Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый механизм




Содержание, значение и задачи финансовой политики

 

Государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово- экономического кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации.

Финансовая политика – это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы для достижения конкретных целей сохранения и развития отраслей народного хозяйства и индивидуальных предпринимателей. Это целенаправленная деятельность государства по использованию финансов.

Анализ работ, посвященных экономической природе финансовой политики, демонстрирует различные подходы специалистов в определении финансовой политики. В числе наиболее распространенных можно назвать следующие:

- это система определенных законодательно организационно-экономических мероприятий (действий) государства (государственных органов) по мобилизации финансовых ресурсов, их рациональному распределению и использованию (В.М. Родионова, П.И. Вахрин, А.С. Нешитой, Т.Ф. Романова и др.);

- это совокупность финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики (В.К. Сенчагов);

- это совокупность правовых решений государства в финансовой сфере (С.В. Большаков;

- это научно обоснованная концепция (направления, цели и задачи) развития, использования и управления публичными финансами (Т.В. Гуйда, А.Ю. Кравчук, Ю.В. Самарская).

Несмотря на разницу в подходах к определению сущности финансовой политики, все авторы сходятся в том, что непременным условием ее осуществления является нормативно-правовое закрепление основных параметров. Это означает, что финансовая политика государства может быть реализована только в том случае, если входящие в ее состав идеи, принципы, программы получат юридически определенную форму.

Нормативно-правовое определение финансовой политики государства может выглядеть так:

Государственная финансовая политика - составная часть социально-экономической политики, которая определяет цели, задачи, принципы, направления, способы правового регулирования, а также формы деятельности органов государственной власти РФ, иных уполномоченных органов и организаций, в области формирования, распределения, управления и контроля за использованием публичных денежных фондов в целях эффективного воздействия на развитие экономики страны, повышения благосостояния государства и личности.

Механизм реализации финансовой политики государства включает в себя:

1) выработку научно обоснованных концепций развития финансов государства;

2) определение основных направлений использования финансового механизма;

3) разработку и осуществление практических действий по достижению эффективного использования финансов.

Целью финансовой политики является мобилизация финансовых ресурсов и увеличение их объема для решения следующих задач, стоящих перед государством:

- обеспечение условий для создания максимально возможного объема финансовых ресурсов;

- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- выработка финансового механизма и его развитие.

Значение финансовой политики в том, что финансы играют важную роль в рациональном размещении производительных сил, способствуют развитию территорий. Рациональная политика может способствовать повышению благосостояния населения страны, развитию и укреплению экономических связей с другими странами, разрешению противоречий в решении национальных проблем внутри страны.

Мировая практика разработала и знает несколько концепций финансовой политики:

1) классическая предполагает невмешательство государства в экономику и свободную конкуренцию, вследствие чего происходит сокращение государственных расходов и налогов;

2) регулирующая предполагает государственное регулирование, т. е. расширение государственных расходов, которые обеспечивают росит предпринимательской деятельности и ликвидацию безработицы;

3) планово-директивная применяется в странах с административно-командной системой управления. Она обеспечивает концентрацию ресурсов у государства для последующего их перераспределения по основным направлениям государственного плана.

Принципы осуществления государственной финансовой политики.

1. Принцип плановости - предполагает, что финансовая политика должна находить отражение в специальном правовом документе, принимаемом на высшем государственном уровне. Таким документом может выступить концепция финансовой политики государства. В концепции финансовой политики должна быть сформулирована программа развития финансовой системы государства на определенный период.

Говоря о планировании каких-либо мероприятий в области финансовой деятельности, следует придерживаться традиционного деления планов на долгосрочные (фундаментальные), обозначаемые как финансовая стратегия, и краткосрочные (оперативные), именуемые финансовой тактикой.

Финансовая политика должна разрабатываться на перспективу, поэтому выделяют финансовую стратегию, которая направлена прежде всего на выработку целевых программ, для реализации которых требуются время и большие финансовые ресурсы, и финансовую тактику – это конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задача финансовой тактики заключается в выборе наиболее оптимального решения в данной хозяйственной ситуации. Совокупность финансовых тактик составляет финансовую стратегию.

2. П ринцип срочности финансовой политики. Данный принцип начинает реализовываться с 1 января 2008 г., когда вступает в силу 3-летний бюджетный план.

3. Принцип экономической целесообразности и научной обоснованности целей, задач и методов финансовой политики.

4. Принцип системной взаимосвязи финансовой политики с иными направлениями социально-экономической политики, в частности с инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной.

5. Принцип справедливости финансовой политики предполагает соблюдение приоритетных интересов при разработке и реализации основных направлений финансовой политики, в частности, должен быть объявлен приоритет общих интересов над частными, общегосударственных над узкокорпоративными.

6. Принцип эффективности финансовой политики предусматривает нацеленность на конкретный результат, измеримость показателей финансовой политики, своевременное введение корректирующих мероприятий, степень реализации целей и задач, а также осуществление системного контроля за деятельностью органов и организаций, реализующих финансовую политику.

7. Принцип федерализма финансовой политики. Данный принцип может быть раскрыт через самостоятельность субъектов РФ в осуществлении единой и согласованной финансовой политики на территории Российской Федерации.

8. Принцип гласности финансовой политики предполагает информационную открытость в осуществлении всех мероприятий, предусмотренных концепцией финансовой политики, включая процедуры контроля за ее результатами.

9. Принцип соблюдения финансовой безопасности государства призван оградить общество от проведения нерациональной, антидемократической финансовой политики.

10. Принцип международной интеграции финансовой политики. В условиях глобализации экономики этот принцип вскоре займет лидирующие позиции, но вместе с тем должен быть уравновешен предыдущим принципом.

 

 

В реализации финансовой политики важная роль отводится финансовому механизму, который представляет собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм включает в себя следующие элементы:

1) финансовый метод – это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование, аренда, лизинг и др.);

2) финансовый рычаг – это прием действия финансового метода (прибыль, доход, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цена, арендная плата, дивиденды, %, вклады, инвестиции и др.);

3) правовое обеспечение (законы, Указы Президента, постановления Правительства, приказы и письма Министерств и ведомств, устав юридического лица);

4) нормативное обеспечение (инструкции, нормы и нормативы, методические указания и др.);

5) информационное обеспечение.

К функциям финансового механизма относятся:

-централизация и мобилизация финансовых ресурсов;

-обеспечивает финансирование, кредитование и стимулирование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.