КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Н. Кузанского
Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ, богослов и ученый, известный деятель католической Церкви, кардинал. Основное сочинения: «Об ученом незнании», «О неином», «Знающее незнание». Философ выступал в пользу изучения естественных наук иневмешательства теологии в область рационального знания. Согласно, Николаю Кузанскому мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека он ставит очень высоко. Бог присутствует в человеке. Бог присутствует во всем, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел. Он – целое, тогда как Вселенная – часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог «разворачивается» по мере своего воплощения в мир. Истина – всегда процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу. Основные идеи. Ученое незнание не есть отказ от познания мира и бога, оно связано со сложностью и противоречивостью самого процесса познания. Единственным способом постижения Бога является апофатическое, или отрицательное богословие. Ни одно определение Бога не может исчерпать бесконечности и величия божественной природы. Бог – абсолютный максимум (абсолют): он – все, в нем – все, потому что он – «высший предел». «Бог – неиное», принцип бытия и познания. «Неиное» есть наиболее полное выражение «отрицательного» определения Бога: Он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое, ни «ничто». Бог есть «все во всем» и в то же время ничто из всего. Он есть причина и сущность всего сущего, содержит мир в себе. Переход от Бога к миру есть процесс «развертывания» из Бога всего того, что содержится в нем в «свернутом виде». Подобно тому, как линия есть развертывание точки, время – развертывание мгновения («теперь»), движение – развертывание покоя, так и весь мир есть развертывание собственной сущности, «свернутой» в Боге, раскрытие или развитие заключенной в Боге возможности бытия. Материя, ум и природа, будучи проявлением божественной сущности, не исчерпывают ее и не тождественны ей. Поскольку творение есть бытие Бога, то оно – вечность. Земля не есть центр мира, ибо Бог – центр всего в мире. Мир прекрасен и «даже тленность всего земного не есть действительное доказательство недостатка благородства». Красота мира проявляется в универсальной связи всего сущего, выявляет внутреннюю стройность творения. Гармония мира находит свое выражение в человеке – величайшем из божественных творений, в существе, которому суждено познать Бога и созданный им мир. Человек – микрокосм, малый мир. Он «стягивает» в себе всю Вселенную. «Человек есть бог, но не абсолютным образом, ибо он – человек, он содержит в себе Вселенную человечески ограниченным образом». Постижение истины есть процесс движения от ощущений к воображению, рассудку и разуму. Познание начинается с ощущений. Воображение – посредствующая ступень между ощущениями и рассудком. Рассудок (ratio) осмысливает ощущения, но не может идти выше и дальше знания конечного мира вещей. Разум (интеллект) – высшая способность человека, он способен к интуитивному постижению мира. Философия разума – высшее знание сущности вещей и явлений, познание бесконечности. Математизация знания – путь приближения к истине. Н. Кузанский приблизился к учению о бесконечно «малых», к открытию интегрального исчисления. Гражданская тематика "Речи о достоинстве человека" Пико Делла Мирандолы (1463-1499 гг.). В ней он страстно доказывает право каждого человека высказывать свое мнение по философским вопросам без учета возраста и официального положения. Обращаясь к античной и средневековой философии, Мирандола выступал за примирение Аристотеля с Платоном, что практически означало ослабление схоластики и религиозного вероучения. В истории культуры эпохи Возрождения, однако, большую известность приобрел другое сочинение "Государь" - Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Его автор занимал довольно высокий пост в правительстве Флоренции - он был секретарем и в силу этого, а также присущего ему таланта, он сделал очень важные наблюдения политической жизни. В судьбе Макиавелли были драматические моменты - он был обвинен в заговоре против Медичи и даже подвергнут пыткам. Затем последовало удаление от дел, и Макиавелли отдался литературному творчеству; тогда из-под его пера вышли произведения, актуальные до сих пор, и среди них, пожалуй, особо выделяется "Государь". Если у Понтано мы видим идеал государя, то у Макиавелли - это антиидеал, развенчанный идеал, но такой, который выглядит очень реалистично и прагматично. Государь Макиавелли - это реальный политик, действующий по принципу "цель оправдывает средства". Ради блага государства все средства хороши; государь должен сочетать в себе свойства льва и лисицы, символизирующих собой насилие и хитрость, принуждение и коварство. Но интерес государства - не самоцель, он выражает интересы народа. Насилие, таким образом, творится государем от имени народа и во благо его. У государя всегда развязаны руки, его действия всегда оправданы. История дает нам немало примеров того, как наиболее жестокие и деспотические правители прибегали к советам Макиавелли как к классическим наставлениям во все времена, не исключая и наш ХХ век. В политической терминологии утвердился даже термин "макиавеллизм Макиавелли показал, что у политики есть свои собственные принципы и законы, отличные от принципов морали и религии. В новых исторических условиях - конец феодального средневековья, утверждение буржуазного и рационалистического способа жизни и мышления, - по-новому был поставлен и вопрос о роли морали и религии в обществе. Политика как бы заострила этот вопрос, отбросив и мораль, и религию, заявив свое право на то, чтобы стать самостоятельной, самодовлеющей наукой. Стержнем политики стала не мораль, а интересы конкретных людей; актуализировался вопрос о свободной воле человека, способности к его деятельности, направляемой трезвым умом. Отсюда и "спрос" на те личности, которые смогут действовать эффективно именно в этих, новых условиях. Государь Макиавелли - именно такая личность.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |