КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционизм
История зарубежной этнологии. Школы и концепции. Как наука культурная антропология началась с эволюционных идей. Само понятие эволюции стало мощным аттрактором, вокруг которого крутилось много теоретических представлений и эмпирических данных. Термин «эволюция» в настоящее время приобрел такую многозначность, что имеет смысл напомнить историю появления этого антропологического понятия. Само слово происходит от латинского evolutio: e – из, volutus – вращающийся. Буквально оно означает «разворачивание» и первоначально относилась к прочтению римских книг, существовавших в форме свитков, которые разворачивались на специальных деревянных досках. Антропология почти во всех странах формировалась под влиянием мировоззренческого направления, получившего название «эволюционизм». Главной задачей научного познания стало выявление объективных законов эволюционного развития изучаемой реальности. Идея эволюции вообще лежит в основе тогдашней новой науки – новой астрономии с ее теорией развития вселенной из первоначальных туманностей (сформулированной еще в 18 веке И.Кантом и П.С.Лапласом); геологических и географических теорий английского ученого Ч.Лайелля и немецкого ученого А.Гумбольдта (доказавших, что поверхность Земли формировалась в результате постепенных изменений, образовавших наслаивающиеся пласты; лингвистики, открывшей процесс эволюции современных европейских языков из древней протоиндоевропейской основы. В биологии идея эволюции привела в 50-х гг. 19 века к фундаментальным открытиям Ч.Дарвина, который в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), эмпирически обосновал эволюционную изменчивость всего живого. Таким образом, естественно-научный эволюционизм оказал сильное влияние на формирующуюся антропологию. В британской социальной антропологии установки эволюционизма побудили ученых рассматривать культурные явления в качестве аналогов биологических видов, а постижение их сущности трактовать преимущественно как изучение их происхождения и эволюционного развития. Эти методологические установки наиболее ярко проявились в творчестве Эдварда Бернетта Тайлора. (Он родился в предместье Лондона. Отец его владел небольшой Процесс эволюции Тейлор выводит из одинаковых повсюду повторяющихся ситуаций и Особое внимание Тайлор уделил происхождению религии, сформулировав теорию анимизма (от лат. Anima –дух, душа), согласно которой религия возникает из веры в духов и душу. Тайлор одним из первых разработал ряд методов этнологического анализа: сравнительно-эволюционный метод, который, по его мнению, позволяет группировать явления культуры по стадиям эволюционного развития. Не передавать через порог. Присесть на дорожку. Это суеверие основано на вере людей в духов, управляющих всем миром. Издавна считалось, что домашние духи цепляются к человеку, мешая ему в пути и стараясь вернуть обратно, а значит хорошей дороги не будет. Присев перед дорогой их можно было ввести в заблуждение — будто никто никуда уже не собирается. Эта примета также связана с запретом на возвращение с пол пути. Духи могут разгневаться, что их обманули, и устроить ещё больше проблем в дороге. Еще среди английских антропологов можно назвать следующие имена ученых, у которых эволюционизм стал основой научной деятельности: Джон Леббок «Доисторические времена», Джон Мак-Леннан «Первобытный брак», Джеймс Джордж Фрэзер «Золотая ветвь». Эволюционизм в культурной антропологии США связан главным образом с деятельностью Льюиса Генри Моргана, который, однако, занимает особое место среди представителей этого направления. Он не ограничился кабинетным анализом фактов, а проводил специальные научные полевые исследования, так как с детства был знаком с жизнью индейцев ирокезов и был даже усыновлен одним из их племен (сенека), а впоследствии совершил немало поездок с научными целями к разным племенам. Морган был адвокатом, и ученым. 40 лет жизни посвятил он исследованию ирокезов и других индейских племен Америки. Еще в молодости он подружился с несколькими ирокезами В своем труде «Древнее общество» он предложил наиболее совершенную для своего времени теорию первобытной общественной организации, в основе которой лежало учение о роде. Значение научного вклада Моргана выходит далеко за пределы его страны и его времени. Его идеи получили широкое распространение и признание в Европе и России. к настоящему времени многие положения учения Моргана устарели (абсолютизация значения рода, неверное отражение взаимосвязи систем родства и брака, ошибочность исторической реконструкции некоторых форм семьи и т.п.), но это не умаляет его заслуг как создателя научных оснований изучения первобытного общества и этнографии ряда народов. В Германии нужно отметить среди этнологов эволюционистов Адольфа Бастиана и Генриха Шурца. Вторая пол 19-нач 20 в. А.Б. – крупный теоретик и организатор науки, путешественник, собравший огромный этнографический материал. В области теории Бастиан ставил перед собой грандиозную задачу создания общей методологии и конкретных методов этнологических исследований, основанных на индуктивном восприятии психологии и философии всего человечества. Все ответы на проблемы истории культуры он искал в умственной предрасположенности человека и взаимодействии с окружающей средой. Мыслительную способность человека он рассматривал как часть его биологической сущности считал, что «духовно-душевная жизнь» подчинена биологическим законам. Согласно учению Бастиана, у каждого народа изначально существовала определенная сумма «элементарных идей», составляющих в совокупности и на более высоком уровне народные идеи. Эти идеи развивались вследствие контактов между народами при постоянном взаимодействии внешних влияний и внутренней реакции на них человека что вело к обогащению (эволюции) культуры. Генрих Шурц в своих трудах исследовал существенные аспекты культуры и ее эволюцию, начиная от первобытной эпохи и до времени возникновения государств. В своей книге «Возрастные классы и мужские союзы» (1902) он первым установил значение возрастной системы в общественной организации, роль тайных мужских союзов у первобытных народов, а также высказал мысль, что доместикация животных произошла как результат игры, забавы. Эволюционисты разделяли в основном позиции историзма, непрерывности развития, однако, наряду с положительными установками «теории развития» содержались и ошибочные положения в области методологии и методики науки. Несостоятельными оказались попытки сравнения социальных институтов без учета различий в ХКТ и многое другое. В результате со временем развернулась широкая критика эволюционистских построений - для доказательства универсальности эволюции сопоставлялись явления, относящиеся к разным историко-культурным и природным условиям, что вело к ненадежным выводам об их социальной значимости. - основной акцент ставился на развитии как движения от более простых состояний общества и культур к более сложным; за пределами внимания оставались другие формы исторических процессов; - выводы глобально-исторического масштаба делались на основании достаточно ограниченного круга явлений (семейно-брачные отношения; термины родства, хозяйственные формы, религиозные представления) и начались поиски иных причин и факторов изменения культурных явлений.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |