Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии и показатели эффективности менеджмента




Классификационный признак Критерии и показатели эффективности менеджмента
Содержание эффективности Экономическая, социальная
Объект оценки Полная, локальная
Сфера проявления Внутренняя, внешняя
Уровень управления Эффективность управления предприятием, регионом, государством
Динамичность Статическая, динамическая
Метод расчета Абсолютная, сравнительная (относитель­ная)
Целевое назначение Плановая, фактическая, нормативная (по­тенциальная), проектная, условная
Метод оценки Ресурсный, затратный
Комплексность оценки Частный, интегральный

 

Эффективность менеджмента по своему содержанию, природе подразделяется на экономическую и социальную составляющие. Это обусловлено различием, хотя и взаимосвязанных, целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и вызывает необходимость раздельного рассмотрения и анализа указанных составляющих.

В зависимости от объекта оценки можно рассматривать полную (общую) и локальную (частную) эффективность менеджмента. В первом случае определяют эффективность системы управления организацией в целом, во втором - эффективность управления отдельным ее элементом - подразделением, эффективность использования отдельных видов управленческих ресурсов (трудовых, материальных, информационных).

В зависимости от целевого назначения эффективность менеджмента может быть плановой, характеризующей запланированный уровень и динамику на перспективу; фактической, характеризующей достигнутый уровень и его динамику; нормативной (потенциальной), определяемой в соответствии с наиболее эффективными условиями функционирования системы; проектной, определяемой при проектировании новой системы управления по данным о конкретном объекте и необходимых затратах с целью определения ожидаемой эффективности менеджмента и выявления возможного масштаба ее практического применения.

Эффективность менеджмента можно рассматривать за один определенный временной период (год, месяц и т. д.), и она носит название статической.

Однако достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывают ее динамический аспект, так как:

1. Характеристики социальных и экономических процессов не остаются постоянными во времени: изменяются используемая техника, объемы, структура, качество товаров, применяемые ре­сурсы и т. д.

2. Разные варианты мероприятий имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат.

3. Существуют временные сдвиги (лаги), оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйствен­ных решений, к примеру, сдвиг во времени между началом рабо­ты созданного объекта и освоением его мощности.

Организация и ее система управления оказывают определенное влияние на внешнюю среду, в определенной мере формируя ее. В связи с этим можно выделить внешнюю эффективность деятельности организации и эффективность управления ею. Так, внешнюю эффективность управления коммерческой организацией можно характеризовать обобщающим коэффициентом качества обслуживания, в котором нашли отражение такие показатели, как устойчивость ассортимента товаров, использование прогрессивных методов продажи товаров, формы обслуживания покупателей, затраты времени на ожидание обслуживания, культура обслуживания; затраты времени на­селения на приобретение товаров и услуг.

Эффективность управления организацией находится под влиянием мероприятий по совершенствованию системы управле­ния. При этом необходимо учитывать, что произведенные изменения и затраты и полученные результаты могут иметь совершенно разный, не совпадающий характер. Так, указанные мероприятия по совершенствованию системы управления могут состоять в определенных материальных затратах, инвестициях, в мероприятиях социального характера или ограничиваться организационными изменениями. Результатами этого могут быть изменение (повышение и (или) понижение) экономической и социальной эффективности менеджмента. Возможно также повышение экономической эффективности при снижении социальной, и наоборот. Результат от проведенных мероприятий может проявиться немедленно или через некоторое время, подчас через значительный промежуток времени. Это существенно затрудняет оценку эффективности мероприятий по совершенствованию управления.

В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:

Э = Р / З

где: Р - результат функционирования системы управления; 3 - затраты на управленческую деятельность, или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).

Использование данного подхода требует прежде всего определения первой, результирующей составляющей эффективности управления, т, е. результатов этой деятельности, ее продуктов. Однако выделить его в чистом виде, осуществить прямое измерение практически невозможно. О результатах деятельности линейных и функциональных руководителей, многих специалистов, а также системы управления в целом нельзя судить по количеству затраченного труда или объемам переработанной информации. Они не выступают в форме специфических вещественных результатов. Конечным продуктом труда по управлению можно считать совокупность управленческих решений, реализованных исполнителями.

Таким образом, результаты управленческой деятельности проявляются лишь опосредованно - в результатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др. Управленческая деятельность, направленная на повышение указанных результатов, способствует увеличению экономиче­ской эффективности системы управления.

Вторая, затратная составляющая эффективности управле­ния организацией представляет собой соответствующие трудо­вые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспе­чивающие содержание и функционирование системы управле­ния и используемые в процессе управления. Эти затраты не свя­заны напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. Совокупные издержки на управле­ние являются частью издержек производства (коммерции). За­траты на управление объективно определяются содержанием, объемом, масштабом реализуемых тем или иным конкретным субъектом функций управления, уровнем научной организации управленческого труда, технологией осуществления процессов управления, мастерством хозяйственных руководителей и др. Они оказывают существенное влияние на результаты деятель­ности организации.

В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работ­ников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления (табл.).

Таблица

Классификация расходов на управление

Издержки управления
Затраты на оплату труда Затраты на совершенствование управления Затраты на технические средства Накладные расходы
Заработная плата руководителей НИОКР Вычислительная техника Аренда и содержание зданий и помещений
Заработная плата специалистов, технического и обслуживающего персонала Мероприятии по совершенствованию процесса управления Средства для составления, размножения, хранения документов Командировки и служебные разъезды
Подготовка и повышение квалификации управленческих работников Средства передачи и отображения данных Почтово-телеграфные расходы и канцелярские нужды
Выплаты стимулирующего и социального характера Мебель и оборудование служебных помещений Представительские расходы

 

Вместе с тем в настоящее время отсутствуют полные и объективные данные о затратах на управление.

Решение этих проблем требует соответствующей методической доработки. Так, целесообразно изменить учет затрат к сфере управления, относить к ним все затраты, связанные с управленческой деятельностью. Наладить достоверный учет и исчисление всех затрат на управление конкретными объектами в целом и на реализацию отдельных функций.

Важную задачу составляет определение оптимального уров­ня затрат на управление. Сложившуюся практику, как известно, отличает возведение в абсолют принципа снижения расходов на управление. Между тем зачастую та­кая экономия оказывается мнимой, поскольку ее перекрывают по­тери из-за неполадок в системе управления. Более важным являет­ся достижение высоких конечных результатов деятельности орга­низации. Поэтому речь должна идти об удельном сокращении за­трат (издержек) управления на единицу "полезного" эффекта сис­темы управления в целом или ее отдельного подразделения или на реализацию определенных функций, решений.

Существует два основных метода исчис­ления показателей эффективности - затратный и ресурсный.

Первый метод и соответственно показатель, характери­зующий эффективность управления предприятием, носит назва­ние затратного. Он опирается на соотношение общего или конеч­ного результата деятельности предприятия к совокупным расхо­дам на управление:

Эм = П / Ру

где Эм - эффективность менеджмента. Показатель Эм говорит о том, сколько рублей, к примеру прибыли, получает предприятие на 1 руб. затрат на управление.

Ру - расходы на управление;

П – результат деятельности предприятия (до­ходы, объем производства, товарооборот и др.) или конечный (финансовый) результат деятельности предприятия - чистую (не­распределенную) прибыль.

 

Второй метод оценки эффективности менеджмента - ре­сурсный, выражает соотношение общего или конечного резуль­тата деятельности предприятия к величине использованных ре­сурсов, например численности работников аппарата управления:

Эм = П / Ку

где Эм - эффективность менеджмента;

П - результат деятельности предприятия;

Ку - численность административно-управленческого пер­сонала (можно использовать только численность кадров управления).

Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:

Эмд = (Пn - Пб) / (Руn - Руб)

где Пn, Пб - конечные показатели (к примеру, прибыль) предприятия соответственно в данном и базисном годах;

Руn, Руб – расходы на управление соответственно в данном и базисных годах.

Коэффициент Эм показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента. Динамику экономической эффективности менеджмента характеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента (∆Э), выраженный в процентах:

∆Э = (Э2 – Э1)/ Э2 * 100

Где Э2, Э1- экономическая эффективность управления предприятием соответственно в базисном и в данном годах.

Рассмотренные показатели эффективности менеджмента являются частными, а не обобщающими в оценке уровня функционирования системы управления. Если их ухудшение за счет роста численности аппарата управления сопровождается снижением уровня издержек обращения, то это свидетельствует о по­вышении эффективности деятельности организации, а значит, и повышении эффективности управления ею. А относительное снижение расходов на управление не всегда свидетельствует о повышении его эффективности. В конечном счете эффективность управления организацией сводится к общим социально-экономическим показателям, результатам ее деятельности. В этом состоит недостаток рассмотренных показателей.

Частные показатели эффективности менеджмента также за­трудняют получение исчерпывающей однозначной оценки эф­фективности управления организацией из-за разнонаправленности их действия. Все это вызывает необходимость поиска прием­лемого интегрального показателя. Такой показатель должен отве­чать следующим требованиям:

- отражать конечные целевые результаты хозяйственной дея­тельности предприятия;

- показывать степень достижения этих результатов;

- фиксировать уровень управленческих затрат на достижение предприятием поставленных целей.

Этим требованиям в значительной мере отвечает инте­гральный, или обобщающий, показатель экономической эффек­тивности менеджмента (Эи), который можно представить сле­дующим образом:

Эи =√Н* С * Е,

где С- производительность труда;

Н- рентабельность;

Е - частный (затратный) показатель эффективности управ­ления (отношение прибыли к расходам на содержание системы управления), называемый экономичностью системы управления.

Интегральный показатель в отличие от частного характеризует эффективность использования нескольких важнейших примененных и потребленных организацией ресурсов. Поэтому он занимает ведущее положение в рамках системы показателей эффективности управления.

Невозможность определения результатов непосредственно управленческой деятельности, а также потребность выявления влияния этой деятельности на ту или иную сторону дея­тельности организации или на использование определенных видов ресурсов вызывают необходимость использования наряду с указанными ряда экономических показателей, в той или иной мере характеризующих эффективность управленческой деятельности. К таким показателям можно отнести, в частности, следующие.

Экономическую эффективность управленческого персонала:

Еп = Эпр / Зу

где Эпр - годовая экономия за счет прироста прибыли;

Зу – суммарные годовые затраты на управление.

Эпр = (А2 – А1)/А1 * П1 + (С12)/100 * А2,

где A1,A2 – годовой объем реализуемой продукции соответствен­но до и после рационализации работ в управлении;

С1,С2 – затраты на рубль реализуемой продукции соответ­ственно до и после рационализации работ в управлении;

П1- прибыль от реализуемой продукции до внедрения ра­ционализации работ в управлении.

 

Годовая выработка управленческого персонала (Эву):

Эву = От.п. / Чу

где От.п. - годовой объем товарной (валовой) продукции;

Чу - среднесписочная численность управленческого персо­нала, чел.

 

Соотношение численности работников управления и всего персонала организации (К1)

К1 = Чу/Чп

где Чп - численность промышленно-производственного персонала.

Отношение фонда заработной платы работников управле­ния к общему фонду заработной платы организации (К.2):

К2 = Ву / Вп

где By и Вп - фонды заработной платы соответственно работни­ков управления и всего персонала организации.

Соотношение стоимости основных фондов системы управ­ления и предприятия в целом (Кз):

К3 = Фу/Фпр

где Фу и Фпр - среднегодовая стоимость основных фондов соот­ветственно системы управления и предприятия в целом.

 

Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции или оказываемых услуг (Кзп):

Кзп = Зу/Оп

Где On– количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Коэффициент затрат на управление (К4)

К4 = Зу/З

3 - общие затраты организации; Зу - затраты на управление.

 

Кроме того, эффективность менеджмента организации могут характеризовать:

- удельный вес административно-управленческого персонала в общей численности работников;

- удельный вес расходов на оплату труда управленческих работников в общем объеме заработной платы;

- удельный вес расходов на управление в общих издержках;

- прибыль (доход) в расчете на одного работника аппарата управления;

- управленческие расходы в расчете на 1 млн. руб. произведенной продукции или товарооборота;

- объем реализации услуг, приходящийся на 1 млн. руб. управленческих затрат;

- сумма прибыли (дохода), приходящаяся на 1 тыс. руб. управленческих затрат и другие показатели.

Важное практическое значение имеет оценка экономиче­ской эффективности проведенных и предполагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления предприятием торговли или сферы услуг. В случаях, если известны затраты на данное конкретное мероприятие по совершенствованию системы управления предприятием и полученные от этого экономические результаты, целесообразно годовую экономическую эффективность от внедрения мероприятия рассчитывать по формуле

Эг = Эо – Ен * Зе

где ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности, принят равным 0,15 как межотраслевой;

Зе - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятия по совершенствованию системы управления, руб.;

Эо - годовой прирост прибыли от внедрения мероприятия по совершенствованию системы управления, руб.

Целесообразность внедрения мероприятия определяется не только величиной годового прироста прибыли, но и временем, в течение которого окупаются затраты на внедрение мероприятия. Факти­ческий срок окупаемости единовременных затрат на внедрение мероприятия определяется по формуле

Т = Зе / Эо

 

2. Эффективность менеджмента формируется под воздейст­вием ряда факторов, которые можно классифицировать по сле­дующим признакам.

По содержанию различают факторы организационные, эко­номические, социально-психологические, технические, физиоло­гические.

В зависимости от масштаба действия факторы можно под­разделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне ор­ганизаций, на уровне подразделений.

По форме воздействия различают факторы прямого и кос­венного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффек­тивность управленческого труда, вторые - опосредованно.

По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влия­ние которых сказывается на протяжении длительного времени, При этом одни факторы связаны с эффективностью менеджмента прямой зависимостью, другие - обратной.

По степени формализации выделяют количественно изме­римые и количественно неизмеримые факторы.

По характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: со­вершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увели­чение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т. д.

Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе в отдельности, а также в сово­купности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном – снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы.

 

Эффект – разница между результатами и затратами, свидетельствующая о положительном сальдо   Эффективность – результативность, величина относительная и определяется как отношение результата и целей
Виды эффекта:   Факторы эффективности:
Производственный. Эффект заключается в соотношении результатов, полученных на выходе изделия из стадии производства, и затрат на его изготовление, которые подлежат определенному нормированию   Факторы использования ресурсов характеризуют структуру, качество ресурсов, их экономию в процессах управления и возможность пополнения и накопления
 
Экономический. Эффект свидетельствует о встрече продукта (услуги) и потребности на него, о соотношении предложения и спроса на продукт и о реальных возможностях потребителей.   Факторы времени отражают своевременность решений, экономию времени, использование новых технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально
 
Социальный – это совокупный, общий результат, который получает общество как в процессе производства продукта или услуги, так и при потреблении соответствующих материальных, социальных, духовных ценностей.   Факторы целенаправленности управления отражают реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия, учет рыночных процессов экономического развития
 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.