КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Общие сведения
Лекция 17. Информационно-измерительные системы автомобилей и тракторов.
1 вопрос. Общие сведения. 2 вопрос. Измерительные преобразователи (контрольно-измерительные приборы).
Информационно-измерительные системы (ИИС) – это совокупность функционально объединенных измерительных, вычислительных и других вспомогательных технических средств получения измерительной информации, ее преобразования, обработки в целях предоставления потребителю (в том числе ввода в автоматизированные системы управления) в требуемом виде либо в целях автоматического осуществления логических функций измерения, контроля, диагностики, идентификации и др. В зависимости от выполняемых функций ИИС реализуются в виде: · измерительных систем (ИС); · систем автоматического контроля (САК); · систем технической диагностики (СТД); · систем распознавания образов (идентификации) (СРО); · телеизмерительных систем (ТИС). В СТД, САК, СРО, ТИС измерительная система входит как подсистема.
Рис. 1.1. Основные структуры ИИС: а – цепочечная; б –радиальная; в – магистральная Назначение любой информационно-измерительной системы, необходимые функциональные возможности, технические и другие характеристики в решающей степени определяются объектом Исследования, для которого данная система создается. Назначение информационно-измерительной системы можно определить как целенаправленное оптимальное ведение измерительного процесса и как обеспечение смежных систем высшего уровня достоверной информацией. Исходя из этого основными функциями информационно-измерительной системы являются: · получение измерительной информации; · обработка информации; · передача информации; · представление информации оператору или ЭВМ; · запоминание информации; · отображение информации; · формирование управляющих воздействий. Информационно-измерительные системы оптимизируют по многим частичным критериям, таким как точность, помехоустойчивость, надежность, пропускная способность, адаптивность, сложность, экономичность и др. В зависимости от способа организации передачи информации между функциональными блоками (ФБ) различают цепочечную, радиальную и магистральную структуры (рис. 1.1). Состав и структура конкретной информационно-измерительной системы определяется общими техническими требованиями, установленными ГОСТом, и частными требованиями, содержащимися в техническом задании на ее создание. Информационно-измерительная система должна удовлетворять следующим требованиям: · управлять измерительным процессом в соответствии с принятым критерием функционирования; · выполнять возложенные на нее функции в соответствии с назначением и целью; · обладать требуемыми показателями и характеристиками точности, надежности и быстродействия; · отвечать экономическим требованиям, предъявляемым к способам и форме представления информации, размещения технических средств и т.д.; · быть приспособленной к функционированию с информационно-измерительными системами смежных уровней иерархии и другими ИИС и вычислительными комплексами (ИВК), т.е. обладать свойствами технической, информационной и метрологической совместимости; · допускать возможность дальнейшей модернизации и развития и т.д. Процессом функционирования информационно-измерительный системы (как и любой другой технической системы) является целенаправленное преобразование входной информации в выходную. Это преобразование выполняется либо автоматически комплексом технических средств (КТС) (техническим обеспечением), либо совместно – оперативным персоналом и КТС в сложных ИИС, ИВК. Чтобы люди и комплекс технических средств могли функционировать оптимально, необходимы соответствующие инструкции и правила. Эту задачу выполняет организационное обеспечение. Математическое, программное и информационное обеспечения входят в состав только ИИС и ИВК с цифровым вычислительным комплексом. Математическое обеспечение – это модели и вычислительные алгоритмы. Программное обеспечение гарантирует конкретную реализацию вычислительных алгоритмов и алгоритмов функционирования системы и охватывает круг решений, связанных с разработкой и эксплуатацией программ. Информационное обеспечение определяет способы и конкретные формы информационного отображения состояния объекта исследования в виде документов, диаграмм, графиков, сигналов для их представления обслуживающему персоналу и ЭВМ для дальнейшего использования в управлении. Всю систему в целом охватывает метрологическое обеспечение. Технические средства ИИС состоят из следующих блоков: 1) первичных измерительных преобразователей (датчиков); 2) нормирующих преобразователей (вторичных преобразователей); 3) элементов сравнения – мер; 4) цифровых устройств; 5) элементов описания – норм; 6) преобразователей сигнала, средств отображения, памяти и др. Блоки 1 – 6 используются в цифровых ИС; 1 – 3 и 6 – в аналоговых ИС. При наличии в составе ИИС ЭВМ информация к ЭВМ может поступить непосредственно от устройств обработки и (или) хранения. Автомобильная информационно-измерительная система (АИИС) является составной частью современного автомобиля и предназначена для сбора, обработки, хранения и отображения информации о режиме движения и техническом состоянии автомобиля, а также окружающих его внешних факторах. Для этой цели на автомобиле устанавливаются контрольно-измерительные приборы (КИП) и различные дополнительные устройства: бортовая система контроля (БСК), система встроенных датчиков (СВД), маршрутный компьютер (МК), навигационная система. С точки зрения характера информации о состоянии сложной технической системы (автомобиля) она подразделяется на оперативную, контрольно-диагностическую и внешнюю. Устройства и приборы, формирующие информацию, определяют структуру АИИС: · для получения оперативной информации – электромеханическая комбинация приборов, электронный щиток приборов, ветровое стекло; · для формирования контрольно-диагностической информации – БСК, СВД и контрольных точек (КТ), МК; · для получения внешней информации – телевизионная установка заднего вида, радиотелефон и развлекательные устройства, навигационные, локационные и другие устройства. Контрольно-измерительные приборы информируют водителя о скорости движения автомобиля, частоте вращения коленчатого вала двигателя, напряжении бортовой сети, количестве топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, давлении масла. Кроме того, КИП информируют о возникновении аварийных режимов: в системе смазки двигателя – о падении давления масла, в системе охлаждения – о перегреве охлаждающей жидкости. Бортовая система контроля – это развивающаяся система. В ее функции входит информирование водителя о ряде параметров систем и агрегатов автомобиля, изменение состояния которых не создает аварийного режима работы и не требует немедленного вмешательства, а предупреждает о необходимости принятия мер по техническому обслуживанию. С помощью БСК возможен автоматизированный контроль уровня эксплуатационных жидкостей в заправочных емкостях, состояния тормозных накладок, исправности ламп приборов светосигнальной аппаратуры, состояния фильтров. Для снижения трудоемкости и уменьшения времени получения информации о техническом состоянии автомобили оборудуются системой встроенных датчиков, имеющих выходы на штекерный разъем. К штекерному разъему при диагностировании подключается диагностическая аппаратура. При наличии на борту автомобиля диагностического устройства, подсоединенного к СВД, водитель может самостоятельно с минимальными затратами времени оценить техническое состояние автомобиля. В последнее время для автомобилей стали разрабатываться устройства, предоставляющие водителю дополнительную информацию, связанную со скоростью движения, расходом топлива, пройденным расстоянием и временем. Подобные устройства получили название маршрутных компьютеров. Современная концепция единой системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» предполагает наличие не только оперативной и контрольно-диагностической информации о режиме движения и состоянии автомобиля, но также внешней информации о состоянии дорог (обледенения, заторы, ремонт), карте дорог, оптимальном маршруте следования и погодных условиях. Эта информация поступает в АИИС извне (от системы датчиков, размещенных вдоль автомагистрали на всем ее протяжении, специальных радиопередающих станций, по спутниковой связи либо из специально записанной в память системы базы данных). Подобные системы, называемые навигационными, следует считать новейшим направлением в развитии АИИС. Не следует забывать и такие информационные возможности современного автомобиля, как телевизионная установка заднего вида (применяется, как правило, на большегрузных автопоездах), которая во время стоянки превращается в обычный телевизор, а также радиотелефон, компьютерные игры и т. п. Основными характеристиками информационно-измерительной системы автомобиля как единого целого являются быстродействие, точность измерения и считывания информации, время считывания информации, информационная емкость, яркость и контрастность изображения. Быстродействие информационно-измерительной системы определяется временем выполнения операций: измерения; контроля; управления; диагностики; поиска и т.п. Быстродействие удобно характеризовать информационным критерием – количеством информации, перерабатываемой в единицу времени. Для ИС и САК быстродействие определяется , где – энтропия – го параметра до начала контроля; – энтропия – го параметра после контроля; – время измерения параметров; – время поиска неисправностей. В расчетах используется критерий Шеннона, учитывающий количество информации и возможности ее статистического кодирования. Во многих случаях при расчете быстродействия целесообразно использовать критерий Хартли, учитывающий только физические возможности системы. В этом случае быстродействие эквивалентной информационной емкости определяется по формуле
,
где – число различных состояний, например число уровней квантования в дискретной системе. Для создания водителю оптимальных условий при принятии решений быстродействие системы должно быть максимальным и зависеть от характера отображаемой информации (например, влияет ли информация на безопасность дорожного движения, либо носит предупредительный характер). Быстродействие зависит от технических характеристик функциональных блоков системы, в основном от инертности используемых датчиков. Точность измерения (точность прибора) характеризует степень соответствия результата измерения действительному значению измеряемого показателя. Точность измерительного прибора определяется его основной погрешностью. Погрешность прибора непосредственно связана с его чувствительностью, которая определяется как отношение изменения показаний прибора к соответствующему изменению измеряемого показателя. В общем виде погрешность используется в качестве характеристики текущей точности прибора, которая называется его разрешающей способностью. Точность считывания информации в значительной степени зависит от водителя (характеристик функциональных блоков), поэтому требования, предъявляемые к информационно-измерительной системе, должны учитывать возможности водителя (свойства функциональных блоков). На точность считывания информации водителем влияют число и взаимное расположение приборов (т. е. эргономические характеристики панели приборов), качество приборов (размах шкалы указателя, яркость и контраст световых индикаторов). Например, исследования информационных свойств сигнализаторов показали, что наибольшее значение вероятности обнаружения сигнала имеется в том случае, если они расположены в ряд в верхней части панели приборов. При этом вероятность обнаружения сигнала при однорядном расположении сигнализаторов убывает слева направо. Наибольшую же вероятность нераспознавания сигнала имеют сигнализаторы, расположенные вертикально в правой части панели приборов. Время считывания информации (оперативной) с прибора непосредственно влияет на безопасность дорожного движения. Его можно уменьшить за счет уменьшения доли избыточной информации, отображаемой прибором, а также за счет обеспечения водителю оптимальных условий работы с прибором (размах шкалы, яркость, контраст, дополнительные звуковые сигналы для привлечения внимания). Время, необходимое для считывания информации с прибора определяется выражением ,
где – пороговое время восприятия человеком зрительной информации; –объем избыточной информации, отражаемой прибором; – минимально необходимый объем информации для прибора данного назначения. Избыточная информация определяется формулой , где – полный объем отображаемой прибором информации. Например, считается, что для спидометра оптимальной ценой деления является интервал в 5 км/ч. Дальнейшее увеличение числа делений шкалы является неоправданным, так как количество необходимой (полезной) информации при этом практически не возрастает, а время считывания показаний прибора будет увеличиваться. Избыточную информацию также можно выразить как . Поэтому в случае, если объем информации, отображаемой прибором, оказывается меньше значения , то значение становится отрицательным, что означает недостаточность перерабатываемой информации. Условием обеспечения безопасности дорожного движения с точки зрения отвлечения водителя на считывание показаний приборов может являться соотношение ,
где – время, необходимое для считывания информации; – допустимое время считывания. Время, затрачиваемое на считывание показаний контрольных приборов
,
где –коэффициент, учитывающий время возврата взгляда водителя на дорогу; –время перевода взгляда с дороги на приборную панель; – время поиска прибора, с которого считывается информация; – время приема информации с одного прибора; п –число приборов; –время перевода взгляда на прибор. Одной из важных характеристик АИИС является частота обращений водителя к приборам. Под частотой обращения подразумевается число сознательных или рефлекторных актов получения водителем информации о состоянии автомобиля, двигателя или других агрегатов и систем посредством контрольных приборов за единицу времени. Частота обращения водителя к приборам при управлении автомобилем является одним из показателей, характеризующих степень необходимости приборов, а также дает количественную характеристику процесса восприятия информации. Частота обращения к приборам зависит от условий движения, исправности двигателя и контролируемых систем, а также от профессиональной подготовленности водителя. Чем чаще водитель контролирует состояние системы, тем меньше вероятность ее аварийной поломки. Но поскольку слишком частое обращение к контрольным приборам приводит к ухудшению условий безопасности дорожного движения, можно предположить, что водитель интуитивно, основываясь на личном опыте, выбирает частоту обращения, обеспечивающую достаточно надежный контроль при минимальных затратах времени и внимания. Информационная емкость определяет максимальное количество информации, отображаемое информационно-измерительной системой. Информационная емкость зависит от структуры и количества контрольно-измерительного оборудования. Однако чрезмерное увеличение этого показателя может привести к информационной перегрузке водителя и снижению безопасности дорожного движения. Поэтому для современных АИИС с большим количеством отображаемой информации становится актуальным разработка специальных форм и алгоритмов (способов) отображения информации водителю. По способу отображения информации разделяются АИИС с индивидуальным, иерархическим способами отображения информации и с регулируемым потоком информации. При индивидуальном способе предъявления информации состояние каждого контролируемого параметра отображается индивидуальными средствами отображения – контрольно-измерительными приборами или сигнализаторами. Номенклатура КИП и сигнализаторов в этом случае определяется числом контролируемых параметров. Положительными сторонами таких АИИС являются простота построения и полнота отображения информации. К недостаткам относятся: большой объем избыточной информации; трудность соотношения между собой множества отдельных показаний дли оценки ситуации в целом; большая площадь, занимаемая КИП и сигнализаторами, что увеличивает время поиска водителем необходимого сообщения, и габаритные размеры панели приборов. В АИИС с регулируемым потоком информации происходит искусственное разделение большого информационного потока с помощью устройств коммутации на ряд мелких, предъявляемых водителю последовательно одним и тем же средством отображения. В этих системах информация предъявляется либо с «приоритетом» (наивысший приоритет имеют параметры, связанные с безопасностью дорожного движения), либо только о тех параметрах, которые вышли за допустимые пределы (информация о работе сигнализаторов аварийных режимов). Положительными сторонами указанного способа являются: существенное сокращение передаваемого потока информации и уменьшение площади панели приборов. К недостаткам можно отнести большое время поиска причин выхода за допустимые пределы контролируемых параметров из-за ограниченного числа средств отображения на приборной панели и необходимость применения коммутирующих устройств со сложной адресацией и управлением. С увеличением информационных потоков, передаваемых водителю, наиболее перспективным является иерархический (ступенчатый) способ предъявления информации. На первой ступени при таком способе предъявления отображается информация о техническом состоянии автомобиля вцелом (без детализации), на второй – информация о состояния его узлов и агрегатов. При этом предъявляется только та информация, которая необходима водителю после ознакомления с общей ситуацией. Третья ступень – по запросу водителя отображает информацию о состоянии элементов, узлов и агрегатов автомобиля в количественной или качественной форме. Построение АИИС с иерархической структурой предполагает работу с бортовым компьютером, устройства обработки информации которого могут реализовать заданные алгоритмы и программы за короткое время (при учете большого числа контролируемых параметров). Преимуществами АИИС с иерархической структурой являются возможность передачи водителю большого информационного потока, значительное сокращение «лишней» информации, компактность панели приборов и широкие возможности перестройки информационной системы. Недостатками являются необходимость наличия высокоразвитого бортового компьютера и специальных устройств связи со средствами отображения всех ступеней. Яркость и контрастность указателей и индикаторов являются важными характеристиками АИС. Они определяют возможность восприятия водителем информации в условиях внешней освещенности. Скорость и точность восприятия предъявляемой информации в значительной степени зависят от таких светотехнических характеристик, как яркость объекта наблюдения В н, яркость фона В ф, углового размера символов а. Тесная взаимосвязь между этими характеристиками дает возможность обеспечить максимальный уровень восприятия на основе их взаимной компенсации в достаточно широких пределах значений В н, В ф, α. Восприятие символов зависит от их контраста по отношению к фону. Значение его находится в диапазоне 0,60...0,95. Снижение этого параметра нецелесообразно, даже когда получен сравнительно высокий уровень яркости. Учитывая условия эксплуатации автомобилей, к системе информации и диагностирования предъявляются высокие требования. Приборы и датчики, входящие в систему, должны выдерживать вибрации и тряски, оставаться работоспособными при значительных перепадах температуры, выдерживать воздействие агрессивной окружающей среды, обладать малой чувствительностью к пульсациям и изменению напряжения в бортовой сети автомобиля.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |