КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект лекції
з дисципліни „ПРОФЕСІЙНА ДІЯЛЬНІСТЬ У СФЕРІ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ” на тему: „ПРИКЛАДНА СПРЯМОВАНІСТЬ ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ ШКОЛЯРІВ” для студентів ОКР – спеціаліст факультету здоров’я людини і фізичного виховання
Зміст: 1. Загальноприкладна фізична підготовка. 2. Фізична підготовка з рекреаційно-спортивними формами фізичного виховання. 3. Прикладна фізична підготовка, що сприяє трудовому навчанню. 4. Прикладна фізична підготовка, що сприяє професійному навчанню. 5. Спортивно-прикладна фізична підготовка. 6. Прикладна фізична підготовка школярів-юнаків.
Література: 1. Горшков В. М. Физическая культура в школе. – 2003. - № 7, 8. 2. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - Монография. М., 1991. - С. 254-260. 3. Физическая культура. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование / Авторский коллектив В. И. Лях и др. - М., 1993.
ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Прикладное направление физического воспитания школьников служит задачам подготовки учащихся к жизнедеятельности. Структура направления физического воспитания выражена методом граф и проявляется следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Задачи направления физического воспитания
В прикладное направление физического воспитания школьников входят: 1. Общеприкладная физическая подготовка. 2. Физическая подготовка рекреационно-спортивной направленности. 3. Прикладная физическая подготовка, способствующая трудовому обучению. 4. Прикладная физическая подготовка, способствующая профессиональному обучению. 5. Спортивно-прикладная физическая подготовка. 6. Прикладная физическая подготовка допризывной школьной молодежи. Прикладное направление физического воспитания должно содействовать реализации целей и решению разнообразных задач физического воспитания школьников: 1. Укрепление здоровья учащихся. 2. Разностороннее физическое развитие. 3. Овладение основами естественных движений человека. 4. Развитие физических качеств. 5. Спортивная подготовка школьников в избранном виде спорта. 6. Подготовка к трудовому обучению и к овладению профессией. 7. Подготовка юношей к срочной и контрактной службе в Российской Армии.
ОБЩЕПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Общеприкладная физическая подготовка направлена на общее физическое развитие школьников, укрепление их здоровья, совершенствование двигательных действий в разных условиях жизни. Средства общеприкладного направления физического воспитания: 1. Естественные, жизненно необходимые движения человека: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, перелезание и их вариации. 2. Преодоление полосы препятствий (разной по трудности выполнения движений). 3. Туризм (как средство и метод физического воспитания) и прогулки на весельных лодках, велосипедах. 4. Обучение плаванию и спасанию утопающих. Прыжки в воду. 5. Разнообразные гимнастические и акробатические упражнения, единоборства. 6. Подвижные и спортивные игры, игры на местности. Коньки, лыжи, санки и др. Результаты общеприкадного направления физического воспитания школьников оцениваются нормативами физической подготовки на основе оценочных таблиц. Приводим примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 7— 10, 11-15, 16-17 лет (табл. 1-4) [1] . Школа должна научить учащихся умениям целесообразно в изменяющихся условиях (дождь, снег, лед, вода, песок) выполнить циклические, ациклические и смешанные движения. Научить школьников метать в цель и на дальность (в физкультурном зале, на местности), обучить плавать разными способами, прыгать в воду, оказывать первую помощь на воде и при случаях травматизма. Выполнять прикладные гимнастические упражнения (лазанье по канату, шесту, горизонтальному тросу), играть в разные подвижные и спортивные игры (на твердом грунте, песке, траве). Рекомендуется включать в занятия танцы, пляски, упражнения ритмической гимнастики, атлетической гимнастики, различные единоборства. По мнению П. Ф. Лесгафта, цель физических упражнений всегда должна состоять в умении владеть своими силами и применять их так, чтобы быстро и без траты лишних сил справляться с каждой физической работой, иначе говоря, чтобы уметь действовать просто и энергично [2] .
Уровень физической подготовленности учащихся 16—17 лет
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА С РЕКРЕАЦИОННО-СПОРТИВНЫМИ ФОРМАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическая подготовка с рекреационно-спортивными формами физического воспитания создает двигательный режим ученика. Школьники привлекаются к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе в школе и дома. Занятия физическими упражнениями включаются в распорядок личного дня ученика и сочетаются с гигиеническими требованиями и приемами закаливания. Спорт при этом выступает как фактор физической тренировки организма.
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ Труд как общественно-значимая потребность человека направлен на самообслуживание индивида, помощь семье по хозяйству (в быту), а также на профессиональную деятельность. Ручной труд в системе образовательной области школы «Труд» предполагает физическую подготовку в двигательных действиях, сходную с трудовыми действиями, а также развитие необходимых физических качеств. При этом следует помнить, что однообразие трудового действия утомляет школьников, односторонне влияет на мышечную систему. Приводим таблицу 5 [3] физического воспитания учащихся, способствующего трудовому обучению.
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Профессионально-прикладная подготовка (ППФП) осуществляется в старших классах школы и направлена на развитие физических качеств, необходимых для конкретной профессиональной работы; изучение и совершенствование двигательных умений, сходных по структуре с трудовыми действиями; целенаправленное совершенствование физиологических функций организма с учетом специфики конкретной профессии; формирование волевых качеств, создающих устойчивое психическое состояние человека в процессе труда. При осуществлении ППФП учитываются температурный фактор окружающей среды (работа в поле, на фабрике, заводе, в мастерских); влажность и подвижность окружающего воздуха; шум в помещении; освещаемость, вибрационные нагрузки; монотонность или динамичность трудовых процессов; преимущественная нагрузка на верхний плечевой пояс, туловище, нижние конечности; амплитуда трудовых действий; фактор утомления; характер восприятия, зрения, слуха. Программу ППФП разрабатывает учитель и реализует ее на уроках физической культуры в режиме дня школьников, на внеклассных занятиях физическими упражнениями, в процессе проведения общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. На уроках физической культуры в содержание учебного процесса включают профессионально-прикладные физические упражнения. Необходимо, чтобы эти упражнения вписывались в урок физической культуры. Могут иметь место и специальные уроки, построенные на материале профессионально-прикладных физических упражнений. В проведение урока включают выполнение учениками специальных, прикладных нормативов. Упражнения ППФП включают в систему домашних заданий. Они вносятся в комплекс утренней гимнастики, физкультурной паузы, в содержание часа здоровья, подвижной перемены. Самостоятельные тренировки школьников, направленные на развитие физических качеств, должны содержать прикладные физические упражнения, с учетом характера овладеваемой профессии. При этом следует не забывать включать в самостоятельные тренировки выполнение требований гигиенического характера, проводить закаливающие мероприятия, овладевать умением правильно дышать при выполнении различных двигательных действий. Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом осуществляются с учетом требований ППФП. Так, отдельные тренировочные занятия в спортивных секциях проводятся сопряженно с приобретаемой учеником профессией. Спортивные секции могут быть организованы по видам спорта, способствующим развитию профессионально значимых двигательных действий и физических качеств. Общешкольная физкультурно-массовая и спортивная работа включает проведение Дней здоровья и спорта с элементами ППФП. Соревнования школьников предусматривают выполнение нормативов профессионально-прикладной физической подготовки. Рекомендуется проведение отдельных соревнований по программе ППФП. Спортивно-физкультурные праздники также могут включать упражнения ППФП и служить пропагандой приобретаемых в школе профессий. Приводим средства и формы физического воспитания, способствующие профессиональному обучению (табл. 6).
Примечание. Упражнения на силу, выносливость проводятся дифференцированно по полу и с учетом физической подготовленности подростков. СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Спортивно-прикладная физическая подготовка способствует приобщению школьников к спорту. Подготовка включает специальные подготовительные упражнения, которые имеют сходство с соревновательной деятельностью. Принято выполнять: 1) спортивно-подготовительные упражнения в зависимости от вида спорта и 2) спортивно-развивающие упражнения в занятиях спортивной секции школы. В результате спортивной подготовки должно быть достигнуто приспособление школьника к тренировочным нагрузкам. Это повысит общую работоспособность учеников, улучшит показатели физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся.
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ-ЮНОШЕЙ Прикладная физическая подготовка юношей в старших классах школы дает возможность: 1) сократить сроки обязательной военной службы; 2) повысить требования к призывнику; 3) способствовать зачислению юношей в профессиональную армию и в военные учебные заведения. Она должна быть приближена к требованиям физической подготовки современного война. Содержание занятий физическими упражнениями включает: нагрузочные тренировки на гимнастических снарядах; преодоление полос препятствий (гимнастических, легкоатлетических, игровых, на воде); физическую подготовку, направленную на высокий уровень развития силы, выносливости, быстроты движений. Это повысит уровень физиологических возможностей организма. Выполнение прикладных упражнений на воздухе закаляет учеников, обучает выполнять двигательные действия в неблагоприятных условиях внешней среды. Позволяет длительно и производительно работать. Приводим упражнения, оптимальные варианты нагрузок [4] и интервалы отдыха между выполнением двигательных действий (табл. 7).
Таблица 7
Программа представляет систему физкультурно-оздоровительной деятельности, которая доступна как для физкультурного зала, так и в условиях спортивной площадки, аллеи парка, лужайки. Она рассчитана на 102 занятия при двухразовых занятиях во внеурочное время в течение учебного года. В программе предусмотрены тестирование уровня физической подготовленности школьников и контрольные упражнения. Приведено планирование учебного процесса на 1, 2, 3, 4 четверти.
Программа может служить основой для физической подготовки юношей к воинской службе. [1] Физическая культура. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. М., 1993. Авторский коллектив В. И. Лях и др.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |