Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям

Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют им.

Каждому возрастному этапу развития соответствуют определенные сдвиги в психическом и личностном развитии, которые характеризуются следующими показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным, или ведущим, типом деятельности (существует несколько типов в деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

3)основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности). 1

Все эти показатели, по Д.Б.Эльконину, находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлияния.

Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, пригодностью, готовностью и включенностью в нее. Пригодность определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психологического, прежде всего, интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождению в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед другими людьми – учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младших школьников.

Система ожиданий лежит в основе готовности, так же как и сформированность предпосылок понятийного, научного мышления. В.В.Давыдов отмечает, что «…готовность к школе – это итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду». Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований:

- общим физическим развитием ребенка;

- владением достаточным объемом знаний;

- владением бытовыми навыками самообслуживания, культурой поведения, общением, навыками элементарного труда;

- владением речью;

- предпосылками овладения письмом (развитой мелкой мускулатурой кисти рук);

- умением сотрудничества;

- желанием и интересом учиться.

Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются с момента рождения. Задача учителя в начальной школе сформировать основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные умения и навыки.

В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Учебная деятельность решает разнообразные задачи: радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя. Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний.

Вместе с тем развиваются специфические, индивидуальные особенности, которые, суммируясь, приводят к новообразованиям. Причем с возрастом большее значение приобретают индивидуально-типологические различия. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности младших школьников, предоставление самостоятельности и инициативы подросткам и старшим школьникам. В соответствии с этим принципом должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента, характера, способностей, воли обучаемых.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей учитель должен выбирать эффективные средства, приемы педагогического воздействия в целях формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных качеств:

- робких, застенчивых, слабых детей – одобрять, поддерживать; легко возбудимых, отвлекающихся, очень подвижных - сдерживать, приучать к усидчивости, развивать у них произвольное внимание, наблюдательность;

- хорошо успевающим – создавать условия для выполнения усложненных учебных заданий в соответствии с их способностями; при низком уровне успеваемости в зависимости от характера пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся включать их в выполнение соответствующих индивидуальных заданий: в работу с текстом учебника, в подготовку ответов на вопросы, в выполнение упражнений, работ творческого характера; в решение примеров, задач; в пояснение совершаемых действий; в проведение самопроверки, самооценки, в выявление и устранение ошибок;

- при отрицательном отношении к учению использовать дидактические приемы, способствующие повышению интереса и внимания школьников, активизации их мышления: объяснение цели урока, раскрытие плана урока, эмоциональное изложение материала, раскрытие значимости подлежащих усвоению знаний, умений и навыков, поощрение учащихся даже за незначительные успехи в учении, вовлечение их в работу кружков по интересам, в проведение викторин, выставок, конкурсов, олимпиад;

- при невысоком уровне сформированности у школьников умений и навыков учебного труда вовлекать их в выполнение заданий, связанных с активным, осмысленным восприятием объяснения учителя, наблюдением природы, общественных явлений, выделение существенного, главного в учебной информации в процессе работы с книгой, определение порядка и рациональных способов выполнения заданий творческого, практического характера;

- в случае отсутствия у детей умений и навыков правильного выполнения упражнений научить их пользоваться такими правилами: знакомиться с содержанием задания, с последовательным его выполнением, повторять правила, понятия, на которых основываются совершаемые действия, производить операции, приводящие к достижению практических результатов, проводить самопроверку качества выполнения задания;

- при невысоком уровне сформированности у детей умения пересказывать текст вовлекать их в выполнение учебных операций в соответствии с памяткой: 1)просчитать текст, отмечая про себя, что является главным, а что второстепенным; 2) наметить его основные смысловые части; 3) пользуясь текстом, подбирать заголовки к частям; 4) пересказывать рассказ по плану; 5)проверять себя по книге, бегло просматривая рассказ.

Современное образование по-прежнему ориентируется на обучаемого, не учитывая особенности его пола. Между тем психологический образ пола не является индифферентным по отношению к его развитию. Являясь сложным интегрированным психическим образованием, пол обучаемого своеобразно трансформирует образовательные задачи, влияет на деятельностные и личностные ориентации, интересы, предпочтения, оценки. Знание специфики становления маскулинности и фемининности в тех или иных возрастах позволило бы сделать процесс обучения более адекватным психофизиологической природе обучаемых, избавило бы от усредненных способов воздействия, позволило бы сформировать эталоны женственности и мужественности уже в школьном возрасте.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения | Принцип доступности обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.