Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уход от деятельности




Этот синдром складывается у детей, которым не удается реали­зовать присущую им демонстративность. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется тем, что ребенок не получает достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или (чаще) занятостью ро­дителей, не замечающих высокой потребности ребенка во внимании к себе. Уход от деятельности не предполагает наличия какой-либо органической основы.

Основную особенность психологического профиля составляет сочетание демонстративности с тревожностью. В итоге возникает внут­ренний конфликт, так как тревожность становится психологичес­ким препятствием для реализации демонстративности. Этот конф­ликт разрешается благодаря гипертрофированному развитию за­щитного фантазирования. Оно представляет собой своего рода игру, которая совершается не во внешнем, а во внутреннем плане.

Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок «отключается» от внешней активности, избегает участия в занятиях. Внешняя пассивность является основной особенностью его деятельно­сти и обусловливает название синдрома.

Реакция социального окружения, пытающегося «вернуть» ребен­ка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополни­тельно стимулирует его уход в замещающее фантазирование. Та­ким образом замыкается положительная обратная связь, поддер­живающая устойчивость психологического синдрома.

Схема развития ухода от деятельности представлена на рисунке.

.

 

Ребенок с уходом от деятельности как бы отсутствует на заня­тиях, не слышит адресованных ему вопросов и указаний, не вы­полняет заданий. И дело не в его повышенной отвлекаемости. Ре­бенок не сосредоточен на чем-то постороннем, а погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Фантазирование по­зволяет восполнить недостаток внимания. «Игры в уме» становятся средством удовлетворения как игровой потребности, так и потреб­ности во внимании к себе окружающих.

Обычная жизнь для таких детей недостаточно насыщена впе­чатлениями, она кажется им скучной, монотонной. Фантазия пре­доставляет выход из этой обыденности. В мечтах можно слетать в Африку, пережить необычайные приключения, вызвать всеобщее восхищение. Иногда даже создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность. Он рассказывает о каких-либо вымышлен­ных событиях (не столь экстравагантных как полет в Африку), и нередко родители верят его рассказам.

При уходе от деятельности, как правило, не развивается хро­ническая неуспешность. Привыкнув находить удовлетворение в (фантазировании, ребенок обращает мало внимания на свои не­удачи в реальной деятельности. В итоге у него не формируется особо высокий уровень тревожности, хотя некоторое ее повышение не­избежно присутствует (как уже указывалось, тревога и является тем барьером, который мешает ребенку разворачивать демонстратив­ное поведение из-за опасения негативной реакции окружающих).

Уход от деятельности — частая причина жалоб педагогов и родителей. Последних нередко сильно раздражает «лживость», в действительности всего лишь отражающая детские фантазии. Вместе с тем, прогноз развития ребенка при этом синдроме в целом благо­приятен. Привычка к постоянному фантазированию способствует общему умственному развитию. Вместе с тем, загнанная внутрь, нереализуемая потребность во внимании к себе может привести к истероидному развитию лич­ности. Поэтому при сильно выраженном уходе от деятельности этот синдром требует педагогической коррекции.

Основные направления рекомендаций таковы.

Во-первых, активное воображение ребенка надо развернуть во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач.

Во-вторых, в этой реальной продуктивной творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании, танцах, театральной деятельности и т.п.) ему необходимо сразу обеспечить эмоциональ­ное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если при хронической неуспешности не имеет значения, где именно ребенку удастся обеспечить успех, то при уходе от дея­тельности нужна такая сфера, которая удовлетворит, насытит фрустрированную потребность демонстративного ребенка во внима­нии к себе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.