КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономика БССР в первое послевоенное десятилетие (4-5 пятилетки)
Экономика БССР в послевоенные годы (1945 — 1985 гг.)
Международно-политический статус Беларуси после Второй мировой войны изменился. Верховый Совет СССР принял закон, по которому все союзные республики получили право вступать в непосредственные отношения с зарубежными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться консульскими и дипломатическими представительствами. Из всех союзных республик только Беларусь и Украина стали членами ООН, учитывая их вклад в разгром фашизма, огромные людские и материальные потери. 26 июня 1945 г. БССР вместе с другими 50 государствами подписала Устав ООН, ратифицированный Верховным Советом БССР 30 августа 1945 г. Только за 1944-1955 гг. БССР подписала более 30 международных договоров, соглашений и конвенций. БССР стала членом ряда международных организаций: Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза (1947), Всемирной метеорологической организации (1948), Всемирной организации здоровья (1948), Международной организации труда (1954), Организации ООН по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Однако связи БССР с зарубежными странами в первое послевоенное время были незначительны. Их развитию мешали трудности восстановления хозяйства, “холодная война”, политика “закрытости” советского общества, негативного отношения властей ко всем, кто имел контакты с представителями других стран.
Великая Отечественная война и фашистская оккупация принесли белорусскому народу огромные бедствия. Гитлеровцы разрушили и сожгли 209 городов и районных центров, 9 200 деревень, 628 из них – с людьми. Погибло свыше 2,2 млн. человек. Республика лишилась более половины национального богатства. Это составило 75 млрд. рублей, что было равнозначно 35 ее бюджетам 1940 г. На помощь Беларуси пришли союзные республики. В 1944 г. советское правительство ассигновало на восстановление хозяйства БССР 490,7 млн. рублей, в 1945 г. – 1200 млн. рублей. В 1944 – первой половине 1945 гг. БССР получила 37 металлообрабатывающих заводов, полные комплекты оборудования для автомобильного, велосипедного и инструментального заводов в Минске, стеклозаводов в Витебске, Гомеле и Минске, для Могилевской фабрики искусственного волокна, Оршанского льнокомбината и д р. Тысячи специалистов народного хозяйства прибыли из России, Украины и других республик. В свою очередь, тысячи юношей и девушек из Беларуси ехали на лесозаготовки, строительство, восстанавливали рудники и шахты. К июлю 1945 г. в республике было восстановлено более 8 тыс. промышленных предприятий, мастерских, артелей. К февралю 1946 г. было восстановлено более 10 тыс. км. железных дорог, 1735 мостов. Со второго полугодия 1944 г. стали работать 72 электростанции. Тем не менее, в сентябре 1946г., когда был принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития Народного хозяйства БССР на 1946-1950 гг., экономика республики находилась в тяжелейшем состоянии. Ее промышленность в 1945 г. произвела только 20% довоенного объема промышленности. Население остро нуждалось в жилье, одежде, обуви, предметах первой необходимости. Не хватало рабочих рук. Народ республики работал с большим энтузиазмом. Его усилиями к концу 1950 г. промышленность БССР по объему валовой продукции превысила довоенной уровень на 15%, причем в Западных областях Беларуси почти в 2 раза. Производство металлорежущих станков увеличилось в 23,7 раза и составило около 7% их общесоюзного выпуска. Ведущей отраслью промышленности становилось машиностроение. В 1950г. автозавод дал народному хозяйству около 2,4 тыс. автомобилей, велосипедный выпустил 70 тыс. велосипедов, тракторный – первые 36 машин. Увеличилось производство строительных материалов, расширилась энергетическая мощность. В 1950 г. выработка электроэнергии превысила довоенный уровень на 47%. За годы четвертой пятилетки численность рабочих и служащих увеличилась с 610 до 1038 тыс., достигнув 91% довоенной. Из них 346 тыс. работало в промышленности, 67 тыс. – в строительстве, 141 тыс. – на транспорте и в связи, 124 тыс. – в просвещении и культуре, 90 тыс. – в торговле, 66 тыс. – в сельском хозяйстве. На заводах и фабриках трудилось 20 тыс. инженерно-технических работников. В пятой пятилетке (1951-1955) в Беларуси вошло в строй 150 крупных промышленных предприятий и более 200 средних и мелких. В их числе были Минские подшипниковый и часовой заводы, радиозавод, завод отопительного оборудования, камвольный комбинат, завод швейных машин в Орше, Витебская шелкоткацкая фабрика и др. За годы пятилетки валовой объем промышленной продукции увеличился более чем в два раза, при этом продолжался преимущественный рост тяжелой индустрии. Производство грузовых автомобилей увеличилось в 5,4 раза, металлообрабатывающих станков – в 2,4 раза, электроэнергии – в 2,5 раза. В определенной мере было преодолено отставание в легкой и пищевой промышленности, допущенное в четвертой пятилетке. Выпуск хлопчатобумажных и шелковых тканей вырос в 2 раза, шерстяных тканей и чулочно-носочных изделий – в 2,6 раза, кожаной обуви – в 1,7 раза. В 1955 г. на душу населения было произведено почти вдвое больше товаров народного потребления, чем в 1950 г. Однако уже в это время на эффективности экономического развития отрицательно сказывались чрезмерная централизация руководства, игнорирование хозрасчета, использование административно-командных, приказных методов руководства. Более сложным и противоречивым явилось восстановление сельскохозяйственного производства. За годы оккупации пришли в негодность и запустение сотни тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, резко сократилось поголовье скота. Сельское население за годы войны значительно сократилось. Сотни тысяч сельчан погибли, многие были угнаны в Германию. В 1944-1945 гг. боле 80 тыс. лиц гражданского населения и 180 тыс. партизан было мобилизовано в армию. В результате в сельском хозяйстве работали практически только женщины, подростки и старики. К весеннему севу 1946 г. не хватало семян, минеральных удобрений, инвентаря и машин. Из-за нехватки лошадей и тракторов в качестве тягловой силы использовались коровы. В плуг запрягались даже люди – по 3-4 женщины, дети. Правительство принимало меры по материально-техническому укреплению сельского хозяйства. За три послевоенных года колхозы БССР получили 160 тыс. т. зерна, 122 тыс. лошадей, 113 тыс. голов крупного рогатого скота и др. В 1948 г. Совет Министров СССР принял решение о мерах помощи сельскому хозяйству Беларуси, на основании которого республика получила 3 тыс. тракторов, 200 комбайнов, 2 тыс. тракторных плугов и др. Принимались и административные меры. За нарушение Устава сельхозартели было привлечено к уголовной ответственности 420 партийных, советских и хозяйственных работников. Определенные надежды возлагались на укрупнение колхозов. В годы четвертой пятилетки началось проведение коллективизации в Западных районах Беларуси, однако она шла медленно. Крестьяне неохотно вступали в колхозы. Коллективизация осуществлялась методами администрирования, принуждения, угрозы “раскулачивания”. После сентябрьского (1949 г.) Пленума ЦК КП(б)Б и постановления ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР от 30 марта 1950 г. “О серьезных недостатках в колхозном строительстве Западных областей БССР” коллективизация начала проводиться форсированными темпами. В 1950 г. в колхозах насчитывалось уже 84% крестьянских хозяйств. В целом коллективизация в Западных областях Беларуси завершилась к 1952 г. Несмотря на некоторые успехи, сельское хозяйство Беларуси по ряду важных отраслей не справилось с заданиями четвертой пятилетки. По сравнению с довоенным уровнем, в 1950 г. посевные площади составляли 99,3%, поголовье крупного рогатого скота – 96,5%, лошадей – 62%, свиней –64,7%. Имелось много экономически слабых хозяйств, которые получали низкие урожаи, отставали в развитии животноводства, отличались чрезвычайно низкой оплатой труда. Сложные задачи перед сельским хозяйством стояли в начале 50-х годов. В этот период наметилось снижение темпов развития сельскохозяйственного производства. Главная причина этого коренилась в недостаточности финансирования, проведении жесткой налоговой политики. Основные средства направлялись на развитие промышленности. Со сменой руководства СССР в 1953 г. были сделаны попытки улучшить ситуацию в сельском хозяйстве. Увеличилось производство сельскохозяйственной техники, были списаны задолженности с колхозов, колхозы были укреплены кадрами специалистов, изменился порядок планирования. Вместо централизованного задания, когда колхозам и совхозам определялись планы сева в гектарах и по отдельным культурам, содержания скота по видам и количеству голов и т.д., устанавливался только общий объем продаж государству продукции. Это способствовало расширению самостоятельности, развязыванию инициативы колхозов и совхозов для более рационального ведения хозяйства. К концу пятилетки сельское хозяйство заметно окрепло. Вместе с тем многие колхозы оставались экономически слабыми. Восстановление народного хозяйства дало возможность несколько улучшить материальное благосостояние народа. Этому способствовала отмена карточной системы в декабре 1947 г., некоторое увеличение доходов трудящихся. В начале 50-х годов завершилось переселение сельских жителей, потерявших жилье в годы войны, из землянок в дома. За годы четвертой пятилетки было построено 4247 тыс. кв. м. жилья в городах и 290,3 тыс. домов в сельской местности. В августе 1953 г. были снижены размеры налога с приусадебных хозяйств колхозников. 2.2. Развитие промышленности и сельского хозяйства БССР в середине 50-х – середине 80-х гг. В середине 50-х гг. в мире началась научно-техническая революция, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов и т.д. Эти процессы затронули и экономику Беларуси. На основе решений июльского (1955) Пленума ЦК КПСС в шестой пятилетке (1956-1960) в республике ускоренными темпами развивалось машиностроение, энергетика, происходило внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники. За 1955-1958 гг. на предприятиях республики было установлено около 200 поточных линий, освоен выпуск почти 300 новых типов станков. Минский автомобильный завод начал выпуск 25-тонных самосвалов. На Могилевском металлургическом заводе в 1957 г. был выпущен первый белорусский прокат. Новая продукция появилась на многих других предприятиях. Происходили изменения в управлении промышленностью. Вместо отраслевых министерств были созданы совнархозы, которые руководили промышленностью по территориям (1957). В Беларуси был создан один совнархоз. Совнархозы создавались дляукреплениягоризонтальных связей между предприятиями и преодоления свермонополизации и сверхцентрализации. В БССР эта реформа облегчила развитие местной, но усложнила развитие тяжелой промышленности. После решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, который определил меры по экономическому укреплению сельского хозяйства, повышению самостоятельности колхозов и