КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л2. Эволюция управленческой личности. Современные подходы в менеджменте
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX-XX вв. В своем развитии менеджмент прошел несколько этапов. Школа научного менеджмента. Основателем этой школы был Фредерик Тейлор (1856-1915), американский инженер, разработавший первую целостную концепцию управления, которую в его честь назвали тейлоризмом. Свои идеи он сформулировал в книгах «Управление предприятием» и «Принципы научного управления», которые посвящены научному управлению в четырех областях: нормирование труда, роль менеджеров, отбор и обучение персонала, вознаграждение и принуждение. Основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь цели можно на основе создания научно обоснованных норм выработки, оптимальных приемов и действий. Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте: - научный подход к менеджменту и его принципам; - анализ содержания работы и способов ее выполнения; - нормирование труда; - работа с кадрами (отбор, переквалификация и т.п.). Классическая, или административная, школа управления. Основатель – Анри Файоль (1841-1925), свои взгляды изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916). В деятельности любой организации выделяются следующие стороны: - техническая (т.е. осуществление производственного процесса); - коммерческая (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции); - финансовая (связана с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств); - бухгалтерская (заключается в статистических наблюдениях, инвентаризация, составление балансов); - административная (призвана оказывать воздействие на работников); - защитная (обеспечивает защиту жизни, личности и собственности людей). Файоль выделил 14 основных принципов управления: 1) разделение труда; 2) власть и ответственность; 3) дисциплина; 4) единство распорядительства (единоначалие); 5) единство руководства; 6) подчинение частных интересов общим; 7) вознаграждение по труду; 8) централизация и децентрализация; 9) иерархия руководства; 10) порядок; 11) справедливость; 12) постоянство состава персонала; 13) инициатива; 14) единение персонала (корпоративность). Основной вклад исследователей классической школы управления состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, в изложении основных принципов управления, а также в разработке концепции менеджмента персонала. Школа человеческих отношений. Также называется неоклассической школой (Г.Мюнстерберг, М.Фолетт, Э.Мейо и др.). Принципы тейлоризма не могли удовлетворить потребности развивающегося капитализма: они не учитывали личность человека. Основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. В ходе экспериментов Мейо выявил, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические условия труда. По теории Маслоу, человек имеет множество различных потребностей, которые можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Теория внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудится более эффективно. Представители школы утверждали, что эффективным управление может быть только в том случае, если руководители знают личностные особенности своих подчиненных, их сильные и слабые места. Поведенческая школа. Идеи Р.Лайкерта, Д.Макгрегора, К.Арджикиса, Ф.Герцберга легли в основу школы поведенческих наук, а затем в основу раздела менеджмента – управление персонала. В основе этой концепции лежат представления бихевиоризма – психологического направления, рассматривающего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Этот метод ставил во главу угла раскрытие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, направляя их на службу интересов организации в целом. Дуглас Макгрегор предложил два взгляда на человеческую природу, условно обозначенные им символами «Х» и «У». Положения теории «Х» представляют работников по природе ленивыми, безответственными, требующими непосредственного контроля и не способными трудиться без принуждения. Положения теории «У» представляют работников трудолюбивыми, ответственными, жаждущими одобрения и поддержки. Идеи школы человеческих отношений и поведенческих наук, применяемых в настоящее время: - отношение к работникам организации как к активным человеческим ресурсам; - использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидертсва; - учет роли социальных, возрастных, половых, этнических и других факторов, влияющих на эффективность труда. Количественная школа управления. Концепция школы опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера. Характерная особенность – замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Вклад этой школы заключается в развитии и использовании современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров. Современные научные подходы к менеджменту. Системный подход – метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. Организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Закрытая система имеет четкие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и способна приспосабливаться к ее изменениям в целях успешного функционирования. Ситуационный подход – в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои определенные методы управления. Т.к. на организацию оказывает влияние множество различных факторов (как внешних, так и внутренних), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы управления и научные воззрения исторически предшествующих школ с конкретной ситуацией для достижения цели организации. Управление по целям (результатам) организации. Согласно современному теоретику Питеру Друкеру основывается на следующих принципах: - система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; - каждый руководитель должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; - цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз. Во главу управления ставятся цели организации. Лишь после их выработки можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Концепция «7- S» разработана Э.Атосом, Т.Питерсом и др. «7-S» - это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском начинается с «S»: стратегия, структура, система управления, персонал, квалификация сотрудников, организационные ценности, стиль руководства. Изменение в одной переменной через систему связей оказывает влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними – главная задача современного менеджмента.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |