Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиски смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие

Человек и природа.

Проявления человека.

Философские поиски сущности человека. Биосоциальная сущность человека.

Понятие человек. Антропосоциогенез.

Л12 Проблема человека в философии

 

В повседневной жизни мы часто используем слово «человек», но помимо обыденного использования, слово «человек» выражает фундаментальную категория философии, являющеюся смысловым центром практически любой философской системы. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Вопрос «Что такое человек?», ответ на который интуитивно кажется простым и понятным, это вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд.

Сложность философского определения того, что есть человек, состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум.

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека.

Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире… В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы.

Проблема человека – это центральная проблема в философской антропологии – философском учении о природе и сущности человека, сформировавшееся в начале 20 века в западноевропейской философии и стремящееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук.

Философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща, поскольку философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире.

Философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где "Человек - это в известном смысле все" (по известному выражению основателя философской антропологии М.Шелера).

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. С решением это проблемы неразрывно связанны два понятия: социогенез и антропогенез, они составляют понятие антропосоциогенез.

Антропогенез - процесс становления и развития человека. Социогенез - процесс становления общества. Понятие антропосоциогенез выражает процесс совместного становления человека и общества, поскольку человек по своей сути существо биосоциальное: являясь частью природы, вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Начало антропогенеза связано с появлением Homo Habilis (человек умелый) приблизительно три миллиона лет назад. Затем можно отметить неандертальца-200 тыс. лет назад. Переход от неандертальца к Homo Sapiens (человек разумный), 40-50 тыс. лет назад. В это же время формируются расы: 1. Европеоидная; 2. Монголоидная, 3. Негроидная.

Антропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития. Человек — это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

Как возник человек?

1. Религиозная теория.

2. Теория о том, что человек создан пришельцами из космоса (вненаучная теория).

3. Естественнонаучная (материалистическая, теория о естественном отборе).

4. Теория Энгельса- труд создает человека, т.е. под влиянием труда формируется сознание, язык, творческие способности.

5. Переход от неандертальца к HomoSapiens произошел под влиянием трудовой деятельности, это и обуславливало появление общества, а это и есть фактор антропогенеза.

Религиозная теория утверждает тезис о божественном происхождении человека. В большинстве мифологий весь человеческий род идёт от пары прародителей — перволюдей, которые стали отцом и матерью остальных людей: (в авраамических религиях — Адам и Ева, в германо-скандинавской мифологии это Аск и Эмбла). В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

Проблемы антропогенеза стали изучаться лишь в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В середине XVIII века К. Линней дал начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. Однако ни Линней, ни Ламарк (ни другие представители эволюционизма) не решались довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека. Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Чарлза Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».

После находки скелета неандертальца (1856 г.) и целого ряда предшествовавших подобных находок в первой половине XIX в. в науке появилось новое направление — палеоантропология, которое дало фактический материал для постановки вопроса не только об анатомическом сходстве человека и некоторых обезьян, но и о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи. Сейчас практически все биологи считают, что люди не только похожи на обезьян, но и сами являются одним из видов обезьян.

Вопросы антропогенеза, как вопросы возникновения существенных свойств человека, возникших относительно мировой эволюции сравнительно недавно, фокусируются на появлении вида Homo sapiens — современного человека, в связи с чем тесно связываются с вопросами биологической эволюции. Начиная с Дарвина она объясняется приспособлением живого к условиям изменяющейся среды при воздействии трёх определяющих факторов

изменчивости (мутации),

отбора (оценка средой эффективности этих мутаций)

наследственности (передача этих мутаций).

Таким образом полагается, что под воздействием изменений окружающей среды обезьяноподобные предки современного человека приобрели характерные для него свойства. Эти свойства получили название «гоминидная триада» - совокупность трёх признаков, присущих только человеку. Выделяют морфологическую гоминидную триаду (абсолютное прямохождение; развитие относительно большого головного мозга; развитие кисти, приспособленной к тонким манипуляциям) и психо-социальную гоминидную триаду (абстрактное мышление, вторая сигнальная система (речь), сознательная и целенаправленная трудовая деятельность).

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.

 

Сложились два противоположных подхода к пониманию природы человека:

 

* социологизаторский — распространен особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;

* биологизаторский — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.

Человек разумный (Homo sapiens)—это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно ограничивают вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом. Человечество же, развиваясь на протяжении 40 тысяч лет, относится к одному биологическому виду (Homo sapiens), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения. К. Маркс прокомментировал эту ситуацию так: «Человек может вести себя по мерке любого вида».

Среди представителей (Homo sapiens) присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК, поведение людей определяет членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении, таким образом, можно сказать, что поведение человека определяет культура, являясь своеобразной программой поведения человека. Культура порождена социальным статусом индивида и не имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Homo sapiens.

Таким образом, можно прийти к выводу, что природа человека дуальна, она является совместным продуктом биологической эволюции и общества. То есть человек — это существо биосоциальное.

С одной стороны, человек – существо природное, и генетически связан с другими формами биологической жизни. Человек подвержен влечениям и страстям. Он впадает в страх и гнев. Его телесное существо подчинено всем законам биологии и физиологии.

Выделение человека из природы произошло благодаря:
- умению производить орудия труда;

- обладанию членораздельной речи;

- наличию сознания и разума;

- способности быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями

- способность осуществлять свободный выбор.

С другой стороны, человек - существо социальное, поскольку он преобразует природные объекты, т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. В ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо: так Аристотель определил человека как «общественное (политическое) животное». С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности.

При анализе соотношения биологического и социального, возникают вопросы «Что определяет сущность человека: его биологическое происхождение или социальный статус?»; «Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?»

И эти вопросы являются не только теоретическими, их решения непосредственно влияют на социальную практику: получают одобрение или осуждение проявления

расизма (расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, исходя из объективных антропологических различий, и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру)

шовинизма (шовинизм - агрессивная идеология и политика, проповедь национального превосходства, крайняя форма национализма)

национализма (национализм - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе)

сексизма (сексизм - убеждение в том, что один пол является подчиненным, менее способным или менее ценным, чем другой).

мультикультурализма (мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология).

Сущность человека выявляется через социальный аспект. К. Маркс сформулировал это так: «Сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений». В основу развития общественных отношений (а стало быть, и человека, как продукта и результата этих отношений) лег способ материального производства, в процессе которого человек формирует свой мир, создает средства и воспроизводит систему общественных отношений, в которую входят:

- производственные отношения (отношения собственности, формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления);

- отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация);

- брачно-семейные и бытовые отношения между людьми;

- отношения между личностью и обществом.

Воспроизводство данной системы общественных отношений становится особой потребностью человека. Удовлетворение потребности находит свое выражение в человеческом интересе. Под воздействием интереса человек относится к окружающему миру как субъект, то есть как человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности.

Человек является не только продуктом и субъектом общественных отношений, но и главным творением культуры, которая:

— создает самого человека как существо все менее зависящее от каких-либо природных закономерностей и случайностей;

— «творит» человека как долговечное существо, все более уверенное в своем здоровье и «праве на жизнь» (сегодня мы живем в два-три раза дольше людей древних цивилизаций);

— предоставляет человеку возможность заниматься сложным интеллектуальным трудом, а не только заботиться о хлебе насущном;

— обеспечивает человеку психологический комфорт и развлечения;

— изменяет облик планеты Земля, создает потенциал для развития ее ландшафтной оболочки и самого человека.

 

Человека можно изучать: а) извне - сопоставляя человека с природой, обществом, богом, самим собой. б) изнутри - изучая человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственности. На этом основании сложились такие подходы к пониманию человека:

· Субъективистский подход: человек – это его внутренний субъективный мир.

· Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий существования.

· Синтезированный подход: субъективный и объективный.

Проблема сущности человека:

Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые философы понимали как синонимы, другие - нет. Сущность – это то, что делает человека человеком: разум, мораль, нравственность и т. д. Атеисты (Камю, Сатр) считают, что у человека нет природы, человек-существо, которое в момент появления не имеет сущности, человек существует настолько, насколько себя ощущает.

В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.

Тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п.

Душа также может пониматься в двух основных ракурсах:

во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы - жизнь, смерть, любовь);

во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры.

Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как таковой, где видовая особенность человека во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (человек как "разумное животное") и социальности ("человек - это политическое животное"). Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен "духовности" как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе "Я", самосознания.

Выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей человека. Конкретный человек - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.

В философии Востока нет резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре. Для восточной традиции человек - органичное, но достаточно краткое временное соединение космических элементов, где душа и тело не просто взаимосвязаны, но взаимно определяют друг друга в природном колесе сансары, и где возможный путь спасения и соединения с атманом или дао предполагает специальные упражнения души и тела в целом.

В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. Человек у Платона выступает как изначально дуальное существо, своим телом принадлежа суетному миру природных процессов, а своей разумной душой ностальгируя об утерянных космической гармонии и вечных идеях.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Средневековая философия, провозгласив человека "образом и подобием Бога", впервые в истории культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы, в эпоху Ренессанса человек характеризуется как микрокосм, но не поглощенный макрокосмом, а органично вобравший в себя его основные свойства и качества.

В философии и культуре Нового времени в соответствии с декартовской идеей cogito происходит акцентировка самосознания и связанных с него процессов индивидуализации личности, многообразие способностей человека редуцируется к разуму, в то время как тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам.

Обоснование творческого статуса человека в истории философии связано преимущественно с романтизмом и немецкой классической философией. Романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой человеческий гений достигает вершин вдохновения и творчества. Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миросозидающие возможности человеческого разума (Кант, Фихте), культурно-историческую ангажированность человеческого сознания (Гегель), возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах).

Для неклассической философии второй половины 19-20 вв. характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической бездомности и неукорененности, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний. Интерпретация проблемы человека осуществляется здесь в контексте таких основных подходов, как натурализаторский, экзистенциальный и социологизаторский.

Современный натурализм реализуется в двух основных вариантах:

1) биологизаторские модели человека, описывающие его по аналогии с другими сложными организмами, продолжением и развитием которых выступают общество и человек (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.); 2) восходящие к "философии жизни" версии человека как "несостоявшегося животного", обреченного своей биологической неполноценностью на поиск "противоестественных" способов существования (фрейдизм, философская антропология).

Для экзистенциального подхода в современной философии характерна актуализация индивидуального человеческого существования в его принципиальной нередуцируемости к каким-либо общим, вне-положенным ему законам и схемам. Абсолютная уникальность и подлинность человеческого бытия обретается здесь в ситуации экзистенциальной свободы, одновременно отталкивающей человека от мира обезличенного сущего и открывающей ему истинные, интимные смыслы бытия (экзистенициализм, феноменология, персонализм).

Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение человека в контексте более широких социальных связей, продуктом которых он выступает. Марксизм рассматривает человека в первую очередь как субъекта исторически, где в процессе предметно-практической деятельности человек преобразует природу и себя самого, структуралистские концепции человека анализируют его в контексте фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.), отдельным элементом и функцией которых он выступает, никоим образом не претендуя на их возможную трансформацию.

Современная философская ситуация характеризуется своеобразным кризисом традиционной проблемы человека, который обусловлен признанием невозможности создания целостной модели человека, способной синтезировать основные философские и научные достижения. Этот кризис вызван и быстрым темпом развития прикладных наук о человеке (психологии, социологии, культурологии, этнографии, лингвистики и др.). Как признание такого кризиса, в конце 20 века в философии постмодерна проявилась идея "смерти субъекта". Смерть субъекта - это метафорический термин для обозначения тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках современного типа философствования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шумовая температура приемной антенны | Квантовая интерференция. Сквид
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.