совхозов, материальной заинтересованности крестьян, несколько улучшилось состояние сельского хозяйства. Укрепилась экономика колхозов и совхозов, росло производство сельхозпродукции. В 1958 г. машино-тракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Техника МТС была продана колхозам, что повысило эффективность ее использования. ликвидировало обезличивание и двоевластие на земле. В силу ряда причин шестая пятилетка не была доведена до конца. Последние два года шестой пятилетки объединялись со следующей, и в результате был принят семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965). Аналогичным планом по БССР предусматривалось увеличение объема промышленной продукции на 80%. В годы семилетки в республике ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Была введена в строй Березовская электростанция, что дало возможность создать единую Белорусскую энергосистему. Вступили в строй Первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотнотуковый, Полоцкий нефтеперерабатывающий заводы и др. Несмотря на то, что промышленность в целом справилась с заданиями семилетки, негативных явлений избежать не удалось. Значительное количество предприятий выпускало продукцию устаревших образцов. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности, снизилась производительность труда. Не оправдали себя попытки перестройки промышленности по территориальному принципу. В начале 60-х гг. началось снижение производства сельскохозяйственной продукции. Не дала положительных результатов и реорганизация МТС, в результате которой колхозы оказались в больших долгах у государства. Появился дефицит не только промышленных товаров, но и сельскохозяйственных продуктов. Страна стала закупать зерно за границей. Стало очевидным, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. В середине 60-х годов были проведены экономические реформы. В промышленности вернулись к отраслевому принципу руководства. В Беларуси вместо одного совнархоза было создано 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских. Предусматривалось расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Сократилось количество утверждаемых “сверху” плановых показателей (вместо 109 только 9). Предприятиям разрешалось распоряжаться частью полученной ими прибыли. Создавались три фонда: развития производства и усовершенствования техники, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Деятельность предприятий оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции. В сельском хозяйстве предусматривались меры по росту капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, увеличению поставок техники колхозам и совхозам, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию более чем на 50%. Доводились стабильные планы закупок сельскохозяйственной продукции, которые не должны были пересматриваться каждый год. Была списана задолженность за купленную технику, уменьшены налоговые обязательства колхозов перед государством. Реформы середины 60-х гг. дали определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Беларуси. Это нашло отражение в выполнении восьмого пятилетнего плана (8 пятилетка 1966-1970). Объем промышленной продукции увеличился в 1,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45%. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель. В целом реформы 60-х гг. не достигли цели и к началу 70-х гг. были фактически прекращены. Отрицательную роль здесь сыграли приверженность руководства командно-административному стилю, недоверие к экономическим методам управления. Но ситуация в эти годы в Беларуси не была еще критической. Основные причины провала реформы: · существующая политическая система, авторитаризм тормозили все новое, прогрессивное в обществе; · в радикальных экономических преобразованиях не был заинтересован огромный бюрократический аппарат; · основной части тогдашнего высшего руководства был чужд дух реформаторства, перемен. За 1970-1985 гг. было введено в действие более 186 промышленных предприятий. Продолжалась концентрация производства. В 1980 г. в Беларуси действовало около 200 производственных и научно-производственных объединений. Вместе с тем, в 70-80-е гг. экономика Беларуси, как и в целом СССР, стала снижать темпы роста. В 1982 г. среднегодовой прирост национального дохода составил 3,4%. Научно-технический прогресс затронул в первую очередь оборонную промышленность. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным. Увеличилось отставание технического уровня Беларуси от уровня промышленно развитых стран. Противоречиво развивалось и сельское хозяйство Беларуси. С одной стороны, шло укрепление его материально-технической базы, а с другой – снижались темпы развития сельскохозяйственного производства. Росло количество нерентабельных хозяйств. Этому способствовал рост стоимости техники, отчуждение крестьянина от средств производства, низкая заработная плата, плохие социально-культурные условия и т. д. Все это привело к оттоку мужского населения в города, “старению” деревни. Не дали результатов и решения майского Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе. Несмотря на то, что изменилась система управления сельским хозяйством, что создавались агропромышленные комплексы, что в сельское хозяйство вкладывались огромные средства - аграрная проблема осталась нерешенной. Таким образом, командно-административные методы руководства экономикой к середине 80-х гг. себя изжили. Настала необходимость глубоких социально-экономических и политических реформ.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |