КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы развития техники
Техника в своём развитии проходит 3 этапа: · орудия ручного труда, · машины (на уровне механизации), · автоматы (на уровне автоматизации). Абсолютизация роли техники при очевидном игнорировании роли природы в системе культуры привела к тому, что технократизм как социокультурное течение вылился в цивилизационную стратегию, практически полностью игнорирующую экологию и гуманитарные аспекты деятельности. В своем развитии человек проходит три этапа рабства (Н. Бердяев): 1) сначала он – раб природы, 2) затем он – раб государства, национальности, классов, 3) и, наконец, он становится рабом техники, машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек. Механизация, автоматизация, связанная с ними массовизация производства лишают людей индивидуальности, создавая разновидности социальных роботов. Действительно миллионы людей встают примерно в одно и то же время, сообща направляются к месту работы, синхронно запускают машины, и чем сложнее техника, тем более стандартизированными, одинаковыми становимся мы. Подобная механизация жизни производит впечатление конца духовности в мире. Человек оказывается в плену «технологического блефа» (Ж. Эллюль). Уже не он является мерой вещей, а вещь становится мерой человека, всесильным господином и даже диктатором. Особенно это обнаруживается в случае военной техники, ибо часто именно она решает, что будет с отдельным человеком и человечеством. Производство становится анонимным. Дазманизм (М. Хайдеггер), т.е. обезличивание проявляется в том, что людям оказывается удобнее и проще жить, рассматривая себя как существа подобные другим, то есть как объекты, а не субъекты. Поэтому «человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины» (К. Ясперс). Приход технократического «старшего брата» создает опасность всеохватывающей технократии. Развитие компьютерной и электронно-вычислительной техники создает опасность возникновения общего технократического контроля над личностью в виде собранных и скомбинированных данных, возникает угроза частной жизни, «тайне данных», использование личных данных в коммерческих и общественных целях. Технологический императив (нет границ для применения технического знания), пришедший на смену кантовскому императиву (долженствование незримо содержит в себе умение) становится опасен. Инженер с «инструментальным разумом» может действовать, как лишенный гибкого и нормального, человеческого интеллекта, робот, совершенно не считающийся с человеком, и подчиняющий все интересам техники и производства. Постепенно из средства техника становится целью. Это проявляется в так называемой «некрофилии современного кибернетического человека», который предпочитает мертвое живому (Э. Фромм), например, любит свою машину (автомобиль) больше, чем собственную жену и детей. Знание – сила, но сила может быть разрушительной. Отсюда возникает задача установления границ развитию техники. Мерой оценки знания и его дальнейшего применения должен стать сам человек, его жизнь и здоровье.
«Технологическая уязвимость человеческого рода» Современное общество можно охарактеризовать как техническую цивилизацию, в которой человек является не только конструктором мира, но и сам становится объектом конструирования, так как техническое общество заранее планирует и определяет условия и смысл индивидуального и социального бытия человека. Таким образом, сам человек становится объектом технического преобразования. Это проявляется в следующем: - растет число людей, которых затрагивают технические предприятия или их побочные явления. Так, телевидение вызывает у детей серьезные нарушения: отсутствие сосредоточенности, неустойчивость внимания и даже неграмотность; - природные системы становятся предметом негативной человеческой деятельности. Нарушение или разрушение влечет за собой изменение климата, лучевое поражение, технологическую эрозию; - возрастают возможности вмешательства и воздействия в области медико-биологических и экологических взаимосвязей. Встает проблема ответственности за нерожденных; - сам человек становится предметом научного исследования, над ним проводятся научные и технические эксперименты; - в области генной инженерии возникает возможность искусственного, евгенического изменения видов другой жизни и себя самого; - человек превращается в объект техники: потенциального – с помощью генетических манипуляций, непосредственно – через фармакологические воздействия и массовые внушения, с помощью транквилизаторов и пороговых воздействий. И. Калайков утверждал, что все данные явления свидетельствуют о «технологической уязвимости человеческого рода». Данное экосоциальное явление показывает, что человек еще не смог овладеть теми промышленными и научными силами, которые он создал, а также собственно природными силами. «Технологическая уязвимость человеческого рода» отражает отрицательные стороны НТП: 1. Невозможность естественно-природного процесса исправления и коррекции человеческих ошибок. 2. Перспектива перехода экологического хаоса в экологическую катастрофу. 3. Угроза военного атома. 4. Ограниченность возможностей современного научного познания в создании модели экологически чистого производства. Все это свидетельствует о превращении человека в «заложника НТР». Ж. Эллюль: «Чтобы преодолеть «техническую болезнь» нашего времени, личность должна опираться на собственный внутренний космос, свою собственную свободу, которая не есть фактор, захороненный в человеческой природе. Техника должна быть подчинена человеческому императиву, а не человек – техническому императиву». Ю. Хабермас: «Нужно найти путь назад, к самим себе, к саморефлексии». Человек должен действовать, исходя из категорического императива этики будущего: «Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с постоянством подлинного человеческого бытия на земле».
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |