Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л2. Эволюция управленческой личности. Современные подходы в менеджменте




Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX-XX вв. В своем развитии менеджмент прошел несколько этапов.

Школа научного менеджмента. Основателем этой школы был Фредерик Тейлор (1856-1915), американский инженер, разработавший первую целостную концепцию управления, которую в его честь назвали тейлоризмом. Свои идеи он сформулировал в книгах «Управление предприятием» и «Принципы научного управления», которые посвящены научному управлению в четырех областях: нормирование труда, роль менеджеров, отбор и обучение персонала, вознаграждение и принуждение. Основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь цели можно на основе создания научно обоснованных норм выработки, оптимальных приемов и действий.

Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте:

- научный подход к менеджменту и его принципам;

- анализ содержания работы и способов ее выполнения;

- нормирование труда;

- работа с кадрами (отбор, переквалификация и т.п.).

Классическая, или административная, школа управления. Основатель – Анри Файоль (1841-1925), свои взгляды изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916). В деятельности любой организации выделяются следующие стороны:

- техническая (т.е. осуществление производственного процесса);

- коммерческая (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции);

- финансовая (связана с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств);

- бухгалтерская (заключается в статистических наблюдениях, инвентаризация, составление балансов);

- административная (призвана оказывать воздействие на работников);

- защитная (обеспечивает защиту жизни, личности и собственности людей).

Файоль выделил 14 основных принципов управления:

1) разделение труда;

2) власть и ответственность;

3) дисциплина;

4) единство распорядительства (единоначалие);

5) единство руководства;

6) подчинение частных интересов общим;

7) вознаграждение по труду;

8) централизация и децентрализация;

9) иерархия руководства;

10) порядок;

11) справедливость;

12) постоянство состава персонала;

13) инициатива;

14) единение персонала (корпоративность).

Основной вклад исследователей классической школы управления состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, в изложении основных принципов управления, а также в разработке концепции менеджмента персонала.

Школа человеческих отношений. Также называется неоклассической школой (Г.Мюнстерберг, М.Фолетт, Э.Мейо и др.). Принципы тейлоризма не могли удовлетворить потребности развивающегося капитализма: они не учитывали личность человека. Основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. В ходе экспериментов Мейо выявил, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические условия труда.

По теории Маслоу, человек имеет множество различных потребностей, которые можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Теория внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудится более эффективно.

Представители школы утверждали, что эффективным управление может быть только в том случае, если руководители знают личностные особенности своих подчиненных, их сильные и слабые места.

Поведенческая школа. Идеи Р.Лайкерта, Д.Макгрегора, К.Арджикиса, Ф.Герцберга легли в основу школы поведенческих наук, а затем в основу раздела менеджмента – управление персонала. В основе этой концепции лежат представления бихевиоризма – психологического направления, рассматривающего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Этот метод ставил во главу угла раскрытие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, направляя их на службу интересов организации в целом.

Дуглас Макгрегор предложил два взгляда на человеческую природу, условно обозначенные им символами «Х» и «У». Положения теории «Х» представляют работников по природе ленивыми, безответственными, требующими непосредственного контроля и не способными трудиться без принуждения. Положения теории «У» представляют работников трудолюбивыми, ответственными, жаждущими одобрения и поддержки.

Идеи школы человеческих отношений и поведенческих наук, применяемых в настоящее время:

- отношение к работникам организации как к активным человеческим ресурсам;

- использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидертсва;

- учет роли социальных, возрастных, половых, этнических и других факторов, влияющих на эффективность труда.

Количественная школа управления. Концепция школы опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера. Характерная особенность – замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Вклад этой школы заключается в развитии и использовании современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров.

Современные научные подходы к менеджменту.

Системный подход – метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. Организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Закрытая система имеет четкие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и способна приспосабливаться к ее изменениям в целях успешного функционирования.

Ситуационный подход – в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои определенные методы управления. Т.к. на организацию оказывает влияние множество различных факторов (как внешних, так и внутренних), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации.

Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы управления и научные воззрения исторически предшествующих школ с конкретной ситуацией для достижения цели организации.

Управление по целям (результатам) организации. Согласно современному теоретику Питеру Друкеру основывается на следующих принципах:

- система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;

- каждый руководитель должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей;

- цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.

Во главу управления ставятся цели организации. Лишь после их выработки можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления.

Концепция «7- разработана Э.Атосом, Т.Питерсом и др. «7-S» - это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском начинается с «S»: стратегия, структура, система управления, персонал, квалификация сотрудников, организационные ценности, стиль руководства. Изменение в одной переменной через систему связей оказывает влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними – главная задача современного менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.