Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подход к определению сущности и роли управления и менеджмента

Л1. Понятие о менеджменте как науке управления.

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». В настоящее время понятие «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Однако понятие «управление» более широкое.

В фундаментальном смысле «управление» - это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении их данный термин не употребляется. Именно отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению самостоятельного рода деятельности – менеджмента, а затем и соответствующей специфической науки, обеспечивающей потребности профессионалов.

В основе термина «менеджмент» лежит английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Отсюда менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленную на рациональное использование всех ресурсов предприятия (организации) во имя достижения поставленных целей. Цели – это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие (организация) в своей деятельности. Для достижения поставленных целей необходимо рациональное использование всех ресурсов, которыми располагает предприятие.

Главным в характеристики сущности менеджмента является то, что это один из видов человеческой деятельности.

Управление Искусство (практика) выполнения работы Менеджмент
Наука (область человеческого знания)
Функция (вид деятельности)
Процесс
Люди, управляющие организацией
Орган или аппарат управления

Управление как искусство означает способность эффективно применять накопленный опыт на практике. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные системы, на деятельность которых воздействуют разнообразные факторы внешней и внутренней среды.

Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу составляет сумма знаний об управлении, накопленная за многие годы и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления.

Управление как процесс. Внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.

Управление – это люди, руководящие организацией. данный процесс обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, формирующими организации и управляющими ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Управление – это аппарат. Менеджмент – специфический орган управления современных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих). Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно, поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента.

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.

Менеджеры различаются по служебным функциям. Sales manager – менеджер по продажам; если он отвечает за работу с регионами - regional manager; если за распространение какой-то группы товаров - product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара - brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения - project manager.

Условно менеджеров подразделяют на три группы:

- высший уровень (top manager) – генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия; стратегические, общие и долговременные решения.

- среднее звено (middle manager) – руководители управлений, отделов, цехов; решения по конкретному функционированию и тактические решения.

- низшее звено (entry manager) – руководители подотделов, секторов, бригад, групп. Оперативные и краткосрочные решения.


Процесс управления представляет собой совокупность непрерывных, последовательно выполняемых действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения намеченных целей. Эти действия представлены функциями менеджмента.

 
 


1) Планирование означает разработку и реализацию программы действий на определенный период. Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы:

- что мы имеем? (в каком состоянии находится организация, в чем ее сильные и слабые стороны, какие имеются ресурсы?);

- в каком направлении необходимо двигаться дальше? (какие задачи следует решить?)

- какие помехи могут возникнуть? (Что будет мешать выполнению задач?);

- какие и в каком размере потребуются дополнительные ресурсы? (Что надо сделать для выполнения задач?)

2) Организация заключается в создании структуры предприятия, которая позволяет претворить в жизнь намеченные планы. Существует две основные концепции организации управления: единовластное (собственник единолично распоряжается всеми ресурсами и может использовать любые формы управления, не считаясь с мнением коллектива) и соучастное (подразумевает решающую роль коллектива в организации работы предприятия).

3) Мотивация предполагает создание побудительных мотивов к определенной деятельности. Существует два воздействия на людей: принуждение и побуждение.

4) Функция контроля связана с установлением определенных стандартов и сопоставлением фактических результатов со стандартами (плановыми показателями).

5) Функция координации занимает основное место по значимости и обеспечивает взаимодействие и согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка конструкции женского жакета мужского стиля | Вопрос № 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.