстроту выполнения двигательных действий. К числу основных скоростных способностей относятся: быстрота простой и сложной двигательных реакций; быстрота отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением; быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений.
1.4. ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 1.4.1. Сущность и формы проявления скоростно-силовых способностей Скоростно-силовые способности — это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. В практике эту способность называют еще «взрывной силой» («взрывным усилием»). Способность к «взрывному усилию» зависит от общей способности нервно-мышечного аппарата к проявлению значительных напряжений в короткий промежуток времени; от абсолютной силы мышц, проявляемой при предельном их напряжении без ограничения времени; от специфической способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения. Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей являются упражнения прыжкового характера и метания. Для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств используются различные контрольные упражнения (тесты). Спортсмену предоставляются три попытки в идентичных условиях. Лучший результат считается исходным показателем. Наиболее универсальным» тестами скоростно-силовой подготовленности являются выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места и определение высоты прыжка посредством лентопротяжного устройства системы В. М. Абалакова, прыжок в длину с места, бег 20—30 м с ходу. Для оценки уровня развития силового компонента скоростно-силовых способностей используются упражнения с увеличенным по отношению к соревновательному сопротивлением (бросок утяжеленного снаряда, бег в гору и т. п.), для оценки скоростного компонента — с облегченным сопротивлением.
2.5. ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ 2.5.1. Общее понятие о сущности и разновидностях выносливости Выносливостью называют способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Известно, что утомление выполняет защитную функцию в организме и ведет к временному снижению работоспособности задолго до истощения работающих органов и систем. В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое-либо звено или система организма выполняет большую часть работы. Например, при умственной работе утомление, преимущественно, развивается в коре головного мозга; при сенсорной — в соответствующих анализаторах; при интенсивной мышечной деятельности — в мышечном звене. Кроме того, существенное влияние на характер утомления оказывает объем участвующих в упражнении мышц. При локальной работе отдельного звена тела утомление обусловлено изменениями непосредственно в исполнительном нервно-мышечном аппарате. При работе глобального характера, в которой участвует более 1/3 всех мышц, предъявляющей высокие требования к энергетическому обмену, утомление связано с функционированием таких важнейших систем, как дыхательная и сердечно-сосудистая. Механизм утомления при такой работе определяется также ее интенсивностью и многими другими факторами. Таким образом, в процессе решения двигательной задачи человеку предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер. В соответствии с этим очевидно, что утомление специфично, а выносливость, демонстрируемая человеком, всегда является специальной. Это позволяет утверждать, что для совершенствования методики воспитания выносливости необходимо изучать физиологический механизм утомления конкретной деятельности. Уровень выносливости обусловлен комплексом различных факторов: функциональными возможностями органов и систем (наследуемыми и приобретенными), совершенством технического мастерства, волевыми качествами человека и величиной энергетических запасов в организме. 2.5.2. Классификация видов выносливости Одним из важнейших факторов, определяющих выносливость, является мощность механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. На основании признака преимущественного ресинтеза макроэнергетических соединений выделяют выносливость аэробного, анаэробного и смешанного (аэробно-анаэробного) характера. В зависимости от длительности физической нагрузки ведущая роль в энергообеспечении мышечной деятельности принадлежит анаэробному и аэробному процессам или их комбинации (табл. 2). Таблица 2. Относительное содержание анаэробного и аэробного процессов по отношению к общему энергетическому потреблению в течение максимальной нагрузки различной продолжительности
В случае значительной длительности упражнения (до 2— 10 мин) интервалы отдыха между повторениями должны обеспечить восстановление работоспособности, близкой к исходной. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в этом случае достигает рабочего уровня или превышает его на 3-5%. В результате тренировки по описанной методике повышение силовой выносливости достигается вследствие увеличения в мышцах содержания сократительных белков, числа капилляров и миоглобина, совершенствования функции передачи кислорода от гемоглобина к мышечным клеткам, способности переносить высокий уровень кислородного долга за счет увеличения анаэробных способностей организма и психической устойчивости к изменениям во внутренней среде организма.
2.6. ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ 2.6.1. Характеристика гибкости как физического качества Гибкость определяется как способность человека к достижению большой амплитуды в выполняемом движении. В теории и практике термин «гибкость» широко используется в тех случаях, когда речь идет о подвижности в суставах. Причем в ряде случаев гибкость определяется как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность отдельного сустава. Различают несколько видов гибкости. Активная гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил: тяжести, партнера и т. п. Величина пассивной гибкости выше соответствующих показателей активной гибкости. Динамическая гибкость — гибкость, проявляемая в упражнениях динамического характера. Статическая гибкость — гибкость, проявляемая в упражнениях статического характера. Общая гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и различных направлениях. Специальная гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации. Способность выполнять движения с большой амплитудой обусловлена рядом внутренних факторов, таких, как тормозные элементы сустава, к которым относятся форма суставной поверхности, суставная сумка, связки, костные выступы и мышцы и т. д. Однако самым главным ограничением движений в суставах человека является взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав. Так, сокращение мышцы в процессе движения сопровождается растяжением соответствующих мышц-антагонистов, вызывающих тормозящий эффект, который носит охранительный характер. Возникающее торможение связано с увеличением тонуса растягиваемых мышц, что приводит к сокращению амплитуды движения. Кроме внутренних факторов на гибкость влияют внешние факторы, такие, как возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка и др. Исследованиями установлено, что после 15—20 лет амплитуда движений уменьшается вследствие возрастных изменений. Наибольшее увеличение пассивной гибкости отмечено в возрасте 9—10 лет, активной—10—14 лет. Существует мнение, что возраст 15—-17 лет — самый поздний, в котором можно целенаправленно и успешно совершенствовать гибкость. Половые различия обусловливают превосходство в суставной подвижности у девочек во всех возрастах на 20—30% по сравнению с мальчиками, у женщин — по сравнению с мужчинами. Установлено, что подвижность у лиц астенического типа меньше, чем у лиц мышечного типа. При развитии гибкости следует знать, что она зависит от суточной периодики. Наилучшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов, причем, чем моложе организм, тем значительнее суточные колебания. Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной — увеличиваются на 9,5%. Уменьшение активной гибкости происходит в результате снижения силы мышц, а увеличение пассивной гибкости объясняется улучшением эластичности мышц, ограничивающих размах движения. Большое значение в достижении максимальной амплитуды имеет способность занимающихся к расслаблению растягиваемых мышц, что ведет к увеличению подвижности до 12—14%. Изучение взаимосвязи между показателями гибкости и мышечной силы показало, что в ряде случаев рост силы оказывает тормозящее влияние на развитие подвижности. Однако опыт передовой спортивной практики свидетельствует о том, что рациональное сочетание упражнений на силу и гибкость позволяет достичь высокого уровня совершенствования обоих качеств. Величина пассивной гибкости зависит в значительной мере от пассивной растяжимости мышц и связок, а также от индивидуальной величины болевого порога занимающихся. В практике измерения пассивной гибкости преподаватель, физически воздействуя на какой-либо участок тела студента, приводит его в движение, продолжающееся до достижения максимальной его амплитуды (без появления выраженных болевых ощущений). Подвижность в суставах измеряется в угловых единицах посредством гониометров и в линейных мерах при помощи линейки. Для получения точных данных об амплитуде различных движений используются такие методы световой регистрации, как киносъемка, циклография, киноциклография, рентгенотелевизионная съемка и ультразвуковая локация. При определении подвижности следует выполнять ряд методологических требований: — измерения следует проводить в утренние часы; — перед измерением необходимо выполнить разминку, включающую упражнения с возрастающей амплитудой; — не следует проводить измерения на фоне утомления.
2.7.ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ 2.7.1. Понятие об осанке Осанка — привычное положение тела человека. Для нормальной осанки характерно: перпендикулярное положение туловища и головы по отношению к площади опоры, симметричность очертаний шеи, надплечий (плечи на одном уровне), нахождение на одном уровне лопаток, физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах в пределах нормы, одинаковая форма боковых поверхностей туловища и опущенных рук, горизонтальный уровень гребней подвздошных костей, одинаковая длина ног, симметричность скелетной мускулатуры и сводов обеих стоп. Вертикальная ось тела проходит через середину темени, мочку уха, поперечную ось тазобедренного сустава и бугорок пятой плюсневой кости. Правильное положение тела обусловливается «натяжением» мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Человек с такой осанкой выглядит стройным и подтянутым, его фигуру называют красивой. Правильная осанка обеспечивает высокие амортизационные свойства позвоночника, лучшие условия для работы внутренних органов и двигательного аппарата. Мышцы, обеспечивающие позу правильной осанки, находятся в наименьшем напряжении, что повышает их готовность к двигательной деятельности. Нарушения осанки проявляются чаще всего в увеличении или уменьшении выраженности естественных изгибов позвоночника. Наиболее частыми нарушениями являются плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина и асимметричная осанка. Плоская спина характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночника. Переднезадний размер грудной клетки ниже нормы, что отрицательно влияет на развитие и положение органов грудной полости. Для людей с такой осанкой типичны крыловидные лопатки, плоская поясница, уплощения ягодиц, вялая, слаборазвитая мускулатура. Причинами формирования плоской спины являются болезни, из-за которых дети вынуждены подолгу лежать, раннее и длительное сидение ребенка при неокрепшем позвоночном столбе, слабость связочного аппарата позвоночника, мышц спины и мышц-сгибателей тазобедренных суставов. Круглая спина отличается от нормальной дугообразным искривлением всего позвоночника выпуклостью назад. Возникает увеличенный грудной кифоз, при этом шейный и поясничный лордозы почти отсутствуют (Кифоз — искривление позвоночника назад, лордоз — искривление позвоночника вперед). Центр тяжести вследствие этого проходит сзади на уровне поясничного отдела. Лица с такой осанкой часто стоят на полусогнутых ногах, чем компенсируют слабовыраженный поясничный лордоз. Грудная клетка у них впалая, плечи выдвинуты вперед и опущены вниз, живот несколько выпячен. Этот дефект осанки отрицательно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Причинами развития круглой спины является перегрузка позвоночника во время работы (за партой, у станка и т.п.), а также несоответствие рабочего места росту, недостаточное его освещение, близорукость. Если чрезмерный изгиб позвоночника выпуклостью назад (кифоз) образуется преимущественно в верхней части грудного отдела позвоночника, то такую спину называют сутулой. Кругло-вогнутая спина обусловлена увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза, т. е. имеет место чрезмерное увеличение физиологических изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Грудная клетка находится в положении выдоха, мышцы живота расслаблены, диафрагма слегка сдавлена, и ее движение затруднено, живот выдается вперед, туловище отклонено назад. Экскурсия грудной клетки снижена вследствие недостаточного разгибания позвоночника, что вызывает снижение жизненной емкости легких и. отрицательно влияет на деятельность сердечнососудистой системы. Причинами описанного дефекта осанки является слабость связочного аппарата, а также мышц спины и брюшного пресса. Асимметричная (сколиотическая) осанка представляет собой диспропорцию правой и левой половин туловища. Она выражена в изгибе позвоночника вправо и влево. Плечо и лопатка с одной стороны опущены. Этот дефект осанки лучше всего выявляется при осмотре со стороны спины. Причинами асимметричной осанки чаще всего являются неправильная поза за столом, особенно во время письма, постоянное ношение тяжести в одной руке, слабость связочно-мышечного аппарата позвоночника.
Контрольные вопросы
1.Какое понятие является родовым для фк? 2.Какие действия являются специфическими в области фк? 3.Назовите составные части (компоненты) фк? 4.Какие человеческие потребности удовлетворяет каждая составная часть Фк? 5.Что такое физическая подготовка? 6.Что является результатом физической подготовки? 7.Дайте определение физическому развитию? 8.Что такое спорт? 9.Что такое сила? 10.Что такое выносливость? 11.Что такое гибкость? 12.Что такое осанка? 13.Из чего состоит каждое двигательное действие? 14.Что является моторной функцией организма? 15.Назовите три признака, характеризующее каждое произвольное движение? 16.Какой функцией управляется каждое произвольное движение? 17.В результате чего приобретается человеком каждое произвольное движение? 18.Что является составным элементом двигательного действия?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |