Понятие и признаки административной ответственности
Административная ответственность – это вид негативной юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченным органом государственного управления или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность заключается в лишении, которое должно претерпеть лицо, вследствие нарушения КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
Задача административной ответственности – это общая и частная превенция.
Принципы:
а) законность и целесообразность.
б) неотвратимость;
в) объективность.
От-ть – это обязанность. У нее не может быть иных принципов
Функция административной ответственности – конфликтно-охранительная
Свойства административной ответственности:
Это ее характеристики, свойственные любому виду юридической ответственности.
а) это вид государственного принуждения;
б) это правовое принуждение,
Административная ответственность базируется на принципах законности и справедливости. Принцип законности в данном случае означает правовую регламентацию:
· субъектов ответственности;
· пределов ответственности;
· оснований ответственности;
· порядка реализации наказания;
в) наличие наказаний, т.е. определенных лишенных морального и материального характера;
это итоговая оценка действий правонарушений со стороны государства.
г) административная ответственность является ответственностью перед государством
,
Признаки административной ответственности:
1. ответственность наступает за действия, объектом которых являются отношения в сфере государственного управления.
Отличительной чертой является то, что ответственность может наступить за объективно-противоправное действие (правонарушение совершенно виновно). Административная ответственная доспускает объективнок сменение к юридическим лицам (ответственность без вины).
2. субъектом ответственности являются как физические, так и юридические лица;
Особенности административной ответственности юридических лиц:
· юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, только если это прямо предусмотрено КоАПом или законом субъекта РФ;
подлежит наказанию только если это прямо указанно в санкции (часть состава на юридическое лицо не распространяется);
· положения о порядке привлечения к административной ответственности распространяются на юридическое лицо только если это не бессмысленно;
16 лет
· при реорганизации юридического лица любым способом ответственным становиться вновь организованное юридическое лицо, или то лицо, которому перешли конфликтные обязательства.
При этом не имеет значение, знало ли юридическое лицо о совершении правонарушения.
3. нормативным основанием ответственности является КоАП РФ и законы субъектов РФ об административных правонарушениях.
может только устанавливать дополнительные составы правонарушения.
4. множественность органов, полномочных привлекать к административной ответственности.
Существует тенденция к судебным полномочиям.
5. наказание налагается на правонарушителей, не состоящих в подчинении у лица, устанавливающего наказание;
разводят проступок и правонарушение
6. административная ответственность не влечет судимости.
7. особый процессуальный порядок привлечения к ответственности
(простота, экономичность, эффективность).
Основания административной ответственности.
Административная ответственность возникает в единстве трех оснований: нормативного, фактического, процессуального
рисунок
1. Нормативное основание административной ответственности.
Нормативное основание административной ответственности - это система действующих норм права, которые закрепляют:
· составы административных правонарушений;
· систему административных наказаний и принципы их наложения;
· круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;
· процедуру привлечения к ответственности и процессуальную форму ответственности.
Нормативное основание ответственности – это нормы права, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как противоправное.
Нормативную основу административной ответственности могут составлять только законы.
Двухуровневость
1) На уровне РФ.
Исключительную компетенцию РФ в области административно-карательного законодательства составляет:
· перечень видов наказания;
· правила применения наказаний;
· административная ответственность за нарушение правил и норм, содержащиеся в законодательстве РФ;
· порядок производства и меры процессуального обеспечения;
· порядок исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
· общие принципы законодательства об административных правонарушениях.
Задачей является унификация административно-карательного законодательства
Единственным актом, содержащим составы административных правонарушений на федеральном уровне является КоАП РФ (принят 20.12.2001, одобрен 26.12.2001, подписан 31.12.2001, вступил в силу 1.07.2002).
приоритет над специальными законами.
Структура КоАПа:
5 разделов, 32 главы.
I раздел
II раздел:
III раздел:
IV раздел:
V раздел:
Разделы _______ составляют общую часть КоАПа.
Общая часть коапа и общая часть отрасли.
Раздел__________ составляет особенную часть КоАПа.
Действие КоАПа:
а) во времени:
б) в пространстве:
в) по кругу лиц:
2) На уровне субъекта Федерации
Закон субъекта РФ об административных правонарушениях.
Он содержит отдельные составы административных правонарушений
2. Фактическое основание административной ответственности.
Фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение.
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАПа РФ).
Определенную научно-практическую сложность представляет собой отграничение административного правонарушения от смежных противоправных деяний.
Разграничение административного правонарушения и уголовного преступления:
а) по критерию причиненного вреда;
б) по объективной стороне.
При идеальной совокупности приоритет отдается уголовному преступлению.
Разграничение административного правонарушения и дисциплинарного проступка:
а) разная нормативная база
(объекты дисциплинарных проступков закреплены в актах внутреннего трудового распорядка или регламентах);
б) меры дисциплинарной ответственности налагается в порядке служебной подчиненности;
в) при совершении дисциплинарного проступка нарушаются организационные правила, а при совершении административного правонарушения – общеобязательные нормы права.
Признаки административного правонарушения:
1) деяние;
сознательное и волевое
2) общественная опасность;
общественная вредность Общественная опасность -не применима в следствии нормы УК малозначительных деяниях, поэтому возникает термин «общественная вредность»-это деяние антиобщественные, но не принимающие существенного вреда;
3) противоправность;
Противоправность считается доказанной, если нарушены нормы административного права, или нормы других отраслей права, которые защищаются административно-правовыми нормами.
4) наказуемость;
Для доказательства признака наказуемость достаточно установления возможности наложения наказания.
Изменение правового статуса личности
Общие вопросы наложения наказаний регулируются ст. 4.1., смягчающие обстоятельства – 4.2., отягчающие обстоятельства – 4.3.
Ст. 4.4. устанавливает порядок назначения наказания при совершении нескольких правонарушений.
5) виновность.
В административном праве различают понятие вины физического и юридического лица.
Вина физического лица определяется как психическое отношение лица к совершенному деянию.
Вина юридического лица считается доказанной, если юридическое лицо имело возможность исполнить возложенную на него обязанность, но не сделало этого.
Состав административного правонарушения – это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние признается административным правонарушением.
Элементы состава:
1) Объект правонарушения.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые административно-правовой нормой.
А) урегулированы нормой права; б) охранются административно-правовой санкцией
По уровню обобщения объект может быть: родовой, видовой, конкретный.
Дайте понятие каждого вида объекта.
2) Объективная сторона правонарушения.
Объективную сторону правонарушения составляет деяние, т.е. противоправное действии или бездействие.
Деяние может быть:
а) простым – это единый кратковременный акт противоправного поведения;
б) сложным – это несколько самостоятельных действий.
По времени или группой
Деяние может быть оконченным и неоконченным.
Для административного права значения не имеет
3) Субъект правонарушения.
Субъект правонарушения – это лицо, выполнившее объективную сторону.
Субъект административного правонарушения может быть:
а) индивидуальным (физическое лицо);
· общий;
· специальный (имеющий определенные особенности)
должностное лицо
Признак специального субъекта может быть конституирующим признаком состава, а может быть квалифицирующим.
б) коллективным (юридическое лицо).
4) Субъективная сторона правонарушения.
Субъективную сторону административного правонарушения составляет вина.
Форма вины имеет значение, только если прямо указано в статье КоАПа
3. Процессуальное основание административной ответственности.
Процессуальным основанием административной ответственности является акт компетентного органа о наложении административного наказания.
Такой акт может быть принят в течении 2-х месяцев с даты совершения административного правонарушения. Если дело рассматривается судьей – срок давности – 3 месяца.
Обнаружение для длящегося, 1 год в случаях ст. 4.5
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление