Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционизм

История зарубежной этнологии. Школы и концепции.

Как наука культурная антропология началась с эволюционных идей. Само понятие эволюции стало мощным аттрактором, вокруг которого крутилось много теоретических представлений и эмпирических данных.

Термин «эволюция» в настоящее время приобрел такую многозначность, что имеет смысл напомнить историю появления этого антропологического понятия. Само слово происходит от латинского evolutio: e – из, volutus – вращающийся. Буквально оно означает «разворачивание» и первоначально относилась к прочтению римских книг, существовавших в форме свитков, которые разворачивались на специальных деревянных досках.

Антропология почти во всех странах формировалась под влиянием мировоззренческого направления, получившего название «эволюционизм». Главной задачей научного познания стало выявление объективных законов эволюционного развития изучаемой реальности. Идея эволюции вообще лежит в основе тогдашней новой науки – новой астрономии с ее теорией развития вселенной из первоначальных туманностей (сформулированной еще в 18 веке И.Кантом и П.С.Лапласом); геологических и географических теорий английского ученого Ч.Лайелля и немецкого ученого А.Гумбольдта (доказавших, что поверхность Земли формировалась в результате постепенных изменений, образовавших наслаивающиеся пласты; лингвистики, открывшей процесс эволюции современных европейских языков из древней протоиндоевропейской основы. В биологии идея эволюции привела в 50-х гг. 19 века к фундаментальным открытиям Ч.Дарвина, который в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), эмпирически обосновал эволюционную изменчивость всего живого. Таким образом, естественно-научный эволюционизм оказал сильное влияние на формирующуюся антропологию.

В британской социальной антропологии установки эволюционизма побудили ученых рассматривать культурные явления в качестве аналогов биологических видов, а постижение их сущности трактовать преимущественно как изучение их происхождения и эволюционного развития.

Эти методологические установки наиболее ярко проявились в творчестве Эдварда Бернетта Тайлора. (Он родился в предместье Лондона. Отец его владел небольшой
медеплавильной фабрикой и хотел, чтобы сын продолжил начатое им дело. Тейлор не
получил высшего образования. Отличаясь большой любознательностью и пользуясь финансовой поддержкой своего друга - банкира Генри Кристи, он совершил ряд успешных экспедиций по Южной Америке. Тейлор серьезно изучал этнографическую литературу, опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках. В 1871 году он был избран членом королевского научного общества, а в 1896 году стал профессором первой в Англии кафедры антропологии при Оксфордском университете, сплотив вокруг себя группу талантливых исследователей.) В своих трудах «Первобытная культура» и «Антропология» он представил происхождение и развитие основных институтов культуры человечества в виде «эволюционных рядов», проходящих стадии – дикость, варварство и цивилизация.

Процесс эволюции Тейлор выводит из одинаковых повсюду повторяющихся ситуаций и
простых психологических ассоциаций. Начало судоходству положил человек, который, ухватившийся за плавающий сук, нашел, что этот сук способен поддерживать его на поверхности воды. Австралийцы, с которыми впервые встретились европейские путешественники, передвигались по воде, сидя верхом на
бревнах с заостренными концами и гребя руками. Калифорнийские рыболовы пользовались для плавания охапками хвороста, связанными наподобие матраса. Развитие средств мореплавания повсюду выражалось первоначально в том, что в
стволах деревьев делалось углубление. Постепенно долбленое дерево превратилось в лодку. Поскольку круглодонные лодки на воде легко переворачиваются, их стали
скреплять попарно, делая из них катамаран, а затем изобрели подводный киль. Затем для лодок стали делать остов из тонких сучьев и обшивали его волокнами кокосового ореха или кожей животных. Постепенно лодки увеличились в размерах,
становились все более прочными. Были усовершенствованы весла, изобретены паруса. Затем колесо с лопатками или винт, присоединенные к паровой машине,
заменили парус. Так современные корабли родились путем последовательных переходов от первобытного челнока до стального крейсера. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда обусловлена не столько
усилиями мысли, сколько механизмом "проб и ошибок", а также внушением,
подражанием, страхом наказания, воздействием поощрений, влиянием личных
стремлений и групповых интересов.
Тейлор прослеживает множество эволюционных рядов в развитии техники, глиняной посуды, металлических орудий, одежды, измерительных приборов и самой системы
мер. "Эволюционные ряды" независимы друг от друга. Мифы, одежда, строения, способы хозяйствования, оружие и украшения, организация власти и способы
познания развиваются в значительной степени самостоятельно. Но перекрещивание эволюционных рядов, соединение далеко отстоящих друг от друга элементов
культуры оказываются чрезвычайно важными. Например, магнитная стрелка была изобретена независимо от эволюции плавающих средств. Но использование компаса в
мореплавании позволило уплывать далеко от берегов. Ценность судна значительно возросла, так как стало возможным использовать его для войны и промысла. Это
дало толчок дальнейшему совершенствованию судов. Порох был изобретен независимо от эволюции оружия. Но использование пороха в военном деле открыло новую эпоху
в истории.

Особое внимание Тайлор уделил происхождению религии, сформулировав теорию анимизма (от лат. Anima –дух, душа), согласно которой религия возникает из веры в духов и душу. Тайлор одним из первых разработал ряд методов этнологического анализа: сравнительно-эволюционный метод, который, по его мнению, позволяет группировать явления культуры по стадиям эволюционного развития.
Третий и самый важный факт, подкрепляющий эволюционную теорию - существование "пережитков". Этим словом Тейлор называл социальные и культурные явления,
отвечающие когда-то потребностями человека и уровню развития общества, но впоследствии замененные другими, более совершенными и удобными.
"Пережиточность" культурных явлений состоит в том, что они сохраняются по инерции в человеческом обиходе, хотя существуют уже лучшие их заменители. Пережитки в особенности важны для исследователя, поскольку находимые здесь и
там поодиночке, сохранившиеся в силу случайных обстоятельств, они позволяют восстановить в целостном виде уже пройденные стадии развития общества.
Тейлор собрал огромное количество "пережитков", относящихся к технике,
общественным отношениям, верованиям и представлениям о мире и пытался их объяснить.
Пережитки могут сохраняться у бедных, малокультурных слоев населения. Примером может служить ручное ткачество в тот период, когда уже был изобретен ткацкий
станок. Чем менее просвещено и образовано общество, тем больше в нем
"пережитков". В XIV-XVI в.в. существовало множество жестоких обычаев,
сохранившихся с первобытных времен. Упавшего в воду человека не принято было спасать, так как считалось, что водяной дух хочет забрать его, и тот, кто отнимет у духа добычу, поплатится за это. Для того чтобы крепость или замок стояли долго, при их закладке в фундамент замуровывали живого ребенка как "дар"
духу - покровителю крепости. Вера в духов соответствовала, по Тейлору,
языческой стадии религиозного развития. В Средние века, когда христианство существовало уже полторы тысячи лет, подобного рода верования и обычаи,
несомненно, были пережитками и могли сохраниться лишь в силу темноты и
необразованности большинства народа.
Пережитки также обусловлены специфическими особенностями психики, которая склонна цепляться за старые привычки и воспоминания, окружая их привлекательным ореолом. Пережитки свойственны иногда интеллигентным людям. Таково увлечение
просвещенных людей спиритизмом - общение с духами умерших.
С давних времен у римлян, евреев, персов, англичан и других народов было
принято желать здоровье тому, кто чихает; крестить и закрывать ладонью рот во время зевка. Сегодня это просто бытовые привычки. Но в прошлом люди верили, что
во время чиханья из тела вылетает дух, и если не пожелать здоровья чихающему, то человек может заболеть. Верили, что в открывающийся при зевании рот может
влететь сатана, которого следует отогнать крестным знамением.
У многих народов не принято было выбрасывать остатки волос и ногтей, чтобы демоны и колдуны не могли через них причинить их хозяину какого-нибудь вреда.
Существуют даже священные обряды погребения волос и ногтей.
На примитивной стадии развития, да и до сих пор, человеческий ум чаще всего руководствуется в поисках истины простой ассоциацией идей по сходству и по
аналогии.

Не передавать через порог.

Присесть на дорожку. Это суеверие основано на вере людей в духов, управляющих всем миром. Издавна считалось, что домашние духи цепляются к человеку, мешая ему в пути и стараясь вернуть обратно, а значит хорошей дороги не будет. Присев перед дорогой их можно было ввести в заблуждение — будто никто никуда уже не собирается. Эта примета также связана с запретом на возвращение с пол пути. Духи могут разгневаться, что их обманули, и устроить ещё больше проблем в дороге.
У этой приметы есть и логичное объяснение, иногда она может оказаться полезной — перед выходом всегда полезно подумать о том, ничего ли не забыто, привести в порядок мысли и тогда уже отправляться в путь

Еще среди английских антропологов можно назвать следующие имена ученых, у которых эволюционизм стал основой научной деятельности: Джон Леббок «Доисторические времена», Джон Мак-Леннан «Первобытный брак», Джеймс Джордж Фрэзер «Золотая ветвь».

Эволюционизм в культурной антропологии США связан главным образом с деятельностью Льюиса Генри Моргана, который, однако, занимает особое место среди представителей этого направления. Он не ограничился кабинетным анализом фактов, а проводил специальные научные полевые исследования, так как с детства был знаком с жизнью индейцев ирокезов и был даже усыновлен одним из их племен (сенека), а впоследствии совершил немало поездок с научными целями к разным племенам. Морган был адвокатом, и ученым. 40 лет жизни посвятил он исследованию ирокезов и других индейских племен Америки. Еще в молодости он подружился с несколькими ирокезами
и организовал общество "Великий орден ирокезов" с целью пропаганды "добрых чувств к краснокожему", оказания культурной и правовой помощи ирокезам. Морган
в качестве адвоката успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю и за это был торжественно посвящен в члены индейского племени Сенека. Он стал изучать
быт и старинные обычаи ирокезов, опубликовал о них ряд работ, а затем, расширяя тематику исследований, издал свой классический труд "Древнее общество", посвященный вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. Первый в антропологии применил метод анкетирования, рассылая американским миссионерам и торговцам, дипломатам во многие страны опросные листы для того, чтобы собрать информацию о семейной и родовой организации первобытных народов.

В своем труде «Древнее общество» он предложил наиболее совершенную для своего времени теорию первобытной общественной организации, в основе которой лежало учение о роде. Значение научного вклада Моргана выходит далеко за пределы его страны и его времени. Его идеи получили широкое распространение и признание в Европе и России. к настоящему времени многие положения учения Моргана устарели (абсолютизация значения рода, неверное отражение взаимосвязи систем родства и брака, ошибочность исторической реконструкции некоторых форм семьи и т.п.), но это не умаляет его заслуг как создателя научных оснований изучения первобытного общества и этнографии ряда народов.

В Германии нужно отметить среди этнологов эволюционистов Адольфа Бастиана и Генриха Шурца. Вторая пол 19-нач 20 в. А.Б. – крупный теоретик и организатор науки, путешественник, собравший огромный этнографический материал. В области теории Бастиан ставил перед собой грандиозную задачу создания общей методологии и конкретных методов этнологических исследований, основанных на индуктивном восприятии психологии и философии всего человечества. Все ответы на проблемы истории культуры он искал в умственной предрасположенности человека и взаимодействии с окружающей средой. Мыслительную способность человека он рассматривал как часть его биологической сущности считал, что «духовно-душевная жизнь» подчинена биологическим законам. Согласно учению Бастиана, у каждого народа изначально существовала определенная сумма «элементарных идей», составляющих в совокупности и на более высоком уровне народные идеи. Эти идеи развивались вследствие контактов между народами при постоянном взаимодействии внешних влияний и внутренней реакции на них человека что вело к обогащению (эволюции) культуры.

Генрих Шурц в своих трудах исследовал существенные аспекты культуры и ее эволюцию, начиная от первобытной эпохи и до времени возникновения государств. В своей книге «Возрастные классы и мужские союзы» (1902) он первым установил значение возрастной системы в общественной организации, роль тайных мужских союзов у первобытных народов, а также высказал мысль, что доместикация животных произошла как результат игры, забавы.

Эволюционисты разделяли в основном позиции историзма, непрерывности развития, однако, наряду с положительными установками «теории развития» содержались и ошибочные положения в области методологии и методики науки. Несостоятельными оказались попытки сравнения социальных институтов без учета различий в ХКТ и многое другое. В результате со временем развернулась широкая критика эволюционистских построений

- для доказательства универсальности эволюции сопоставлялись явления, относящиеся к разным историко-культурным и природным условиям, что вело к ненадежным выводам об их социальной значимости.

- основной акцент ставился на развитии как движения от более простых состояний общества и культур к более сложным; за пределами внимания оставались другие формы исторических процессов;

- выводы глобально-исторического масштаба делались на основании достаточно ограниченного круга явлений (семейно-брачные отношения; термины родства, хозяйственные формы, религиозные представления) и начались поиски иных причин и факторов изменения культурных явлений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Летний отдых детей м.б. стихийным (поездки с родителями, пребывание в городе, отдых в деревне) и организованным (пребывание ребёнка в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) | Диффузионизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.