Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность товара на мировом рынке




Классификация товаров во внешней торговле

Под классификацией товаров понимается их распре­деление по подгруппам, группам и разделам по опреде­ленным признакам. В зависимости от задач, стоящих перед составителями систем классификации товарных номенклатур, товары могут быть сгруппированы по отраслям производства, материалам, из которых они произведены, степени обработки и т. д.

Все многообразие товаров, обращающихся на ми­ровом рынке, можно классифицировать следующим образом:

Таблица 1. способы классификации товаров

По назначению товары личного потребления; товары производственного назначения
По срокам использования товары кратковременного пользования; товары длительного пользования
По типу спроса товары выборочного спроса; престижные товары; предметы роскоши
По степени обработки сырье; полуфабрикаты; промежуточная продукция; готовые изделия
По способу изготовления стандартная продукция; уникальная продукция

В настоящее время наибольшее распространение в классификации товаров, обращающихся во внешней торговле, получили следующие номенклатуры:

1. Номенклатура Совета таможенного сотрудниче­ства (официальное название – Брюссельская товарная номенклатура или таможенная классифи­кация Совета таможенного сотрудничества для таможенной оценки товаров);

2. Гармонизированная система – ГС (международно-признанная система классификации товаров, принятая в США 1 января 1989 г., которая служит основой для определения происхождения товаров в рамках Канадского соглашения о свободной торговле и графика отмены тарифов);

3. Стандартная международная торговая класси­фикация ООН – СМТК (система, принятая ООН в 1950 г. и пересмотренная в 1960 г. в каче­стве основы для отчетности о товарной структу­ре внешней торговли).

Главная цель создания товарных номенклатур в виде Гармонизированной системы:

· сокращение расходов, связанных с необходимос­тью присваивать товарам новые наименования и коды, при сравнениях и перегруппировках из од­ной классификационной системы в другую;

· унификация коммерческих и таможенных доку­ментов и их обработка.

Классификация товаров служит основой для систе­матического анализа международной торговли, а также является основой для представления данных по торго­вой статистике международным организациям. С ее по­мощью можно получать сопоставимые показатели, ха­рактеризующие объем и структуру импорта и экспорта различных стран.

Для статистики международной торговли применя­ется Классификатор товаров по укрупненным экономи­ческим группировкам ООН (КУЭГ), который основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, пере­численные в этих классификациях, распределены на семь групп в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы – по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некото­рые – в зависимости от срока использования. В КУЭГ определены следующие основные понятия.

Сырьевые товары – продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые по­лезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначи­тельной степени зависит от обработки. Существует и бо­лее широкое представление о сырье как о комплексе, со­единяющем материалы, непосредственно добываемые из окружающей природы (нефть, руды, лес и т. д.), и полу­фабрикаты, т. е. материалы, подвергшиеся обработке, но не потребляемые как готовые продукты, а выступающие в свою очередь сырьем для производства готовой продук­ции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т. д.).

Полуфабрикаты – продукты, требующие дальней­шей обработки или включенные в состав других това­ров, прежде чем они стали орудием производства или предметом потребления.

Промышленное сырье делится на сырье минераль­ного происхождения (руды, уголь, соль и т. п.) и сырье, полученное искусственным путем (синтетический кау­чук, искусственные волокна, пластмассы и т. д.).

В зависимости от форм международной торговли сырьевые товары делятся на биржевые (зерновые, сахар, натуральный каучук, хлопок, отдельные виды цветных металлов) и небиржевые (нефть, природный газ, уголь, руды черных и цветных металлов, лесные, целлюлозно-бумажные и другие товары). Сделки по товарам первой группы заключаются на соответствую­щих товарных биржах, а реализация товаров второй группы осуществляется по краткосрочным и долго­срочным контрактам.

Производство, потребление и торговля сырьевыми товарами подвержены воздействию циклических факторов, вызывающих в силу специфики процессов производства и потребления топливно-сырьевых товаров резкую асинхронность между развитием добывающей промышленности и спросом на ее продукцию со стороны обрабатывающих отраслей. Это находит свое отражение в длительных и резких колебаниях цен на сырье, а также в динамичном изменении размеров нереализованных за­пасов сырья и топлива. Ускорение добычи сырья и топли­ва начинается с некоторым опозданием по сравнению с ростом производства в обрабатывающей промышленно­сти в периоды подъема. В годы спадов добывающая про­мышленность еще некоторое время работает по инерции на полную мощность, затем следует перенасыщение рын­ка, рост запасов, падение цен и снижение добычи.

На формирование конъюнктуры мирового рынка сырья и топлива влияют также энергетические и сырь­евые кризисы, являющиеся структурными, нецикли­ческими кризисами. Формами проявления этих кризи­сов являются периодически возникающие трудности с обеспечением энергоресурсами и сырьем, рост цен на них, усиление политических противоречий в борьбе за доступ к природным ресурсам, расширение масштабов спекулятивной деятельности нефтяных и сырьевых мо­нополий, еще более обостряющей кризисную ситуацию.

Готовые изделия – все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудова­ние для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в каче­стве материалов и топлива. Отдельно выделяется груп­па товаров краткосрочного пользования, предназна­ченных для промышленности; готовые изделия дли­тельного пользования.

Промышленными товарами является продукция добы­вающих и обрабатывающих отраслей. Основной акцент делается на торговлю машинами, оборудованием, прибо­рами, транспортными средствами и другими изделиями машиностроения, поскольку производство и междуна­родный обмен именно этими товарами определяют уро­вень развития любой страны и ее место в международном разделении труда. Машины, оборудование, приборы и т. д. не только представляют собой наиболее закончен­ный, завершенный вид продукции среди готовых изде­лий, но и характеризуют научно-технический потенциал и уровень промышленного развития производящих их стран. Чем выше доля готовых изделий, особенно машин и оборудования в экспорте, тем эффективнее участие страны в мирохозяйственных связях, в международном разделении труда, поскольку в эти товары заложен высо­коквалифицированный труд, который в международном товарообмене оценивается наиболее высоко.

Промышленные товары, предназначенные для по­требления в других отраслях промышленности, выпускающих различные полуфабрикаты и готовые из­делия, называются товарами производственного назна­чения (сортовой металлопрокат, литьевые заготовки, подшипники, агрегаты, различное технологическое оборудование и т. д.). Машины и оборудование в меж­дународной торговой практике продаются и покупа­ются в виде:

· готовых к использованию изделий (автомобили, железнодорожный подвижной состав, станки, насосы и др.);

· разобранном для последующей сборки в стране-покупателе;

· узлов, деталей и отдельных частей в рамках ко­операционных соглашений;

· узлов, деталей и отдельных частей в качестве за­пасных частей для технического обслуживания и ремонтов ранее поставленной техники в качестве комплектных объектов.

Поставки машин и оборудования в готовом к эксп­луатации виде –наиболее распространенный вид по­ставок различного рода транспортных средств, изделий общего машиностроения, технических товаров куль­турно-бытового назначения.

Поставки машин и оборудования в разобранном виде осуществляются в основном на рынки, которые защи­щены высокими таможенными барьерами от импорта готовой продукции в интересах национальных произ­водителей аналогичных товаров. В ряде случаев на им­порт готовой продукции вообще наложен запрет.

Под влиянием научно-технического прогресса про­исходит дальнейшее углубление специализации и коопе­рирования производства готовых изделий в масштабе всего мирового хозяйства. На основе прогрессивных научно-технических разработок, новых технологий и материалов создаются новые отрасли. Глобализация мирохозяйственных связей обусловливает интенсивное развитие транснациональных корпораций. Все это при­вело к тому, что в рамках кооперационных, поставок про­изводится и поставляется на мировой рынок около 40 % общего объема машин и оборудования.

Около 10 % международной торговли машинами и оборудованием приходится на запасные части для тех­нического обслуживания и ремонта поставленных ра­нее изделий, особенно транспортных средств, двигате­лей внутреннего сгорания и т. п.

Промышленные товары, предназначенные для удовлетворения индивидуальных потребностей, т. е. для личного потребления, называются товарами личного по­требления (обувь, одежда, посуда и т. п.). Потребитель­ские товары (непищевые) недлительного пользования –товары со сроком потребления один год и менее, вклю­чая товары, используемые государственными и частны­ми учреждениями.

Необходимо также выделить в отдельную группу промышленные товары, к которой относятся товары, необходимые для удовлетворения социально-бытовых потребностей общества: товары для обеспечения обо­ронных потребностей страны, защиты окружающей среды, энергетики, здравоохранения, образования и др.

Предприятия обрабатывающих отраслей промыш­ленности являются крупными потребителями про­мышленных товаров, но их потребление вторично по отношению к личному и государственному потребле­нию, которое является первичным, поскольку вся воспроизводственная цепочка (производство – обмен – распределение – потребление) нацелена в конечном счете на удовлетворение потребностей общества и каж­дого из его членов.

Таблица 2. Товарная структура экспорта РФ в страны вне СНГ в процентах к итогу

Товарная структура 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Экспорт–всего            
В т. ч.            
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстиля) 1,5 1,0 1.2 1,8 1,5 0,9
Минеральные продукты 40,4 54,5 56,5 56,9 60,0 60,3
Продукция химической промышленности, каучук 9,9 6,7 6,9 6,4 6,2 6,0
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,5 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2
Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 6,1 4,5 4,6 4,8 4,3 4,0
Текстиль, текстильные изделия и обувь 1.3 0,6 0,6 0,6 0,5 0,3
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 30,7 23,5 20,2 20,0 18,9 21,9
Машины, оборудование и транспортные средства 8,3 7,5 8,7 7,9 7,1 5,5
Прочие 1,3 1,4 1,1 1,4 1.3 0,9

Источник: Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005. — С. 402.

 

Таблица 3. товарная структура экспорта РФ в страны СНГ в процентах к итогу

Товарная структура 11995 г. 22000 г. 22001 г. 22002 г. 22003 г. 22004 г.
Экспорт — всего            
В т. ч.            
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстиля) 22,8 55,3 66,2 77,5 88,0 66,4
Минеральные продукты 551,8 449,1 443,7 445,2 442,6 444,2
Продукция химической промышленности, каучук 110,8 110,2 110,6 110,2 110,5 99,9
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 00,2 00,3 00,4 00,5 00,5 00,4
Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 33,3 33,0 33,1 33,3 33,4 33,3
Текстиль, текстильные изделия и обувь 22,3 22,0 22,1 22,3 22,0 11,7
Металлы, драгоценные камни и изделия из них 99,1 110,4 111,0 110,7 111,2 112,4
Машины, оборудование и транспортные средства 118,2 117,0 220,5 118,3 119,5 119,5
Прочие 11,5 22,7 22,3 22,0 22,3 22,2

Источник: Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005. – С. 403.

 

Более общая классификация товаров, приводимая в статистике внешней торговли, делит товары на:

· сельскохозяйственное сырье и продовольствие;

· топливо, минеральное сырье и металлы;

· химические продукты;

· машины, оборудование, транспортные средства;

· промышленные товары народного потребления.

Преобладающая часть продукции, поступающая в международную торговлю, представлена сырьем и го­товой продукцией. Соотношение удельных весов этих групп товаров отражает общую принципиальную осно­ву, на которой формируется международное разделение труда. В настоящее время около 2/3 международного то­варооборота по стоимости приходится на готовую про­дукцию и лишь 1/3 на сырьевые товары, при этом сохра­няется тенденция дальнейшего увеличения удельного веса готовых изделий и сокращение доли сырья в миро­вом производстве и международной торговле.

Государственная политика внешней торговли в раз­ных странах обычно направлена на ограничительное регулирование торговли товарами из первых трех групп приведенной выше классификации. Как правило, эти товары попадают под режим лицензирования и квоти­рования экспорта, на них устанавливаются более высо­кие пошлины. И наоборот, государства всячески поощ­ряют экспорт готовой промышленной продукции с высокой степенью обработки.

Импортные пошлины обычно самые низкие на сы­рье и полуфабрикаты, а самые высокие на готовую про­дукцию. Этим государство защищает внутреннюю пе­рерабатывающую промышленность, в которой занято большинство населения и которая определяет научно-технический прогресс.

В процессе продвижения товаров через границу страны возникает необходимость в определении страны происхождения товара. Как правило, страной происхождения товара считается та, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточ­ной переработке в соответствии с установленными критериями.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

· растительная продукция, выращенная или со­бранная на ее территории;

· живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

· продукция морского промысла, добытая и произ­веденная в мировом океане судами данной стра­ны либо судами, арендованными ею;

· вторичное сырье и отходы, являющиеся результа­том производственных и иных операций, осуще­ствляемых в данной стране;

· продукция высоких технологий и другие товары.

Конкуренция, являющаяся соревнованием ради по­лучения прибыли, выступает основной движущей си­лой товарного хозяйства, а сам товар становится объек­том конкурентной борьбы, ее видимой причиной и не­избежным следствием.

Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным.

Конкурентоспособность товара – это комплекс харак­теристик товара, отличающих его от товаров-аналогов. Конкурентоспособным считается тот товар, который на единицу своей цены удовлетворяет больше потребнос­тей, на более высоком уровне, чем товары-аналоги. От­личия конкурентоспособных товаров связаны как с за­тратами на их производство, так и с соответствием това­ра общественным потребностям, моде, экологии и т. д. Абсолютно конкурентоспособными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Таблица 4. Виды конкуренции

Форма Методы осуществления
Функциональная – среди товаров, удовлетворяющих определенную потребность различными способами Ценовая – реализация товаров по демпинговой цене
Видовая – среди товаров одной группы, различающихся по каким-то важным параметрам Неценовая – основанная на пред­ложении товара лучшего качества либо предоставление более широ­кого комплекса услуг, сопровож­даемая пропорциональным повы­шением цен
Предметная (межфирменная) – среди одинаковых, но отличающихся по качеству изготовления товаров различных производителей  

 

Конкурентоспособность оценивается по следую­щим критериям:

· технические характеристики (мощность, произ­водительность, выход готового продукта, много­целевое или одноцелевое назначение, степень обработки, экологическая чистота, безопасность потребления, ремонтодоступность и т. д.);

· экономические характеристики (размеры издер­жек потребления);

· коммерческие показатели (уровень цен, сроки по­ставки, степень ответственности продавца, вне­шний вид, упаковка, таможенные пошлины, сбо­ры и налоги, условия платежа и др.);

· организационные показатели (сроки осуществле­ния ремонта, обеспеченность гарантийным и пост­гарантийным обслуживанием).

Одной из особенностей конкурентоспособности то­вара является то, что она не остается постоянной. С мо­мента появления товара на рынке она начинает падать под влиянием деятельности конкурирующих произво­дителей. Бездействие в отношении поддержания кон­курентоспособности раньше или позже неизбежно за­канчивается потерей возможности сбыта.

Важную роль в определении уровня конкуренто­способности продукции играют также нормативные патентно-правовые показатели. Продукция должна соответствовать обязательным стандартам, установ­ленным в конкретной стране, и иметь патентную чи­стоту. Без этого она не может поступить на рынок и быть использована.

Недобросовестная конкуренция –это методы конку­рентной борьбы, нарушающие принятые на рынке пра­вила конкуренции. К ним относятся:

· продажа товара по ценам ниже себестоимости, или демпинг с целью подрыва позиции конкурен­та и дальнейшего его вытеснения с рынка;

· установление контроля над деятельностью конку­рента с целью прекращения этой деятельности;

· злоупотребление господствующим положением на рынке посредством чрезмерного завышения цен или отказа осуществлять поставку;

· установление дискриминационных цен или ком­мерческих условий, например, дифференциро­ванные возможности получения кредита;

· установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в от­ношении производства или распределения конку­рирующих товаров;

· введение ограничительных условий в агентские соглашения при сбыте продукции, определяю­щие, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки;

· тайный сговор на торгах и создание тайных кар­телей;

· ложная информация и реклама, вводящие поку­пателя в заблуждение;

· недобросовестное копирование/имитация това­ров конкурентов;

· нарушение качества, стандартов и условий поста­вок товаров и услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.