Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическое значение качества продукции




Качество как социально-экономическая категория носит двоякий характер. С одной стороны – это совокупность объективно рассматривающихся свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительскую стоимость продукции.

С другой стороны – это субъективное представление потребителя о продукции.

Качество характеризует интенсивность свойств, составляющих потребительную стоимость, степень или меру полезности продукции в определенной экономической ситуации. Одновременно качество продукции связано с количеством заложенного в ней общественно необходимого труда.

Как правило, повышение качества продукции сопровождается возрастанием затрат на ее разработку и производство, но эта тенденция может быть предотвращена или ее влияние может быть уменьшено использованием достижений НТП, повышением уровня организации производства и производительности труда.

Моральное старение продукции ведет к относительному ухудшению качества, хотя стоимость продукции может при этом оставаться неизменной. Поэтому большинство экономистов считают, что рыночная цена не может служить основным критерием качества продукции.

Качество продукции должно соответствовать структуре и динамике общественных потребностей. Оно имеет некое оптимальное значение, поскольку занижение или завышение качества относительно потребностей общества приведет к его невостребованности частью потребителей.

Отсюда, качество продукции – совокупность существенных свойств количественно оцениваемых системой технико-экономических показателей, отличающих продукцию от другой аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения некоторых потребностей и спрос на продукцию при общественно-необходимых затратах и формируемых рынком ценах на эту продукцию.

Качество продукции – это комплексная категория, всесторонне отражающая эффективность деятельность организации.

Приобретая товар, покупатель сначала определяет его функциональное качество – уровень удовлетворения определенной потребности, а на его основе ведет речь о его предметном качестве (качество определенного предмета, его способность удовлетворять ту или иную потребность).

Различают также общее и специфическое качество. Учет специфического качества (т.е. представления о товаре, сложившегося у определенных групп потребителей) важен при анализе рынков сбыта и построении систем управления качеством.

 

Повышение качества продукции является одним из основных факторов стабилизации и развития экономики. Высокое качество производимой продукции сокращает сроки внедрения в производство инновационной техники и достижений науки, обеспечивает более полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, уменьшает непроизводственные расходы, расширяет экспорт продукции, повышает эффективность внешнеторговых операций и авторитет страны на мировом рынке.

Кроме того, высокое качество продукции расширяет возможности потребления, повышает устойчивость денежного обращения, способствует росту жизненного уровня населения, обеспечивает улучшение условий труда и сбыта, охрану окружающей среды и здоровье населения. Поэтому проблему повышения качества продукции считают центральным звеном современной экономической политики. Проблеме управления качеством должно уделяться пристальное внимание на всех уровнях иерархии. Решать проблему повышения качества какого-либо вида продукции отдельной организации крайне сложно, так как на этот процесс оказывают влияние не только внутренние, но и внешние факторы.

Внешние факторы образуют «качество общества». Без совершенствования всех элементов, входящих в «качество общества», трудно рассчитывать на высокое качество продукции. В тоже время высококачественная продукция гарантирует успех организации, а успех организации приводит к успеху общества. Этот взаимосвязанный процесс динамики качества представляет в виде пирамиды качества (стр. 11, рис. 1)

Опыт промышленно-развитых стран показывает, что экономическое положение коммерческих организаций на конкурентном рынке во многом определяется соотношением качества продукции и затратами на его обеспечение.

Влияние качества на прибыль проявляется двояко:

С одной стороны, общая сумма прибыли может увеличиваться (или уменьшаться) за счет расширения (или сужения) потребительского рынка и объема продаж при улучшении (или ухудшении) качества продукции.

С другой стороны, сумма прибыли может увеличиваться при снижении себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с качеством продукции.

Первое направление рассматривают как экстенсивное направление экономического развития коммерческой организации. При этом затраты на качество рассматривается в широком смысле, т.е. к ним относят: все дополнительные расходы, связанные с повышением технического уровня продукции, снижением уровня дефектности продукции в производстве и в процессе ее реализации, улучшением и расширением услуг, связанных с созданием более удобных условий эксплуатации продукции, затраты, связанные с рекламой продукции, ее сертификацией, демонстрационными испытаниями продукции с целью подтверждения ее качества.

Второе направление рассматривают как интенсивное направление экономического развития.

Затраты, связанные с изменением качества продукции, делят на 3 группы:

1. затраты, связанные с появлением дефектов в продукции, - неисправимый брак, расходы на переработку и исправление дефективной продукции, расходы на повторный контроль и использование продукции, расходы на возмещение прямого ущерба потребителю, расходы, связанные с санкциями за некачественную продукцию, потери от скидок цены за продукцию более низкого качества (сорта), потери на ремонт, предоставление запасных частей, потери связанные с исками о юридической ответственности за низкое качество продукции.

2. затраты, связанные с выявлением дефектов и их причин – затраты на организацию технического контроля и испытание продукции, связанные с учетом и накоплением информации о качестве продукции, анализом дефектов и их причин, корректирующими действиями по устранению дефектов.

3. затраты на мероприятия по предупреждению появлений дефектов – расходы на планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание оборудования, расходы на повышение квалификации кадров, обучение кадров при изменении условий производства, расходы на своевременное внесение изменений в техническую документацию.

Данные три группы затрат взаимосвязаны между собой. Например, увеличение суммы расходов по первой группе приведет к снижению затрат по другим группам.

Интенсивный путь достигается путем снижения полной себестоимости единицы продукции за счет суммарных затрат по все трем группам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.