КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкурентоспособность товара на мировом рынке
Классификация товаров во внешней торговле Под классификацией товаров понимается их распределение по подгруппам, группам и разделам по определенным признакам. В зависимости от задач, стоящих перед составителями систем классификации товарных номенклатур, товары могут быть сгруппированы по отраслям производства, материалам, из которых они произведены, степени обработки и т. д. Все многообразие товаров, обращающихся на мировом рынке, можно классифицировать следующим образом: Таблица 1. способы классификации товаров
В настоящее время наибольшее распространение в классификации товаров, обращающихся во внешней торговле, получили следующие номенклатуры: 1. Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (официальное название – Брюссельская товарная номенклатура или таможенная классификация Совета таможенного сотрудничества для таможенной оценки товаров); 2. Гармонизированная система – ГС (международно-признанная система классификации товаров, принятая в США 1 января 1989 г., которая служит основой для определения происхождения товаров в рамках Канадского соглашения о свободной торговле и графика отмены тарифов); 3. Стандартная международная торговая классификация ООН – СМТК (система, принятая ООН в 1950 г. и пересмотренная в 1960 г. в качестве основы для отчетности о товарной структуре внешней торговли).
Главная цель создания товарных номенклатур в виде Гармонизированной системы: · сокращение расходов, связанных с необходимостью присваивать товарам новые наименования и коды, при сравнениях и перегруппировках из одной классификационной системы в другую; · унификация коммерческих и таможенных документов и их обработка. Классификация товаров служит основой для систематического анализа международной торговли, а также является основой для представления данных по торговой статистике международным организациям. С ее помощью можно получать сопоставимые показатели, характеризующие объем и структуру импорта и экспорта различных стран. Для статистики международной торговли применяется Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам ООН (КУЭГ), который основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены на семь групп в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы – по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые – в зависимости от срока использования. В КУЭГ определены следующие основные понятия. Сырьевые товары – продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки. Существует и более широкое представление о сырье как о комплексе, соединяющем материалы, непосредственно добываемые из окружающей природы (нефть, руды, лес и т. д.), и полуфабрикаты, т. е. материалы, подвергшиеся обработке, но не потребляемые как готовые продукты, а выступающие в свою очередь сырьем для производства готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т. д.).
Полуфабрикаты – продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров, прежде чем они стали орудием производства или предметом потребления. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения (руды, уголь, соль и т. п.) и сырье, полученное искусственным путем (синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы и т. д.). В зависимости от форм международной торговли сырьевые товары делятся на биржевые (зерновые, сахар, натуральный каучук, хлопок, отдельные виды цветных металлов) и небиржевые (нефть, природный газ, уголь, руды черных и цветных металлов, лесные, целлюлозно-бумажные и другие товары). Сделки по товарам первой группы заключаются на соответствующих товарных биржах, а реализация товаров второй группы осуществляется по краткосрочным и долгосрочным контрактам. Производство, потребление и торговля сырьевыми товарами подвержены воздействию циклических факторов, вызывающих в силу специфики процессов производства и потребления топливно-сырьевых товаров резкую асинхронность между развитием добывающей промышленности и спросом на ее продукцию со стороны обрабатывающих отраслей. Это находит свое отражение в длительных и резких колебаниях цен на сырье, а также в динамичном изменении размеров нереализованных запасов сырья и топлива. Ускорение добычи сырья и топлива начинается с некоторым опозданием по сравнению с ростом производства в обрабатывающей промышленности в периоды подъема. В годы спадов добывающая промышленность еще некоторое время работает по инерции на полную мощность, затем следует перенасыщение рынка, рост запасов, падение цен и снижение добычи. На формирование конъюнктуры мирового рынка сырья и топлива влияют также энергетические и сырьевые кризисы, являющиеся структурными, нециклическими кризисами. Формами проявления этих кризисов являются периодически возникающие трудности с обеспечением энергоресурсами и сырьем, рост цен на них, усиление политических противоречий в борьбе за доступ к природным ресурсам, расширение масштабов спекулятивной деятельности нефтяных и сырьевых монополий, еще более обостряющей кризисную ситуацию.
Готовые изделия – все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива. Отдельно выделяется группа товаров краткосрочного пользования, предназначенных для промышленности; готовые изделия длительного пользования. Промышленными товарами является продукция добывающих и обрабатывающих отраслей. Основной акцент делается на торговлю машинами, оборудованием, приборами, транспортными средствами и другими изделиями машиностроения, поскольку производство и международный обмен именно этими товарами определяют уровень развития любой страны и ее место в международном разделении труда. Машины, оборудование, приборы и т. д. не только представляют собой наиболее законченный, завершенный вид продукции среди готовых изделий, но и характеризуют научно-технический потенциал и уровень промышленного развития производящих их стран. Чем выше доля готовых изделий, особенно машин и оборудования в экспорте, тем эффективнее участие страны в мирохозяйственных связях, в международном разделении труда, поскольку в эти товары заложен высококвалифицированный труд, который в международном товарообмене оценивается наиболее высоко. Промышленные товары, предназначенные для потребления в других отраслях промышленности, выпускающих различные полуфабрикаты и готовые изделия, называются товарами производственного назначения (сортовой металлопрокат, литьевые заготовки, подшипники, агрегаты, различное технологическое оборудование и т. д.). Машины и оборудование в международной торговой практике продаются и покупаются в виде: · готовых к использованию изделий (автомобили, железнодорожный подвижной состав, станки, насосы и др.); · разобранном для последующей сборки в стране-покупателе;
· узлов, деталей и отдельных частей в рамках кооперационных соглашений; · узлов, деталей и отдельных частей в качестве запасных частей для технического обслуживания и ремонтов ранее поставленной техники в качестве комплектных объектов. Поставки машин и оборудования в готовом к эксплуатации виде –наиболее распространенный вид поставок различного рода транспортных средств, изделий общего машиностроения, технических товаров культурно-бытового назначения. Поставки машин и оборудования в разобранном виде осуществляются в основном на рынки, которые защищены высокими таможенными барьерами от импорта готовой продукции в интересах национальных производителей аналогичных товаров. В ряде случаев на импорт готовой продукции вообще наложен запрет. Под влиянием научно-технического прогресса происходит дальнейшее углубление специализации и кооперирования производства готовых изделий в масштабе всего мирового хозяйства. На основе прогрессивных научно-технических разработок, новых технологий и материалов создаются новые отрасли. Глобализация мирохозяйственных связей обусловливает интенсивное развитие транснациональных корпораций. Все это привело к тому, что в рамках кооперационных, поставок производится и поставляется на мировой рынок около 40 % общего объема машин и оборудования. Около 10 % международной торговли машинами и оборудованием приходится на запасные части для технического обслуживания и ремонта поставленных ранее изделий, особенно транспортных средств, двигателей внутреннего сгорания и т. п. Промышленные товары, предназначенные для удовлетворения индивидуальных потребностей, т. е. для личного потребления, называются товарами личного потребления (обувь, одежда, посуда и т. п.). Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования –товары со сроком потребления один год и менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями. Необходимо также выделить в отдельную группу промышленные товары, к которой относятся товары, необходимые для удовлетворения социально-бытовых потребностей общества: товары для обеспечения оборонных потребностей страны, защиты окружающей среды, энергетики, здравоохранения, образования и др. Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности являются крупными потребителями промышленных товаров, но их потребление вторично по отношению к личному и государственному потреблению, которое является первичным, поскольку вся воспроизводственная цепочка (производство – обмен – распределение – потребление) нацелена в конечном счете на удовлетворение потребностей общества и каждого из его членов. Таблица 2. Товарная структура экспорта РФ в страны вне СНГ в процентах к итогу
Источник: Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005. — С. 402.
Таблица 3. товарная структура экспорта РФ в страны СНГ в процентах к итогу
Источник: Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005. – С. 403.
Более общая классификация товаров, приводимая в статистике внешней торговли, делит товары на: · сельскохозяйственное сырье и продовольствие; · топливо, минеральное сырье и металлы; · химические продукты; · машины, оборудование, транспортные средства; · промышленные товары народного потребления. Преобладающая часть продукции, поступающая в международную торговлю, представлена сырьем и готовой продукцией. Соотношение удельных весов этих групп товаров отражает общую принципиальную основу, на которой формируется международное разделение труда. В настоящее время около 2/3 международного товарооборота по стоимости приходится на готовую продукцию и лишь 1/3 на сырьевые товары, при этом сохраняется тенденция дальнейшего увеличения удельного веса готовых изделий и сокращение доли сырья в мировом производстве и международной торговле. Государственная политика внешней торговли в разных странах обычно направлена на ограничительное регулирование торговли товарами из первых трех групп приведенной выше классификации. Как правило, эти товары попадают под режим лицензирования и квотирования экспорта, на них устанавливаются более высокие пошлины. И наоборот, государства всячески поощряют экспорт готовой промышленной продукции с высокой степенью обработки. Импортные пошлины обычно самые низкие на сырье и полуфабрикаты, а самые высокие на готовую продукцию. Этим государство защищает внутреннюю перерабатывающую промышленность, в которой занято большинство населения и которая определяет научно-технический прогресс. В процессе продвижения товаров через границу страны возникает необходимость в определении страны происхождения товара. Как правило, страной происхождения товара считается та, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются: · растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории; · живые животные, родившиеся и выращенные в ней; · продукция морского промысла, добытая и произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными ею; · вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране; · продукция высоких технологий и другие товары. Конкуренция, являющаяся соревнованием ради получения прибыли, выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится объектом конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Конкурентоспособность товара – это комплекс характеристик товара, отличающих его от товаров-аналогов. Конкурентоспособным считается тот товар, который на единицу своей цены удовлетворяет больше потребностей, на более высоком уровне, чем товары-аналоги. Отличия конкурентоспособных товаров связаны как с затратами на их производство, так и с соответствием товара общественным потребностям, моде, экологии и т. д. Абсолютно конкурентоспособными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке. Таблица 4. Виды конкуренции
Конкурентоспособность оценивается по следующим критериям: · технические характеристики (мощность, производительность, выход готового продукта, многоцелевое или одноцелевое назначение, степень обработки, экологическая чистота, безопасность потребления, ремонтодоступность и т. д.); · экономические характеристики (размеры издержек потребления); · коммерческие показатели (уровень цен, сроки поставки, степень ответственности продавца, внешний вид, упаковка, таможенные пошлины, сборы и налоги, условия платежа и др.); · организационные показатели (сроки осуществления ремонта, обеспеченность гарантийным и постгарантийным обслуживанием). Одной из особенностей конкурентоспособности товара является то, что она не остается постоянной. С момента появления товара на рынке она начинает падать под влиянием деятельности конкурирующих производителей. Бездействие в отношении поддержания конкурентоспособности раньше или позже неизбежно заканчивается потерей возможности сбыта. Важную роль в определении уровня конкурентоспособности продукции играют также нормативные патентно-правовые показатели. Продукция должна соответствовать обязательным стандартам, установленным в конкретной стране, и иметь патентную чистоту. Без этого она не может поступить на рынок и быть использована. Недобросовестная конкуренция –это методы конкурентной борьбы, нарушающие принятые на рынке правила конкуренции. К ним относятся: · продажа товара по ценам ниже себестоимости, или демпинг с целью подрыва позиции конкурента и дальнейшего его вытеснения с рынка; · установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; · злоупотребление господствующим положением на рынке посредством чрезмерного завышения цен или отказа осуществлять поставку; · установление дискриминационных цен или коммерческих условий, например, дифференцированные возможности получения кредита; · установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; · введение ограничительных условий в агентские соглашения при сбыте продукции, определяющие, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; · тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; · ложная информация и реклама, вводящие покупателя в заблуждение; · недобросовестное копирование/имитация товаров конкурентов; · нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |