Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система национальных счетов (СНС)




 

Любые количественные показатели имеют смысл постольку, поскольку предполагают соответствующую научно обоснованную и апробированную опытом методику измерения. Другими словами, экономические (почти всегда – количественные) показатели обязательно являются частью соответствующей методологии.

В экономике многие важнейшие макроэкономические показатели исчисляются посредством такой методологии, как система национальных счетов (СНС). Ее полное название – системасчетов национального продукта и дохода / National (Product and Income) Accounts System (NAS).

 

1.1. История создания СНС

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние «национальной экономики», начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в 20–е г.г., в период бурного подъема в экономиках развитых стран Запада с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития.

Основные исследования проводились одновременно в США и в России. Именно в этих целях в США в 1920 году выдающийся американский экономист Уэсли Клер Митчелл создал частную организацию «Национальное Бюро Экономических Исследований / НБЭИ» (National Bureau of Economic Research / NBER). Она занималась изучением проблем экономического цикла.

Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России. В том же 1920г. при Всероссийском (впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) и Наркомфине был создан Институт по изучению народохозяйственных конъюктур – «Конъюктурный институт». Его возглавил выдающийся российский экономист Н.Д. Кондратьев. Цели – необходимость разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также оценка тенденций развития мировой экономики и перспектив «мировой революции».

В октябре 1929 разразился крах на Нью–Йоркской фондовой бирже, возвестивший начало самого глубокого и продолжительного в истории мирового экономического кризиса – т.н. «Великой Депрессии» (1929–1933 г.г.). В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана в конце 20–х годов группой научных сотрудников НБЭИ под руководством американского экономиста российского происхождения Саймона Кузнеца (Simon Kuznets). Тогда же она и получила название «система национальных счетов». В начале 1940–х г.г. СНС была усовершенствована английским экономистом Ричардом Стоуном и американцем Джеймсом Мидом. В 1970г. все трое были за это удостоены Премии по экономике в память Альфреда Нобеля.

Таблицы Франсуа Кенэ, исследования NBER и Института по изучению народохозяйственных конъюктур подготовили почву для выделения макроэкономики в отдельный раздел экономической теории. В 1930–е г.г. основателем теоретической макроэкономики стал Дж. М. Кейнс.

С 1953г. по решению ООН СНС является официальной и общепринятой методологией в большинстве стран, что позволяет, помимо прочего, производить макроэкономические статистические сопоставления по разным странам мира. Существенные изменения в методику СНС вносились статистической комиссией ООН в 1968г. и 1993г. В настоящее время большинством стран используется версия СНС–93, имеющая рекомендательный характер. С 2004г. международная консультативная группа экспертов по национальным счетам ведет работу по обновлению стандарта СНС–93.

Практическая деятельность по построению СНС и публикации ее показателей осуществляется органами государственной статистики. В основу организации статистической работы положен принцип единства методологии расчетов показателей СНС и единства формы их представления в национальном и международном масштабе, что достигается использованием общих международных стандартов.

Координирующую роль в разработке, совершенствовании и использовании стандартов СНС играет Статистическая комиссия ООН. На основе международных стандартов по СНС ООН составляет специальные анкеты–вопросники с перечнями показателей, по которым запрашивается информация от стран. Данные, полученные статистическим отделом Секретариата ООН от национальных (государственных) статистических служб, не только характеризуют экономическое развитие, но и помогают определить уровень внедрения СНС в конкретной стране. Кроме того, в соответствии с международными обязательствами той или иной страны ею предоставляются данные СНС по запросам других международных организаций и национальных статистических служб других стран.

Россия (СССР) осуществила поэтапный переход к использованию этой методики в 1987–2005 г. г.; процесс растянулся в силу ряда причин. Только в 1995г. была принята десятилетняя программа перехода России к стандартам СНС. Был постепенно создан целый ряд необходимых баз данных, в т.ч. ЕГРПО (Единый Государственный Реестр предприятий и организаций).

