КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ликвидация последствий ЧС связанных с загрязнением
Особенности эвакуации населения из опасных зон при авариях на АЭС, при выбросе. выливе АХОВ и лесных пожарах. Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ защиты населения в чрезвычайных ситуациях
Обеспечение безопасности людей в ЧС обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия является общегосударственной задачей, обязательной для выполнения всеми территориальными и ведомственными органами управления, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться: 1) снижением вероятности возникновения и уменьшением возможных масштабов источников различных ЧС; 2) локализацией, блокированием, подавлением, сокращением времени существования, масштабов и ослаблением действия поражающих факторов и источников ЧС; 3) снижением опасности поражения людей в ЧС путем предъявления и реализации специальных требований к расселению людей, рациональному размещению потенциально опасных и иных производств, транспортных и прочих техногенно опасных и жизненно важных объектов и коммуникаций, созданию объектов с внутренне присущей безопасностью и средствами локализации и подавления аварий, а также путем рациональной планировки и застройки городов и других населенных пунктов, строительства специфически устойчивых в конкретных ЧС зданий и сооружений, принятия соответствующих объемно-планировочных и конструктивных решений; 4) повышением устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения и профилактикой нарушений их работы, способных создать угрозу для жизни и здоровья людей; 5) организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала аварийных объектов при возникновении ЧС, а также осуществлением АСиДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей; 6) восстановлением жизнеобеспечения населения на территориях, подвергшихся воздействию разрушительных сил природы и техногенных факторов; 7) локализацией последствий и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды, подвергшихся воздействию ЧС. Защита населения – комплекс взаимоувязанных по месту и времени проведения, цели, ресурсам мероприятий ГО, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровья людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. Основными принципами защиты населения и территорий от ЧС являются: 1) заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения; 2) планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения ЧС; 3) необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; 4) мероприятия по защите населения от источников ЧС должны планироваться в объемах, исключающих превышение допустимого нормативного воздействия на людей поражающих факторов; 5) защите в ЧС подлежит все население; 6) мероприятия по подготовке к действиям по защите населения в ЧС следует планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретных территориях и с учетом насыщенности этих территорий объектами промышленного назначения, гидросооружениями, потенциально опасными объектами. Исходя из прогнозируемой возможности возникновения аварии, катастрофы или стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей, нарушить условия их жизнедеятельности основными способами защиты населения в ЧС являются: * укрытие людей в приспособленных для защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях; *использование населением индивидуальных средств защиты и средств медицинской профилактики; *проведение эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы. Наряду с этим для обеспечения защиты населения от поражающих факторов ЧС осуществляется: *оповещение населения о ЧС; *проведение мероприятий противоэпидемической, противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ); *проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС; *обучение населения способам защиты от ЧС. Укрытие в защитных сооружениях обеспечивает надежную защиту от поражающих факторов ЧС. Защитные сооружения ГО по своему назначению и защитным свойствам делятся на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Убежища и ПРУ должны размещаться в местах наибольшего сосредоточения укрываемого населения, радиус сбора укрываемых при одноэтажной застройке города – до500 м, при многоэтажной до 400 м. Укрытие населения в защитных сооружениях производится по сигналам оповещения передаваемым по сетям проводного, радио- и телевещания. Население, укрываемое в защитных сооружениях по месту жительства, должно иметь при себе документы, запас продуктов питания на двое суток. В качестве убежищ для защиты людей могут быть приспособлены подвалы жилых зданий, различные подземные переходы и галереи, получившие широкое распространение подземные гаражи и другие сооружения городского хозяйства (спортивные залы, бытовые учреждения). При этом они должны дооборудоваться системами освещения, фильтровентиляции, водоснабжения, санитарно-техническими узлами, на входах устанавливают защитно-герметические двери. Каждое убежище должно иметь телефонную связь и репродукторы подключенные к городской сети. Фильтровентиляционное оборудование убежища должно обеспечивать подачу чистого воздуха в режиме чистой вентиляции 8-13 м3/ч и в режиме фильтровентиляции 2-8 м3/ч на человека, при этом концентрация двуокиси углерода не должна превышать 1% об, температура воздуха не более 230С и влажность не более 70%. В убежищах создается запас воды из расчета 3 л. в сутки на человека. Одним из основных способов защиты населения от современных средств поражения от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных объектах, пожарами и взрывами является укрытие персонала предприятий и населения в защитных сооружениях. Защитные сооружения ГО – это инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов ЧС. В соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП) защитные сооружения делят по защитным свойствам на три категории: убежища, защищающие от всех средств массового поражения, противорадиационные укрытия (ПРУ), защищающие от ионизирующего излучения, возникающего при радиоактивном заражении местности, а частично и от других поражающих факторов ядерного взрыва и простейшие сооружения (траншеи, подземные переходы, подземные выработки, приспособленные помещения). Для защиты людей, кроме стационарных, можно использовать Использование населением средств индивидуальной защиты позволят исключить поражение людей радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами при нахождении в зонах заражения. Средства защиты по назначению делятся на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи. Для защиты населения используют гражданские фильтрующие противогазы: для взрослых ГП-5, ГП-5М, ГП-7, ГП-7В; детей ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, камера защитная детская КЗД-6. Для защиты персонала предприятий используют промышленные противогазы и респираторы. В районах размещения потенциально опасных объектов (химических, радиационных) средства индивидуальной защиты должны быть постоянно у каждого человека. Медицинские средства защиты предназначены для профилактики и оказания помощи населению пострадавшему от воздействия от ЧС. К профилактическим медицинским средствам защиты относятся радиозащитные препараты, антидоты (противоядия) и противобактериальные средства входящие в состав аптечки индивидуальной АИ-2. Эвакуация населения из зон ЧС в безопасные районы организуется и проводится в соответствии с планом ГО района (объекта) и указаниями старшего начальника ГО. Эвакуация, как способ защиты населения довольно сложен, требует больших материальных затрат, поэтому проводится только в тех случаях, когда другие способы защиты не позволяют обеспечить безопасность людей. Под эвакуацией понимается вывод и вывоз рабочих и служащих объектов, деятельность которых переносится в загородную зону или прекращается на время чрезвычайных условий, а также всего нетрудоспособного населения из категорированных городов и других населенных пунктов, находящихся в зонах возможных сильных разрушений и катастрофического затопления. Под загородной зоной понимается территория, расположенная за зоной возможных разрушений, установленной для категорированных городов. Эвакуация требует тщательной подготовки всех органов управления и обучения граждан. Для обеспечения действий органов ГСЧС разрабатывается «План действий объекта (района) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором, в числе других мероприятий по защите населения, указываются действия по эвакуации людей как при угрозе, так и при возникновении ЧС, медицинское, транспортное, материальное, техническое и бытовое обеспечение эвакуации и другие вопросы. Эвакуация населения осуществляются по производственно-территориальному принципу. Это значит, что вывоз в загородную зону всех рабочих и служащих, членов их семей, студентов вузов, учащихся средних учебных заведений организуется через предприятия, учреждения и учебные заведения. Вывоз остального населения осуществляют ЖЭСы по месту жительства. Руководство эвакуацией населения осуществляют начальники гражданской обороны областей, районов, городов и городских районов и их управления, (отделы) по ЧС и их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Практически, выполнение этой задачи возлагается на городские, районные и объектовые эвакуационные комиссии. В обязанности эвакуационной комиссии объекта входит: учет рабочих и служащих, членов их семей, подлежащих эвакуации; определение состава пеших колонн и уточнение маршрутов их движения; решение вопросов транспортного обеспечения; подготовка промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ); районов рассредоточения и эвакуации; пунктов посадки на транспортные средства и высадки с них; организация связи и взаимодействия с районной эвакуационной комиссией и сборным эвакуационным пунктом (СЭП). Исполнительным органом проводящим эвакуацию является сборный эвакуационный пункт (СЭП), который размещается вблизи вокзалов, портов. Основная задача СЭП: организационный сбор граждан, регистрация, посадка на транспорт и отправка в загородную зону. О начале и порядке эвакуации население оповещают по радио-, телевещанию, телефону, а также через предприятия, учреждения и учебные заведения. После оповещения о начале эвакуации население с личными вещами, документами, продуктами питания на 2-3 суток прибывает на СЭП. Прием, размещение и защита эвакуированного населения в загородной зоне проводится под руководством рабочей группы КЧС сельского района. Вблизи конечных пунктов высадки населения, прибывающего в загородную зону, комиссии по ЧС развертывают пункты приема эвакуируемых (ППЭ). Возможна заблаговременная частичная эвакуация населения из крупных городов, проводимая по специальному указанию вышестоящих органов ГО. Частичной эвакуации могут подлежать студенты вузов, учащиеся ПТУ, техникумов, школ, интернатов, специальных детских учреждений, пенсионеры и инвалиды. Для быстрой эвакуации используются не только пассажирские, но и грузовые вагоны. Нормы вместимости в одном вагоне электропоезда увеличивается с 108 до 200 человек, в пассажирском вагоне с 84 до 150 человек, в грузовом вагоне можно эвакуировать до 100человек. Эвакуация населения осуществляются, как правило, комбинированным способом, при котором одновременно производится вывоз населения всеми имеющимися транспортными средствами и вывод пешим порядком. Транспортом эвакуируются: рабочие и служащие объектов, продолжающих работу в городе; население, которое не может передвигаться пешим порядком (больные, женщины с детьми до 10 лет и др.), формирования повышенной готовности. Все остальное физически здоровое население выводится пешим порядком. Вывод пешим порядком планируется, как правило, на расстояние одного суточного перехода, совершаемого за 10-12 ч движения, с расчетом выхода за зону возможных разрушений. В целях обеспечения организованного движения и удобства управления рекомендуется из населения формировать колонны численностью от 500 до 1000 человек по производственно-территориальному принципу и назначать начальника колонны из числа руководителей предприятий и ЖЭСов, начальников пеших маршрутов с группой управления и связи. Средняя скорость движения колонны – 4-5 км/ч. Расстояние между колоннами – до 500 м. Для отдыха организуются привалы: малые – через 1-1,5 ч движения (на 10-15 мин) и большой – во второй половине суточного перехода (на 1-2 ч). Маршруты выдвиженеия населения выбираются с учетом обстановки, которая может возникнуть при ЧС. Такие схемы разрабатываются заблаговременно на основе тщательного и всестороннего прогноза обстановки, которая может сложится в результате ЧС. Население, прибывающее на ППЭ, проходит регистрацию, распределяется по населенным пунктам и следует к ним. Дети, инвалиды и престарелые, а также вещи перевозятся местным транспортом. Местные органы ГО и органы исполнительной власти организуют трудоустройство прибывшего населения. Для размещения людей в загородной зоне назначаются районы, в которых создаются все необходимые условия для жизни и быта населения и защиты его в случае радиоактивного заражения местности. Для размещения эвакуируемого населения в загородной зоне используются дома отдыха, санатории, туристские и спортивные базы, а также дома местных жителей, дачи и садово-огородные домики, другие помещения. В целях создания наилучших условий для размещения населения заблаговременно проводятся мероприятия по развитию жилого фонда, строительству предприятий торговли и общественного питания, подготовке водоисточников и др. Районы эвакуации должны находиться на таком удалении от города, чтобы на проезд в город на работу и обратно в загородную зону затрачивалось не более 4-5 ч. После завершения эвакуационных мероприятий в городе будут находиться только работающие смены, численность которых составит примерно 10-15% от общей численности населения города. Для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций предусматриваются: укрытие в защитных сооружениях вблизи СЭП, ПЭП, ППЭ, станций (пунктов) посадки (высадки) и вдоль маршрутов эвакуации пешим порядком; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; ведение радиационной и химической разведки; своевременное доведение до населения сигналов управления и оповещения; организация дозиметрического, химического и бактериологического контроля, санитарной обработки и обеззараживания. При недостатке защитных сооружений планируется строительство простейших укрытий для размещения населения, которое может находиться на станции и других пунктах, а также использование естественных укрытий. Строительство простейших укрытий производится силами ГО городов и районов. Транспортное обеспечение включает: организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону, перевозку рабочих смен из загородной зоны в город и обратно. Материальное обеспечение предусматривает обеспечение транспортных и других машин, используемых для эвакуационных перевозок, топливом, смазочными и другими материалами, а эвакуируемого населения – продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне снабжение населения производится через местные органы торговли и общественного питания. Местные органы власти расширяют сеть магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, организуют их работу по уплотненному графику, используя для этого эвакуированных работников. Медицинское обеспечение эвакуационных мероприятий организуется на всех этапах рассредоточения и эвакуации, начиная с СЭП. Создаваемые медицинские пункты обязаны: оказывать неотложную медицинскую помощь заболевшим, выявлять и изолировать инфекционных больных с последующей эвакуацией их в лечебные учреждения. На станциях посадки и высадки выполнение аналогичных задач возлагается на штатные медицинские пункты. На станциях, где нет таких пунктов, они могут быть организованы силами местных органов здравоохранения. На путь следования в состав эшелона (колонны) включаются 1-2 человека среднего медицинского персонала, несколько санитарных дружинниц, а при эвакуации на большое расстояние – и врач. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль за питанием и водоснабжением эвакуируемых, оказывать им медицинскую помощь. При эвакуации пешим порядком врачебная помощь заболевшим оказывается в лечебных учреждениях, находящихся вблизи маршрута, а при их отсутствии в распоряжение начальника маршрута выделяется медицинская бригада на санитарном автомобиле. В местах расселения эвакуируемого населения в загородной зоне медицинское обеспечение организуется за счет местных органов здравоохранения, усиленных медицинскими силами, прибывшими из города. Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий включает: обеспечение содержания и ремонта дорог, мостов и дорожных сооружений; оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах. Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает: организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, посадки, высадки, на маршрутах и в местах расселения в загородной зоне; укрытие населения по сигналу оповещения ГО в защитных сооружениях, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты. Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий ГО, а также эвакуации неисправной техники на сборные пункты поврежденных машин, снабжении их запасными частями и ремонтными материалами. К выполнению этих мероприятий привлекаются формирования технической службы (подвижные ремонтно-восстановительные группы, эвакуационные группы), ремонтные предприятия, станции технического обслуживания, склады запасных частей. Для поддержания общественного порядка на объектах, СЭП, ПЭП, ППЭ, станциях (пристанях, пунктах) посадки и высадки, в местах расселения в загородной зоне выставляются посты охраны общественного порядка, организуется патрулирование. На важных объектах может быть выставлено оцепление. К выполнению этих мероприятий привлекаются формирования охраны общественного порядка (команды, группы), создаваемые за счет ведомственной охраны и добровольных народных дружин.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |