Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность корпоративного метода ведения хозяйства

Корпоративная экономика как условие развития муниципальных образований (городов, районов)

Задачи федерального, регионального и муниципального управления в современных условиях

Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием "невидимой руки" рынка, т.е. фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить такой процесс может только система государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она осуществляет функции по обеспечению целостности экономического пространства России в современных условиях.

Основой анализа роли этой системы послужили результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного регулирования по обеспечению целостности российской экономики.

1. Обеспечение существования экономических районов-доноров. Уровень донорства районов изменялся, начиная с 90-х годов, следующим образом (табл. 9.6).

Таблица 9.6. Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве районов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Экономические районы-доноры          
Поволжский 5,6 4,9 3,1 3,5 5,3
Уральский 7,7 7,2 6,7 7,9 10,6
Западно-Сибирский 18,6 19,0 27,0 28,5 29,6
Восточно-Сибирский 1,1 5,1
Северный 1,3 5,0

Из табл. 9.6 следует, что за это время число экономических районов-доноров возросло с трех до пяти, причем все они принадлежат ресурсопроизводящему востоку России. В течение последнего времени уровень донорства экономических регионов-доноров непрерывно увеличивался.

В табл. 9.7 представлена доля каждого района-донора в общем положительном сальдо районов-доноров. Данные свидетельствуют, что к важнейшим экономическим районам-донорам в экономике России относятся Западно-Сибирский и Уральский, общая суммарная доля которых в текущем десятилетии превышала 85%. В это время доля всех районов-доноров, за исключением Западно-Сибирского, в общем положительном сальдо районов-доноров заметно росла.

Таблица 9.7. Региональная структура общего положительного сальдо регионов-доноров, %

Регионы-доноры          
Общее положительное сальдо регионов-доноров          
В том числе регионы: Поволжский 14,6 12,7 6,7 6,5 8,0
Уральский 26,9 24,9 18,2 18,2 20,9
Западно-Сибирский 58,5 62,4 75,1 73,5 64,3
Восточно-Сибирский 0,8 2,7
Северный 1,0 4,1

2. Обеспечение существования экономических районов-реципиентов. Для этих районов (получателей) уровень реципиентности изменялся в пределах, характеризуемых данными табл. 9.8.

Из данных табл. 9.10 следует, что за анализируемые годычисло районов-реципиентов уменьшилось с восьми до шести, причем пять из оставшихся шести районов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990—1995 гг. уровень реципиентности большинства районов-реципиентов заметно снизился, и только у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возрос (у первого — в 2,4 раза, у второго—в 1,5 раза).

Таблица 9.8. Доля отрицательного сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления районов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы-реципиенты          
Северный 3,9 5,3 0,6
Северо-Западный 6,4 6,7 7,7 9,8 9,9
Центральный 4,4 4,2 6,1 9,4 10,2
Волго-Вятский 1,2 0,7 1,3 1,5 0,1
Центрально-черноземный 8,1 7,7 6,6 6,2 4,4
Северо-Кавказский 7,2 8,0 7,7 7,8 7,5
Восточно-Сибирский 3,7 4,2 1,2
Дальневосточный 10,4 11,9 8,2 7,9 5,7

Изменение доли каждого реципиента в общем отрицательном сальдо российских экономических регионов-реципиентов за 1987—1995 гг. представлено в табл. 9.9. Как следует из этих данных, главными реципиентами России являются Центральный и Северо-Западный регионы, общая суммарная доля которых в1995 г. превышала 70%. В течение 1990—1995 гг. доля большинства районов-реципиентов в их общем отрицательном сальдо заметно снизилась и снова лишь у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возросла (у первого — в 2,3 раза, у второго — в 1,3 раза).

Таблица 9.9. Региональная структура общего отрицательного сальдо российских регионов-реципиентов, %

Районы-реципиенты          
Общее отрицательное сальдо районов-реципиентов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Северный 5,3 6,7 0,8
Северо-Западный 11,5 6,7 13,5 14,8 15,0
Центральный 25,8 23,4 38,2 49,1 55,1
Волго-Вятский 2,0 1,1 2,3 2,2 0,1
Центрально-черноземный 11,7 10,5 10,3 7,8 6,2
Северо-Кавказский 17,5 18,8 18,0 14,7 15,0
Восточно-Сибирский 6,8 7,3 2,3
Дальневосточный 19,4 20, 14,6 11,4 8,6

3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России. Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые — на востоке, вторые — в основном на западе России) свидетельствует о неэквивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России. Это подтверждают следующие интегральные оценки (табл. 9.10).

Таблица 9.10. Доля общего положительного сальдо всех регионов-доноров в их производстве и доля общего отрицательного сальдо всех регионов-реципиентов в их ресурсах потребления (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы России          
Все районы-доноры 10,8 10,7 14,5 16,6 20,1
Все районы-реципиенты 5,5 5,8 5,3 7,8 7,5

Из табл. 9.10 следует, что в рыночной экономике России одновременно действовали две нерыночные тенденции: с одной стороны, усиление уровня донорства востока России, с другой — усиление уровня реципиентности ее запада. Взаимодействие этих тенденций обеспечивало масштабное неэквивалентное перераспределение ресурсов востока России в пользу ее западных регионов. Так, в 1995 г. более 20% валового общественного продукта востока России было направлено на создание общего положительного сальдо страны. Однако это сальдо использовалось не только для поддержки запада России (табл. 9.11).

Из табл. 9.11 следует, что доля общего положительного сальдо востока России, идущая на поддержку российских регионов-реципиентов, т.е. используемая внутри страны для укрепления целостности ее экономики, в течение последних лет неуклонно уменьшалась и составила в 1995 г. лишь немногим более 40 %. В то же время доля чистого вывоза из России в основном в страны дальнего зарубежья за тот же период непрерывно возрастала и достигла почти 60%.

Таблица 9.11. Структура использования положительного сальдо всех регионов-доноров России, %

Направления использования сальдо          
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе: на поддержку регионов-реципиентов 71,6 77,9 54,0 54,8 41,5
на чистый вывоз из России 28,4 22,1 46,0 45,2 58,5

Выявление функций федерального и регионального государственного регулирования по обеспечению целостности российского экономического пространства и количественный анализ результатов его деятельности позволяют сформулировать следующие основные направления совершенствования этих функций:

· дальнейшее осуществление донорства востоком России ради сохранения экономической стабильности в стране;

· использование результатов этого донорства во все большей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (табл. 9.7);

· обеспечение большей равномерности в образовании общего положительного сальдо регионами-донорами востока России и в его распределении между регионами-реципиентами России. Это предполагает значительное снижение доли Центрального, Северо-Западного регионов и одновременное резкое увеличение доли в первую очередь Дальневосточного, Центрально-черноземного экономических районов (см. табл. 9.9).

Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности их федерального и регионального государственного регулирования в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте схему экономического пространства России и его региональные особенности. Дайте понятие макроэкономических пропорций.

2. Какова взаимозависимость регионов в экономике России?

3. Назовите основные проблемы "Запад-Восток" в современной российской экономике.

4. Дайте определение регионов-доноров и регионов-реципиентов.

Каковы задачи федерального и регионального управления по обеспечению целостности Лекция 10. Организация муниципального управления в условиях корпоративной экономики

Цель социально-экономического развития муниципального образования — улучшение качества жизни каждого человека сообщества. Уровень социально-экономического развития, качество жизни населения в целом и конкретных граждан в значительной степени определяются уровнем компетентности команды менеджеров муниципального уровня, их способностью осуществлять активную, последовательную, ответственную управленческую деятельность.

В Конституции РФ присутствуют термины "муниципальное образование", "местное самоуправление", "органы местного самоуправления".

Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление как выражение власти народа — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления выборные и другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Представительный орган местного самоуправления выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Муниципальное образование — это не просто место совместного проживания людей. Оно объединяет сообщество в систему, состоящую из элементов (экономика, культура, право, политика и социальные отношения), функционирование которых направлено на достижение генеральной цели — рост качества жизни каждого человека.

В структуре муниципального образования (далее — МО). (Рис. 10.1) особая роль принадлежит экономической сфере. Она играет ведущую роль в жизнедеятельности населения и тесно взаимосвязана с остальными структурными элементами МО.

Одним из перспективных вариантов управления развитием МО является организационный принцип корпоратизма.

Организация социально-экономического развития сообщества как корпорации с экономической точки зрения, определяет следующую принципиальную схему управления: "население — акционеры — совет — менеджмент", которая является зеркальным отражением системы: "население — избиратели — представительная власть — администрация", реализуемой в сфере политического управления.

Главная цель такой системы управления состоит в необходимости создания ясно очерченной и эффективной системы контроля (отчетности и подотчетности) за социально-экономическим развитием муниципального образования.

Рис. 10.1. Структура муниципального образования

Основная обязанность представительной власти и совета директоров в представленной модели — обеспечить ответственность и отчетность менеджмента (администрации и менеджеров) за качество и результаты деятельности.

* Т - товары, П - продукты, Д - деньги

Рис. 10.2. Структура экономической сферы муниципального образования

Определив, что субъект менеджмента обязан нести ответственность за результаты социально-экономического развития муниципального образования и рост уровня качества жизни каждого члена сообщества, подходим к следующему вопросу: конкретные цели развития могут быть достигнуты МО в результате своей деятельности?

Решения, касающиеся целей развития МО (качества жизни человека) принимаются избирателями и акционерами, формы и способы их достижения определяются представительной властью и советом директоров. Что касается администрации и менеджеров, то они реализуют эти цели.

Как только население как избиратели и как акционеры определило цели развития МО, администрация и совет директоров обязаны организовать работу по их достижению, одновременно обеспечивая подотчетность. Обеспечение подотчетности менеджеров директорам, а администрации — представительной структуре власти — одно из условий корпоративного управления.

Ключевым вопросом эффективного управления МО становится обеспечение сбалансированности в реализации принципов подотчетности и невмешательства. Иными словами, чтобы контролировать менеджмент, представительная власть МО и совет директоров должны быть объектами контроля.

Рис. 10.3. Принципиальная схема корпоративного управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Поиски эффективной структуры корпоративного управления неизбежно приводят к переосмыслению роли и места регионального управления, поскольку представительная власть МО и совет директоров являются компонентами гораздо более общей системы управленческих институтов.

Политическое и корпоративное управление, выступая ведущими звеньями в едином процесса управления развития МО, могут быть организованы различными способами в зависимости от специфических для каждого региона экономических и культурных факторов. С течением времени процесс институционализации этих факторов приводит к формированию общих правил их экономического взаимодействия и оформлению стандартов деловой активности.

Система управления МО призвана обеспечить компромисс между противоположными интересами. Представительная власть и совет директоров представляют и гарантируют исполнение воли многообразных слоев электората. Важнейшим условием этого является оптимизация соотношения между тем, что население МО хочет (цели), и имеющимися в распоряжении МО возможностями, компетенциями, принятыми ценностями.

Корпоративный метод как один из возможных методов хозяйствования способен регулировать политические аспекты жизни и содействовать развитию экономики МО.

Местное самоуправление по существу является системой корпоративного управления МО. Эта система представляет собой организационную модель, с помощью которой население представляет и защищает свои социально-экономические интересы (в дальнейшем СЭПИН — социально-экономическая поддержка интересов населения). В истории России корпоративная форма жизнедеятельности населения существовала около девяти веков до 1917 г.

Тип применяемой модели зависит от целей, механизмов их достижения и отражает сам факт разделения функций владения и управления МО. Муниципальное образование как корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами и обязательствами, которые отличаются от прав и обязательств, присущих каждому члену сообщества в отдельности.

Население (акционеры) передает право управления собственностью менеджерам и совету директоров, делегируя им право принятия решений по целому ряду аспектов деятельности корпорации, за исключением решений принципиальной важности, В условиях, когда корпорация основана населением (акционерами) муниципального образования и когда каждый человек владеет лишь незначительной, но равной для всех частью капитала корпорации, уступка или доверие населением (акционерами) рычагов контроля за ее деятельностью приводит к разделению функций владения и управления (распоряжения).

Разделение функций владения и управления деятельностью корпорации МО не представляло бы никаких проблем, если бы интересы владельцев и менеджеров полностью совпадали. Но в реальной жизни их интересы расходятся.

Во-первых, менеджеры испытывают воздействие целого ряда факторов, таких как власть, размер корпорации, престиж, связанный с занимаемым положением, которые не имеют прямого отношения к интересам владельцев — населения (акционеров).

Во-вторых, отличаются друг от друга форма и размер материального вознаграждения, который получают менеджеры и население — владельцы корпорации. Менеджерам гарантируется вознаграждение по контракту в форме заработной платы, в то время как население (акционеры) могут получить ту часть прибыли корпорации, которая остается после того, как корпорация отчитается по всем своим обязательствам. Сложность увязки этих двух форм вознаграждения заложена в самой их природе. Одним из механизмов решения (смягчения) этого противоречия является начисление менеджерам вознаграждения в форме привилегированных акций корпорации.

Проблема корпоративного управления важна для значительного количества заинтересованных лиц — для населения (акционеров), кредиторов, покупателей и т.д. Всех их можно назвать "участниками в собственности корпорации". Под этим понятием подразумеваются те, кто произвел различного рода инвестиции и соответственно заинтересован в результатах и качестве работы корпорации.

Эффективность корпоративного управления во многом зависит от успешного развития различных аспектов акционерных отношении. Формирование институтов, способных осуществлять финансирование, управление и контроль за корпорацией, есть предпосылка успешного развития экономики МО, без них сектор корпоративной собственности возникнуть не может. Главными вопросами в связи с этим являются следующие: каким образом должны появиться эти институты; какие реформы должны быть предприняты; какие модели корпоративного управления и контроля за ним могут быть использованы в рамках экономики МО.

Наиболее широко используемым механизмом, с помощью которого население-акционеры (инвесторы) осуществляют внутренний контроль за деятельностью менеджеров корпорации, является привлечение специалистов (агентов), наделенных полномочиями по защите интересов населения-владельцев. Эти лица именуются директорами и образуют представительный орган — совет директоров корпорации. В этом состоит их отличие от исполнительных директоров, которые нанимаются на контрактной основе этим советом. Исполнительные директора образуют правление. Эти две группы директоров осуществляют внутреннее управление делами корпорации. Совет директоров ответствен за решение следующих задач: формулирование стратегических целей; назначение руководителей, способных реализовать эти цели; надзор за реализацией стратегии; информирование населения (акционеров) о результатах управления активами корпорации.

Другим, не менее эффективным механизмом управления, способным обеспечить управление в интересах населения (акционеров), является поглощение. Свободно функционирующий рынок поглощений, называемый рынком корпоративного контроля, представляет собой постоянно действующий аукцион активов компаний. Если стоимость активов оказывается ниже определенного уровня, который корпорация сочтет для себя приемлемым, то она присоединяет к себе неудачника, обеспечивая рост корпоративной собственности.

Акции не только гарантируют право на остаточный, выгодный населению доход корпорации, но и предоставляют своим владельцам (населению) право участвовать в голосовании по определенным вопросам деятельности корпорации, особенно по вопросу членства в совете директоров. Каждая акция дает акционеру право на один голос, причем акционер имеет право выдать доверенность на участие в голосовании другому лицу.

Практика корпоративного управления развитием экономики МО предполагает состязание различных команд менеджеров, представляющих определенные программы социально-экономического развития сообщества, за получение доверенностей населения (акционеров) на управление корпорацией. В случае успеха выигравшая сторона получает контроль над корпорацией, даже не имея контрольного пакета акций.

Охарактеризованные формы не исчерпывают всех возможностей корпоративного управления и предполагают появление новых, более эффективных механизмов и конкретных технологий. Разница в структуре и способах формирования управления определяется различием форм собственности, что находит выражение в самой философии различных моделей корпоративного управления.

В целом все участники корпорации имеют сходные интересы, связанные с ростом их доходов и укреплением здоровья каждого из них. Однако непосредственные способы реализации этих интересов могут не совпадать, так как каждый имеет собственные представления об оптимальной политике корпорации. Создавая систему двойного контроля, исходят именно из этих соображений.

Стабильная система владения имеет огромную важность для обеспечения эффективного руководства корпорацией, поскольку она обеспечивает долгосрочные перспективы для принятия корпоративных управленческих решений. Если владелец корпорации — население, то каждый житель является ее равновладельцем, а потому население более терпеливо, чем внешний инвестор (житель другого региона), у которого в постоянном распоряжении есть возможности для ухода.

Возникновение и последующая эволюция структур корпоративного управления протекали в экономике западных стран и Америки как постоянная реакция на развитие рынка. В России, где экономика была командной, саморегулируемый рынок приходится строить с нуля. Структура действующих здесь сил имеет свою специфику.

Первая реальная сила (но не обязательно единственная), имеющая достаточно возможностей для запуска рыночных механизмов, — это государство, та самая властная структура, с которой рыночные силы находятся в противоборстве.

Вторая сила — население МО, реализующее СЭПИН, создающее социально-финансовые группы муниципальных образований (СФГ МО) и внедряющее корпоративное управление социально-экономическим развитием территории. Через эти формы население имеет достаточно возможностей для запуска рыночных механизмов, увеличивает свои доходы и укрепляет здоровье.

Важно понять и принять внешне парадоксальную идею: усиление роли государства возможно через ослабление функции прямого управления экономикой государством. Только сильное правительство может заниматься в основном защитой экономики на всех уровнях иерархии ее построения, но не управлять ею.

Общей характеристикой функций муниципального менеджмента является то, что качество их выполнения сказывается непосредственно и сразу на самочувствии местного населения. Но их невозможно осуществить, рассчитывая лишь на местные налоги: если некоторые муниципалитеты располагают избыточной налоговой базой, то многим другим не хватило бы всех налогов экономических субъектов на их территориях.

Предполагается, что некий базовый уровень муниципального качества жизни должен быть обеспечен усилиями всего государства, а общая система управления должна создавать возможность экономического успеха всем, кто захочет и сможет жить лучше.

Это и есть основа для частичного лишения местного уровня его суверенитета, превращения самоуправления в децентрализованное управление.

Долевое корпоративное участие населения в СФГ МО выражает экономическую сущность сообщества, дает населению право противодействовать любому распоряжению собственностью, которое противоречит их интересам (например, касающемуся продажи имущества или определения величины выплачиваемого инвестиционного совокупного дохода). Возникает ситуация, при которой каждый житель МО (города или района) может заявить: это моя муниципальная социально-финансовая группа, это мой муниципальный банк, это моя страховая компания, это мое предприятие и т.д. При такой организации финансовой ответственности населения и наемных работников (руководителей и специалистов-jисполнителей), даже в случае нанесения убытков или банкротства предприятий, последствия не столь катастрофичны. В условиях корпоративной экономики это не является особо сложной проблемой, так как банкротство предприятия (организации) не является частным делом, да и большие убытки в практике СФГ МС возможны в очень редких случаях, поскольку акционеры, их представительные органы смогут оперативно корректировать экономический курс корпорации.

10.3. Социально-финансовые группы муниципальных образований – управленческая основа корпоративной экономики

Муниципальное образование как корпорация представляет по сути социально-финансовую группу. Главная функция СФГ МО обеспечение интересов населения, а главная задача корпоративного управления — организация оптимальных взаимоотношений участников.

Акционерный и заемный капитал СФГ МО представляют собой лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время ряд участников инвестируют другие формы капитала (например, работающие по найму работники вкладывают "человеческий капитал", в том числе интеллектуальный).

У населения-акционеров, заинтересованных в уровне и качестве управления корпорацией, имеются в распоряжении несколько внешних механизмов, к каковым относятся Фонд "СЭПИН" рынки, которые могут помочь поставить под контроль деятельность менеджмента. Роль этих механизмов в различных схемах корпоративного управления определяется конкретными условиями и возможностями МО.

Фонд "СЭПИН" — некоммерческая общественная организация, созданная при участии администрации МО. В СФГ МО он выполняет роль управляющей компании и представляет собой, но сути фонд населения-акционеров, передавших акции в доверительное управление.

В функции Фонда "СЭПИН" входит выравнивание различий между разными структурами корпорации — участниками СФГ МО, в то время как советы директоров каждой из структур разрабатывают и реализуют стратегию, направленную на гармонизацию интересов всех участников.

В предложенном виде СФГ МО — это свободные социально-финансовые структуры, которые не являются авторитарно учрежденными государством структурами. Они представляют собой наиболее дееспособные и самостоятельные органы экономической жизни, работающие в интересах населения города или района.

Роль СФГ МО может быть особенно значимой в настоящий момент, когда необходимы оперативная мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники, производства.

В сложившихся условиях хозяйствования важнейшими задачами СФГ МО являются:

· сертификация социально-экономического состояния муниципальных образований, мониторинг социально-экономического потенциала населения;

· развитие местной финансовой инфраструктуры, работающей на население;

· организация местного производства товаров, продуктов и услуг с учетом территориальных особенностей и возможностей, развитие семейного и малого предпринимательства;

· обеспечение занятости населения, открытие дополнительных рабочих мест;

· разработка стандартов в области социального обслуживания населения, создание эффективной системы контроля за предоставлением социальных услуг;

· внедрение оптимальных моделей территориальных социальных служб;

· концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

· формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды;

· защита приватизируемых промышленных предприятий путем передачи пакетов акций в собственность СФГ МО.

Таким образом, под социально-финансовой группой как организационной формой реализации принципа корпоратизма понимается официально зарегистрированное объединение коммерческих организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых проведено в порядке и на условиях, предусмотренных уставом.

Участниками СФГ МО являются население, корпоративные коммерческие организации и финансовые институты, предприятия любой организационно-правовой формы независимо oт вида собственности, а также иные учреждения, инвестиционные институты и организации, в том числе иностранные.

В составе участников СФГ МО можно выделить три группы институтов и организаций, объединенные общими для них целями.

1. Финансовая группа, включающая банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, компании по управлению активами и другие финансовые институты.

2. Производственная группа, объединяющая предприятия, исследовательские, опытно-конструкторские и другие учреждения.

3. Коммерческая группа, в состав которой входят сбытовые, торгово-закупочные и другие обслуживающие обеспечивающие организации.

СФГ МО, являясь юридическим лицом:

· выражает корпоративные интересы населения МО;

· существует независимо от состава его участников (может существовать бессрочно);

· обладает самостоятельной волей, не всегда совпадающей с волей отдельных ее участников;

· имеет имущество, обособленное от имущества участников;

· несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам закрепленным за ней имуществом;

· вправе совершать от своего имени сделки, не запрещенные законом;

· может взыскивать и отвечать в органах юрисдикции от своего имени.

Такая трактовка СФГ МО имеет свое экономическое обоснование. За рубежом и в нашей стране они появились как форма удовлетворения общественной потребности в механизме аккумулирования капиталов, необходимых для обеспечения роста качества уровня жизни населения сообщества (муниципального образования).

Сущность СФГ МО заключается в том, что это — экономическое единство самостоятельных хозяйствующих субъектов. Механизм СФГ МО используется для достижения множества корпоративных интересов в различных социально-экономических сферах жизни сообщества (населения).

Среди основных принципов, определяющих порядок создания СФГ МО, можно выделить следующие:

· добровольное вхождение организаций в состав групп;

· многовариантность и индивидуальный характер проектов создания каждой СФГ МО на основе единой нормативно-правовой базы как в форме учреждения участниками группы акционерного общества (открытого или закрытого), так и на основе холдинговых или трастовых отношений;

· использование разнообразных организационно-правовых форм интеграции финансового, коммерческого и торгового капиталов на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия создания групп;

· государственное содействие и поддержка создания и функционирования СФГ МО, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики на основе договоров о партнерстве и взаимной ответственности между СФГ МО, администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями. Формы государственной поддержки СФГ МО могут быть разнообразными, учитывающими специфику как общей экономической ситуации, так и деятельности конкретных групп.

Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах". Взносы в уставный капитал, создаваемой СФГ МО, могут быть представлены:

· денежными средствами в рублях и иностранной валюте, ценными бумагами;

· зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другими материальными ценностями;

· правами пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

· интеллектуальной собственностью.

· При создании СФГ МО инициаторы должны решить ряд управленческих проблем, основными из которых являются:

· подбор заинтересованных потенциальных участников, нахождение способов удовлетворения их экономических интересов в рамках совместной деятельности;

· формирование единой взаимоприемлемой стратегии поведения на различных рынках: финансовом, товарном, труда и др.;

· формирование достаточного начального капитала;

· разработка эффективного механизма наращивания собственного капитала;

· выбор оптимальных организационно-правовых форм, методов руководства совместной деятельностью и взаимосвязи участников.

· СФГ МО формируются в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций путем:

· учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа;

· передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы;

· приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

При формировании СФГ МО необходимо обязательное предварительное согласование определенных вопросов с руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых расположены организации-участники. Уставный капитал СФГ МО, их финансовых институтов должен соответствовать необходимым нормативным требованиям.

На рис. 10.4 представлена укрупненная модель управления СФГ МО, в которой реализуется основная цель развития МО — социальная, экономическая и правовая защита интересов населения города (района).

Размеры корпоративных экономических территорий определяются границами целостных административных единиц. Они начинаются с города или района и могут расширяться до пределов области, края, республики.

СФГ МО, ФПГ городов и районов и их связи перерастают в корпоративный "сплав", за счет которого соответствующие корпоративные экономики районов (городов) сливаются в более крупные хозяйственные единицы.

Рис. 10.4. Модель управления СФГ МО

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема размещения производительных сил в региональной экономике | Корпоративная экономика и социальная жизнь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.