Официальной статистикой ВВП занимается Федеральная Служба государственной статистики РФ (Росстат). Для международных сопоставлений ВВП России пересчитывается в американские доллары на основе паритета покупательной способности валют. Результаты расчетов публикуются в ежегодных официальных статистических сборниках «Национальные счета России», предоставляются Росстатом Правительству РФ, а также ряду иностранных государств и международных организаций (в силу международных обязательств). Кроме того, эти данные размещаются на официальном сайте Росстата и доводятся до сведения общественности.

Рассмотрим основные «стандарты СНС», т.е. используемые в национальных счетах ключевые понятия, дефиниции, концепции, классификации и методы.

 

1.2. Стандарты (методология) СНС

Система национальных счетов(СНС) является одним из разделов статистической науки, макроэкономической статистики. В первом приближении ее можно определить как систему взаимосвязанных статистических показателей совокупного продукта и доходов в рыночной экономической системе, а также методик их измерения. На более глубоком (концептуальном) уровне СНС следует понимать как определенную модификацию методов бухгалтерского учета применительно к элементам макроэкономической модели кругооборота доходов и расходов, т.е. как своего рода «национальную бухгалтерию», «национальное счетоводство».

Объектом исследования системы национальных счетов является экономика страны как совокупность экономических единиц (агентов), отраслей, секторов и регионов, результаты и механизм ее функционирования, структура, внутренние и внешние взаимосвязи, а также закономерности развития. СНС охватывает всех экономических агентов, все виды операций и экономических сделок (с товарами, услугами, доходами, финансовыми инструментами), все виды реальных и финансовых активов, владельцами которых являются экономические агенты (физические лица, юридические лица и публично–правовые образования). Традиционно СНС применяется для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой.

Результатом использования СНС является совокупность (система) статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода страны, позволяющих оценить состояние т.н. «национальной экономики» («national economy»).

Концептуальной основой СНС являются понятийно–концептуальный аппарат экономической теории, бухгалтерские принципы учета и статистические методы сбора и обработки данных. Можно сказать, что СНС сформировалась на стыке этих трех отраслей знаний. Использование бухгалтерского принципа двойной записи при учете экономической деятельности на макроуровне является основной «изюминкой» СНС. Не случайно СНС называют «национальной бухгалтерией».

Информационной базой СНС являются формы обязательной финансовой отчетности, государственного статистического наблюдения и административной статистики. Основным принципом формирования информационной базы является комплексность использования различных источников информации. Совершенствование информационной базы СНС связано с адаптацией к ней различных форм статистической и финансовой отчетности, а также с развитием государственного статистического наблюдения.

Выделяют следующие методологические принципы СНС:

· «национальное счетоводство» теоретически основано на модели кругооборота доходов и расходов (с которой мы в теме 11 начали изучение макроэкономики);

· соответственно СНС ориентирована на измерение именно «потоков», а не «запасов» в экономической системе. Разграничение «потоков» и «запасов» имеет принципиальное значение для любого экономического анализа. Показатели СНС по определению являются «потоковыми», динамическими, СНС не является статистикой национального имущества.

Поскольку экономическая деятельность (как и любая другая) протекает во времени, то ее количественные параметры можно измерять двояко – на определенный момент времени и за определенный промежуток времени. Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени, это интервальные показатели: доходы, расходы, объемы производства и др. Показатели запасов характеризуют экономическое состояние на определенный момент – начало или конец рассматриваемого периода (моментные показатели): активы, обязательства. Изменения в запасах обусловлены существованием потоков, а именно: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс «чистый поток». Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу известной модели макроэкономического кругооборота, применяемой в СНС для описания экономических процессов;

· СНС предполагает усреднение (в частности, цен) и агрегирование – объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование касается как экономических показателей (что более очевидно), так и экономических агентов и рынков. При этом обратная процедура – дезагрегирование – невозможна, неосуществима.

Усреднение и оперирование агрегированными экономическими категориями – важнейшая особенность любого макроэкономического анализа. Именно агрегирование позволяет выделить институциональные сектора, макроэкономические рынки, макроэкономические показатели и макроэкономические связи;

· СНС методологически основано в первую очередь на методике бухучета, является определенной модификацией методов бухгалтерского учета применительно к элементам модели кругооборота доходов и расходов. СНС является «национальной бухгалтерией» почти в буквальном смысле;

· исключительно монетарный характер показателей СНС и соответствующее требование монетарной квантифицируемости измеряемых «запасов» и «потоков»;

· рыночный характер. Предполагается учет продукции только по рыночным, «экономически значимым» ценам. СНС в принципе ориентирована на рыночную экономическую систему. Для плановой экономики методика СНС в ее нынешнем виде (а, возможно, и само понятие ВВП) не применима;

· СНС ориентирована на учет всей экономической активности, не только официальной и не только рыночной. Рыночный характер СНС проявляется в использовании рыночных цен (реальных или предполагаемых), в т.ч. и для некоммерческого сектора;

· при этом СНС неизбежно базируется на официальной статистической и финансовой отчетности, не всегда полной и достоверной (что может создавать проблемы).

Данные методологические принципы детализируются в конкретных методиках расчета ВВП и других показателей СНС.

В основе СНС лежат некоторые фундаментальные понятия экономической теории, характеризующие активность экономических агентов. При этом в некоторых случаях содержание экономических категорий СНС не совпадает с содержанием соответствующих понятий бухгалтерского учета.

Как и в любой статистике, в СНС систематизация информации о финансовой и экономической деятельности осуществляется с помощью классификации и группировки данных. Что касается экономических единиц, то основной является их группировка по секторам экономики, позволяющая определить роль и особенности экономического поведения различных групп экономических единиц со сходными функциями и источниками финансирования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и услуг, доходов и расходов. Классификационной единицей в институциональной (секторальной) группировке является т.н. институциональная экономическая единица.

Более коротко можно сказать, что СНС отражает экономическую активность т.н. институциональных экономических единиц. В системе национальных счетов экономика (экономическая система) в первую очередь рассматривается именно как совокупность институциональных единиц и соответствующих агрегированных секторов.

Институциональная экономическая единица (institutional economic unit) – обособленная экономическая организация как самостоятельный субъект хозяйственных отношений, как элемент экономической системы. Это экономический агент, способный от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность, принимать экономические решения и финансовые обязательства, нести имущественную ответственность. В современной рыночной экономике т.н. «экономические агенты (единицы)» представлены не столько физическими лицами, сколько институциональными единицами.

Институциональные единицы ведут полный набор счетов или при необходимости могут составить такие счета.

По признаку институциональной однородности, т.е. с точки зрения целей деятельности, характера внутренней организации и источников финансирования, институциональные экономические единицы классифицируются на шесть видов: финансовые организации, предприятия, государственные учреждения, домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, а также иностранные экономические единицы.

Совокупность институционально однородных экономических единиц образует агрегированный институциональный сектор (institutional sector). Соответственно в СНС выделяют шесть агрегированных институциональных секторов национальной экономики:финансовый сектор, предпринимательский сектор, государственный сектор, негосударственный некоммерческий («социальный») сектор, сектор домашних хозяйств и иностранный сектор. Рассмотрим их по порядку.

Финансовый сектор (financial sector) – совокупность финансовых организаций (банки и иные институциональные инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг и др.).

Предпринимательский сектор (business sector) – совокупность предприятий, т.е. нефинансовых организаций коммерческого характера, в т.ч. государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Государственный сектор (public sector) включает в себя бюджетную систему (двух– или трех–уровневую) и государственные и муниципальные учреждения – некоммерческие организации, находящиеся на бюджетном финансировании. Государство выступает производителем общественных благ и «правил игры», покупателем части конечной продукции, основным перераспределителем национального дохода (через налоги и трансферты), кредитором (или заемщиком) на финансовом рынке, а также регулятором рыночной экономики.

Негосударственный некоммерческий («социальный») сектор (social sector) объединяет «негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (термин СНС). Это политические партии, общественные и религиозные организации и т.д.

Под домашним хозяйством (household) понимаются один или несколько человек, имеющие совместную собственность, общий бюджет и сообща принимающие экономические решения, а также коллективно потребляющие некоторые виды товаров и услуг. В современной экономике домохозяйства являются собственниками экономических ресурсов, основными покупателями (потребителями) потребительских товаров и услуг, а также основными «сберегателями» (кредиторами).

Кроме того, некоторые домохозяйства занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (например, личные подсобные хозяйства, предприятия лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства.

Иностранный сектор (foreign sector),иначе – «остальной мир» (rest of the world) – это мировая экономика, рассматриваемая как единое целое, без деления на институциональные сектора или отрасли. Иностранный сектор взаимодействует с «национальной экономикой» посредством международной торговли (экспортные и импортные операции) и перемещения капиталов (финансовых активов).

Концептуальное понимание СНС как разновидности макроэкономического анализа, находящейся на границе экономической теории и экономической статистики, позволяет выделить ее отдельные функции. В общем и целом СНС как важная часть макроэкономической статистики выполняет три взаимосвязанные функции.

Во–первых, собственно информационно–аналитическая функция: СНС дает возможность оценивать (количественно измерять) на макроэкономическом уровне конечные результаты экономической активности общества и их факторы. При этом итоговая количественная макроэкономическая информация практически неотделима от соответствующего анализа. В силу своего системного характера СНС дает возможность не только измерять, но и анализировать структуру оцениваемых макроэкономических показателей и их факторы в различных аспектах (отраслевом, секторальном и др.). СНС отличается от других разделов макроэкономической статистики именно тем, что является информационно–аналитическим инструментом. Системный подход к расчету и анализу экономических показателей, использование единой методологии – основное достоинство СНС.

В научно–аналитическом плане СНС играет ту же роль в макроэкономике, что и микроскоп в биологии или измерительная лабораторная аппаратура в физике. Любая эмпирическая наука основана на наблюдениях и экспериментах; с этой точки зрения СНС незаменима для экономической науки как важнейший источник «отфильтрованной» и структурированной макроэкономической информации. Без преувеличения, СНС – фундамент макроэкономического анализа, эмпирическая основа макроэкономики.

Во–вторых, методологическая функция СНС: возможность систематизации на базе национальных счетов микроэкономических показателей. В перспективе СНС претендует на то, чтобы стать методологическим «мостом» между микро– и макро–экономикой.

В–третьих, можно с некоторой долей условности выделить общественно–политическую функцию СНС. Поскольку СНС является международным методологическим стандартом, соблюдаемым большинством стран–членов ООН, то она обеспечивает хотя–бы некоторую «прозрачность» социально–экономического положения страны, суживает возможности сознательного искажения статистической информации, подтасовки данных в политических целях. Благодаря СНС точность, объективность и независимость целого ряда статистических данных повышается на порядок.

В целом обеспечивает информационные потребности:

· профессиональных экономистов, теоретиков и практиков;

· экономических агентов – собственников, менеджеров, инвесторов, предпринимателей;

· общества и государства;

· наднациональных международных организаций.

 

2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Общая система показателей национальных счетов включает в себя несколько десятков показателей, определенным образом систематизированных. Согласно СНС–93 большинство показателей национальных счетов должно рассчитываться на всех трех уровнях экономики, т.е. на уровне отдельной институциональной единицы (микроуровень), агрегированного сектора (мезоуровень) и экономики в целом (макроуровень). Естественно, только в последнем случае показатели являются агрегированными.

Многие показатели рассчитываются в двух вариантах:

· как валовые (gross), т.е. включающие в себя амортизацию;

· как чистые (net), т.е. валовой показатель минус потребление основного капитала.

В СНС термины «валовой» и «чистый» обычно используются именно в этих значениях (если не оговорено иное).

Показателем, характеризующим результаты производства товаров и услуг в регионе, является по версии СНС–93 валовой региональный продукт, ВРП (Gross Regional Product, GRP), который рассчитывается на основе валовой добавленной стоимости отраслей. Показатель валового регионального продукта позволяет определить участие субъектов РФ в создании ВВП.

После продажи (реализации) произведенных товаров (работ, услуг) образуются общие/валовые доходы экономических агентов.

На макроэкономическом уровне рассчитывается прибыль экономики, ПЭ (operating surplus, OS) – добавленная стоимость за вычетом оплаты наемного труда и чистых косвенных налогов (косвенные налоги минус ценовые дотации). Различают показатели «валовая прибыль экономики» (ВПЭ), «валовые смешанные доходы» (ВСД), «валовая прибыль экономики и смешанные доходы» (ВПЭСД), «чистая прибыль экономики» (ЧПЭ), «чистые смешанные доходы» (ЧСД) и «чистая прибыль экономики и смешанные доходы» (ЧПЭСД).

Валовая прибыль экономики, ВПЭ (gross operating surplus, GOS) – часть валовой добавленной стоимости, остающаяся у производителя после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников (compensation of employers) и чистых налогов на производство и импорт.

За вычетом потребления основного капитала образуется чистая прибыль экономики, ЧПЭ (net operating surplus, NOS):

ЧПЭ = ВПЭ – D

Аналогичный показатель для некорпорированных предприятий, создаваемых домашними хозяйствами, называется смешанным доходом (mixed income). Этот показатель содержит элемент вознаграждения за неоплачиваемую работу членов домашнего хозяйства. Соответственно, валовые смешанные доходы, ВСД (gross mixed income, GMI) отличаются от чистых смешанных доходов, ЧСД (net mixed income, NMI) на величину потребления основного капитала:

ЧСД = ВСД – D.

Как видим, использование терминов «прибыль» и «чистая прибыль» в СНС сильно отличается от трактовки этих понятий в экономической теории (в микроэкономике), бухгалтерском учете и финансовом менеджменте.

Имущество в СНС – «запасы» реальных (нефинансовых) благ длительного пользования (сроком больше года). Это материальные факторы производства, нематериальные активы (в сумме – «реальные инвестиционные активы»), а также потребительские блага длительного пользования. К имуществу относят любой источник законного нетрудового дохода.

Более широким термином является «экономические активы» – объекты, которые находятся в собственности экономических агентов и из владения которыми агент извлекает экономические выгоды. К ним, в частности, относятся различного рода финансовые активы. Стоимость активов образует капитал экономического агента. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому агенту (т.е. капитала) и стоимостью его обязательств обозначается общепринятым в экономической науке термином чистые активы (чистая стоимость капитала).

Совокупность имущества и иных активов, принадлежащих физическим лицам, юридическим лицам и публично–правовым образованиям (государственным и муниципальным), составляет национальное богатство. По методологии СНС национальное богатство определяется по формуле чистых активов, т.е. как сумма всех активов (нефинансовых и финансовых), находящихся в собственности резидентов на ту или иную дату (обычно на начало или конец года), за вычетом обязательств резидентов перед остальным миром.

Несколько ключевых агрегированных (рассчитываемых именно на макроэкономическом уровне) показателей национальных счетов называют агрегатами СНС.

Действующая версия СНС–93 существенно модифицировала перечень шести агрегатов национальных счетов:

· два показателя совокупного продукта (СП)валовой внутренний продукт (ВВП) и чистый внутренний продукт (ЧВП);

· два показателя национального дохода (НД)валовой национальный доход (ВНД) и чистый национальный доход (ЧНД);

· два показателя национального располагаемого дохода (НРД)валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) и чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД).

Рассмотрим в первую очередь содержательное отличие ВВП от ВНД (бывший ВНП).

В общепринятом понимании валовой продукт (gross product) страны – продукт, произведенный «национальной экономикой», понимаемой (чаще всего) как совокупность резидентов. Однако понятие «резидент экономической системы» может трактоваться по–разному, в зависимости от целей анализа. Дело в том, что при оценке валового продукта отдельной страны возникают «пограничные», переходные ситуации, порождаемые активным международным перемещением (миграцией) труда, капитала и предпринимательской активности.

Например, продукция, произведенная филиалом немецкой фирмы на территории России, является частью валового продукта России или Германии? С территориальной точки зрения и (в большинстве случаев) с точки зрения использования природных и трудовых ресурсов это валовый продукт России. С другой стороны, данная продукция является результатом иностранных инвестиций, т.е. как минимум два фактора производства (капитал и предпринимательство) – зарубежные. В каком–то смысле это часть немецкой экономики, часть валового продукта Германии. Другой пример: доходы гражданина одной страны, заработанные за рубежом, к валовому продукту какой страны следует относить? Имеет ли при этом значение место уплаты подоходного налога или последующая (вероятная) «репатриация» этих доходов «на родину»? А если данный человек имеет двойное гражданство или является лицом без гражданства? Таким образом, мы возвращаемся к исходному вопросу: что такое «национальная экономика» и «резиденты», по каким признакам их определять?

В принципе «национальная экономика» может пониматься двояко:

· как территория страны, т.е. как внутренняя экономика, совокупность внутренних факторов производства, совокупность «резидентов СНС» (территориальный подход);

· как совокупность национальных факторов производства, по сути – как совокупность налоговых резидентов страны (субъектный подход).

Соответственно можно по–разному трактовать понятия «резиденты» и «нерезиденты».

Первый подход характерен для действующей версии СНС–93. В этом случае СНС оперирует понятием ВВП, и при определении этого показателя критерием является территориальный принцип – место создания продукта (добавленной стоимости) и образования факторного дохода. ВВП определяется в СНС–93 как совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, другими словами – с использованием внутренних ресурсов (факторов производства), без их разделения на национальные («собственные») и иностранные («импортные»). Уточняя «на территории страны», мы тем самым конкретизируем неоднозначные понятия «национальная экономика» и «резидент». По этой причине вместо политико–географических терминов «страна», «государство» и сложного социологического понятия «общество» СНС–93 оперирует специфическим термином «внутренняя (национальная) экономика».

По стандартам СНС–93 внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами (национальная экономика как совокупность резидентов). Соответственно ВВП можно иначе определить как совокупную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны.

Резидент – определенный территориально–юридический статус экономического агента, трактуемый по–разному в зависимости от целей анализа или регулирования.Для целей статистического учета и анализа в СНС–93 резидентами экономической системы (резидентами СНС) называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и денежные средства могут свободно перемещаться (свободное экономическое пространство). К ней также относятся: национальное воздушное пространство; территориальные воды; континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права; территориальные анклавы в других странах (территории посольств, консульств, военных баз, научных учреждений и др.). В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет недвижимостью (помещением или землей) на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение неопределенного или длительного времени (обычно не менее одного года). Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные юридические лица, а также их филиалы и представительства (не являющиеся юридическими лицами). Сотрудники иностранных посольств (кроме местного наемного персонала), иностранные студенты и военнослужащие, а также лица, проходящие курс лечения (независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны), не являются ее резидентами.

Каждый экономический агент является резидентом СНС для одной «национальной экономики» и нерезидентом для всех остальных.

Второй подход к определению «национальной экономики» дает нам валовый национальный доход, ВНД (Gross National Income, GNI), понимаемый как совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных налоговыми резидентами страны с помощьюпринадлежащих им, т.е. «национальных» факторов производства. В данном случае неважно – на территории данной страны или в других странах. В терминах доходов ВНДопределяется как сумма валовых первичных (факторных) доходов владельцев «национальных» факторов производства (резидентов и нерезидентов), включая чистые косвенные налоги, до их вторичного распределения.

В предыдущих версиях международного методологического стандарта СНС–53 и СНС–68 этот показатель назывался «валовой национальный продукт» (ВНП). Это альтернативный показатель валового продукта страны по отношению к центральному показателю ВВП.

Итак, при определении ВНД критерием выступает фактор национальной принадлежности ресурсов, а не территориальное размещение производства. В свою очередь национальная принадлежность ресурсов определяется с помощью понятия «налоговый резидент экономической системы». Термины «налоговый (валютный) резидент» и «налоговый (валютный) нерезидент» и их определения установлены МВФ и продублированы национальными законодательствами десятков стран–участниц МВФ.

Очевидно несовпадение понятий «резидент СНС» и «налоговый (валютный) резидент». Например, филиал иностранной фирмы, находящийся на территории России, в рамках СНС рассматривается как резидент, но с точки зрения налогового и валютного регулирования не является резидентом. Заметим в этой связи, что в СНС–53 и СНС–68 «резиденты» трактовались общепринятым образом, переход к специфическому пониманию термина «резидент» в СНС произошло в 1993г. Таким образом, до 1993г. через резидентов определялся показатель ВНП (ныне ВНД), теперь через резидентов определяется показатель ВВП. Это важно понимать во избежание путаницы при использовании источников разных лет.

Итак, разница между ВВП и ВНД – это разница между принципом территории и принципом субъектности. Поскольку в разных видах экономического анализа «национальная экономика» и «резиденты» понимаются по–разному, возникает необходимость использования в СНС «альтернативных» показателей валового продукта – валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД). Разграничение ВВП и ВНД связано именно с существованием «пограничных» ситуаций при оценке валового продукта отдельных стран, оно корректно решает проблему правильного учета «международных» доходов в СНС. Как известно, использование двух или даже нескольких «альтернативных» показателей – общий аналитический прием для подобных ситуаций.

Величина ВНД отличается от величины ВВП на величину чистых международных факторных доходов (ЧМФД):

ВНД = ВВП + ЧМФД = ВВП + Сальдо международных первичных =

(факторных) доходов резидентов

 

= ВВП + Факторные доходы – Факторные доходы налоговых резидентов налоговых нерезидентов

за границей в данной стране

Чистые международные факторные доходы (ЧМФД) идентичны термину «сальдо международных первичных (факторных) доходов резидентов». ЧМФД представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезидентами) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница является положительной величиной, если граждане и юридические лица данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране; в этом случае ВНД больше ВВП. Соответственно ЧМФД будет отрицательной величиной, если иностранные граждане и юридические лица получили в данной стране доходов больше, чем граждане и фирмы данной страны получили доходов за рубежом; тогда ВВП больше ВНД.

Очевидно, что в полностью закрытой экономике (closed economy):

ВВП = ВНД (ВНП).

Для большинства стран мира показатели ВВП и ВНД (ВНП) различаются незначительно и зачастую считаются взаимозаменяемыми. Как правило, разница между ВВП и ВНД (ВНП) не превышает 0,5 %.

Оба показателя валового продукта (ВВП и ВНД) характеризуют фактический национальный объем производства, своего рода «мощность экономики». В отличие от них показатель чистого внутреннего продукта, ЧВП (Net Domestiс Product, NDP) характеризует чистый производственный потенциал экономики, поскольку включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (компенсирующие амортизационный износ и соответствующие ему по величине). Другими словами, ЧВП есть стоимость товаров и услуг, которые в состоянии произвести экономика данной страны, не затрагивая производственных возможностей будущих периодов.

Соответственно, чтобы получить ЧВП, следует из ВВП вычесть амортизацию («потребление основного капитала», D):

ЧВП = ВВП – D

Аналогичным образом чистый национальный доход, ЧНД (Net National Income, NNI) представляет собой разницу между ВНД и потреблением основного капитала:

ЧНД = ВНД D.

Национальный доход, НД (National Income, NI) – это сумма первичных (факторных) доходов владельцев «национальных» факторов производства, включая чистые косвенные налоги, до их последующего перераспределения через налоги, субсидии и частные трансферты; «совокупный заработанный доход» всех участников производства.

Как мы уже знаем, в результате перераспределения национального дохода (НД) образуется национальный располагаемый доход, который отличается от НД на сальдо вторичных (трансфертных) доходов. Национальный располагаемый доход может быть валовым и чистым.

Валовый национальный располагаемый доход, ВНРД (Gross National Disposial Income, GNDI) – сумма валовых располагаемых доходов домашних хозяйств–резидентов, находящихся в распоряжении домохозяйств и доступных для потребления и сбережения. ВНРД рассчитывается следующим образом:

ВНРД = ВНД + Сальдо вторичных доходов (трансфертов) =

= ВВП + Сальдо международных + Сальдо вторичных доходов

первичных доходов (трансфертов)

Если развернуть данную формулу, то:

ВНРД = ВНД – Взносы на социальное страхование – Налог на прибыль корпораций – Нераспределенная прибыль корпораций + Государственные неналоговые трансферты + Процентные доходы по финансовым вложениям (в т.ч. по государственным облигациям) – Индивидуальные налоги на физических лиц (ИНФЛ)

Чистый национальный располагаемый доход, ЧНРД (Net National Disposial Income, NNDI, или коротко Disposial Yard, Yd) представляет собой разницу между ВНРД и потреблением основного капитала:

ЧНРД (Yd) = ВНРД D

Домохозяйства тратят свой ЧНРД на потребление (consumption, С) и сбережение (savings, S):

ЧНРД (Yd) = С + S



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.