Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление даосизма

Причиной глубоких корней даосизма в китайском (ханьском) обществе является его тесная связь с традиционными народными верованиями. Некоторые учёные связывают сам термин «дао» с встречающимся в древних сочинениях наименованием шаманских практик — «гуй дао» («путь духов», «путь демонов»). Считается даже, что «гуй дао» является одним из первых названий даосизма. Это свидетельствует о древнем глубоком единстве шаманизма и раннего философского даосизма.

Даосизм как религиозная система оформился в период правления династии Восточная Хань, при одном из императоров которой — Шуньди (125—144) даосы пользовались большим покровительством. Особенно выделялся среди них проповедник Чжан Лин, он же Чжан Даолин (34—156), основавший секту «Удоуми дао», что в переводе означает «Путь — пяти мер риса» (сторонники Чжан Даолина платили ему пять мер риса). Приверженцы секты стали почитать древнекитайского философа Лаоцзы как великого учителя, главу учения, а его сочинение «Даодэцзин» признали своим главным каноном. При императоре династии Восточная Хань Линди (167—189) Чжан Цзяо основал новую даосскую секту «Тайпин дао» («Путь великого спокойствия»), священным каноном которой стало сочинение «Тайпин цинлиншу». В 184 Чжан Цзяо возглавил крестьянское восстание «жёлтых повязок», названное так по цвету головных уборов, которые носили его участники. В этом выступлении приняли участие и сторонники секты «Удоуми дао».

В период Южных и Северных династий (IV—VI вв.) продолжалось формирование новых даосских сект. В это время в даосизме произошло деление на две основные ветви: «Путь северных небесных наставников» и «Путь южных небесных наставников», что не в последнюю очередь было связано с регионализмом культурной, экономической и политической жизни Китая и частыми нарушениями государственного единства страны. В эпоху династии Тан (618—906) даосская религия пользовалась большим покровительством. При императоре Сюаньцзуне (712—756) даосские сочинения «Лаоцзы», «Чжуанцзы», «Лецзы» стали именовать «истинными канонами». В каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм. Подобное наблюдалось и в последующее время. Император династии Сун — Чжэньцзун (998—1022) приказал собрать и отредактировать даосские сочинения, составить и переиздать новый «Дао цзан» («Даосский канон») и каталог к нему. Всё это способствовало слиянию различных даосских сект, в том числе южной и северной ветвей даосизма. Императоры монгольской династии Юань (1279—1367) относились к даосам неуважительно. Один из них приказал сжечь все даосские сочинения, кроме «Даодэцзина». При китайской национальной династии Мин (1368—1644) к даосской религии вновь было проявлено внимание, однако в эпоху сменившей её маньчжурской династии Цин (1644—1911) даосизм постепенно перестал играть в духовной жизни китайцев особо важную роль. Понятие «дао» является универсальным в истории китайской традиционной мысли и признавалось представителями самых разных философских школ и направлений. Как рассказывает Сыма Цянь в своих «Исторических записках», при встрече Конфуция и основателя философского даосизма Лаоцзы первый проявил большой интерес к учению последнего, восхитился его глубокой мудростью и познаниями и выразил ему своё уважение.

Согласно традиции, Лаоцзы родился в конце VII в. до н. э. Своё миропонимание он изложил в книге «Даодэцзин», хотя относительно авторства и датировки этой книги ведутся споры. Лаоцзы и его последователи считали «дао» первоосновой природы и общества, великим и всеобщим законом природы. «Дао» существует вне времени и пространства. В китайской традиции «дао» не имеет единственного толкования: оно и путь природы, и смысл жизненного пути, и путь следования этическим нормам. Лаоцзы оказал огромное влияние на развитие китайской философской мысли. Среди самых известных, реально существовавших его последователей Лецзы (V — начало IV вв. до н. э.), Чжуанцзы (около 369—286 до н. э.) — авторы сочинений, названных их именами. Сочинения Лаоцзы, Лецзы, Чжуанцзы и других мудрецов способствовали связи философского даосизма с традиционными верованиями.

На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, начавший проникать в Китай из Индии в первые века нашей эры и достигший там своего наивысшего развития в VI—X вв. В этот период происходит формирование института даосского монашества, впитавшего также традиции местного отшельничества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние конфуцианства на политическую систему Китая | Церковная организация и культ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.