Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В долгосрочном периоде

РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ

Как мы знаем из предыдущей темы, в долгосрочном периоде (когда постоянные затраты отсутствуют, возможности увеличения объемов производства и бюджета предприятия не ограничены, предприятие может увеличивать свои размеры и масштабы использования всех ресурсов) действует эффект отдачи от масштаба.

Эффект отдачи от масштаба (large scale return) – нелинейная и неоднозначная зависимость средних затрат фирмы (в денежном, а не натуральном измерении) от объемов производства в длительном периоде. Эффект отдачи от масштаба является ключевым понятием при максимизации прибыли в долгосрочном периоде и поиске оптимального масштаба фирмы.

Отдача от масштаба производства складывается из четырех составляющих, часто именуемых динамическими факторами (долгосрочных) издержек.

1. Технологическая отдача от масштаба (technological large scale return), «внутренняя экономичность» – степень увеличения физических объемов производства при изменении всех производственных факторов в долгосрочном периоде. Если в целом эффект отдачи от масштаба имеет денежное измерение, то технологическая отдача измеряется в натуральных единицах (в расходе ресурсов на единицу продукции в физическом измерении). Технологическая отдача от масштаба и ее экономическая природа подробно описана в предыдущей теме (тема 5).

При анализе отдачи от масштаба технологическая отдача имеет первоочередное значение. Именно переменчивость технологической отдачи в первую очередь объясняет изменчивую динамику долгосрочных средних издержек.

2. «Внешняя экономичность» – имеет не технологический, а коммерческий характер. Обусловлена возможностью получения оптовых скидок от поставщиков (с ростом объемов закупок ресурсов) и другими схожими факторами.

3. Экономия на разнообразии (экономия от совмещения производства) – строго говоря, является специфической разновидностью технологической отдачи от масштаба, но поскольку наблюдается не всегда, то выделяется отдельно.

4. Наличие внутренних трансакционных издержек (издержки бюрократизации и т.д.).

В совокупности именно эти факторы объясняют эффект отдачи от масштаба производства. Возрастающая отдача от масштаба обычно сменяется постоянной отдачей, а затем – убывающей отдачей (что связано, в частности, с трудностями управления крупным производством). Соответственно с ростом объемов производства средние издержки сначала уменьшаются, затем стабилизируются на минимальном уровне, а далее начинают расти. Поэтому график средних затрат фирмы в долгосрочном периоде (long–run average costs, LAC) будет выглядеть следующим образом (рисунок 13).

 

 

 

Рис. 13. Классический вид кривой LAC

 

На первом участке рис. 13, где Q < Q1, имеет место возрастающая отдача от масштаба, соответственно LAC уменьшаются. На втором участке, где Q1QQ2 , – постоянная отдача от масштаба (LAC неизменны и достигли своего минимального значения). На третьем участке, где Q2 < Q, – убывающая отдача от масштаба (LAC увеличиваются).

Минимально эффективный масштаб производства (MES – minimal effective scale of production) – тот наименьший объем производства, при котором фирма достигает минимума средних общих затрат в долгосрочном периоде. Он соответствует выпуску Q1.

Максимально эффективный масштаб производства (maximal effective scale of production) – наибольший объем производства, при котором сохраняется минимум средних общих затрат в долгосрочном периоде. Он соответствует выпуску Q2. В пределах выпуска Q1QQ2 фирма достигает своих оптимальных размеров.

Теперь зададимся вопросом: является ли равновесие, установившееся в отрасли в краткосрочном (коротком) периоде, стабильным? Нет, и вот почему.

Во первых, в длительном (долгосрочном) периоде нет постоянных затрат, все применяемые в производстве ресурсы и все соответствующие затраты являются переменными (по определению долгосрочного периода). Кроме того, совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Следовательно, линии средних и предельных затрат всех фирм данной отрасли будут идентичны.

 

 

Рис. 14. Равновесие отрасли (а) и отдельных фирм (б) на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

 

Во вторых, примем во внимание, что вход на рынок совершенной конкуренции и выход с этого рынка открыты для всех фирм, поэтому в долгосрочном периоде количество фирм в отрасли может измениться. Как следствие может меняться цена. Если минимум средних затрат фирмы окажется выше сложившейся на рынке цены (Р 1 на рис. 14, а), то часть фирм покинет рынок, отраслевое предложение уменьшится, что приведет к повышению цены. Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены (Р 2), то фирмы данной отрасли получают положительную экономическую прибыль (сверхприбыль) и это будет стимулом для других фирм к переходу в данную отрасль. Вследствие этого отраслевое предложение повысится, а цена упадет.

Равновесие отрасли в длительном периоде установится только тогда, когда цена совпадет с минимумом средних затрат. Когда цена установится на уровне PL, процесс приспособления предложения к спросу закончится и цена стабилизируется. Причины:

· во первых, фирмы достигли оптимальных размеров своих производственных мощностей (LMCi = LACi) и оптимального объема выпуска LMCi = РL);

· во вторых, отрасль не будет привлекать капитал из других отраслей, так как при сложившейся цене в ней уже не образуется сверхприбыль (РL = LACi).

Таким образом, равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде приобретает вид:

РL = MR = LMС = LАСminimum (15).

При этом экономическая прибыль равна нулю. Есть только положительная бухгалтерская прибыль, которая равна величине неявных издержек (включая нормальную прибыль).

Таким образом, в долгосрочном периоде у фирмы только одно равновесное состояние. Ее индивидуальная кривая рыночного предложения представлена точкой минимума LAC.

Однако при достижении долговременного отраслевого равновесия равенство (15) можно расширить:

SMCi = SACi = LMCi = LACi = РL. (16).

В этом легко убедиться, взглянув на рис. 15:


Рис. 15. Равновесно фирмы в условиях совершенной конкуренции

в долгосрочном периоде

 

Фирма, которая создала бы производственные мощности, отличные от представленных семейством кривых АТC 2, 2, оказалась бы убыточной.

Итак, при данной технике производства на рынке совершенной конкуренции цена товара тяготеет к минимальным средним затратам длительного периода. А это в свою очередь означает, что при достижении отраслевого равновесия длительного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю.

В правильности этого вывода можно усомниться: ведь отдельные фирмы могут использовать уникальные факторы производства, как-то: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и времени, и друг.

Действительно, расходы ресурсов на единицу продукции у конкурирующих фирм могут различаться, но экономические затраты при этом у них будут одинаковыми. Последнее объясняется тем, что в условиях совершенной конкуренции на рынке факторов фирма сможет приобрести фактор, обладающий повышенной производительностью, если заплатит за него цену, поднимающую затраты фирмы до общего уровня в отрасли. В противном случае этот фактор перекупит конкурент.

Если же фирма уже располагает уникальными ресурсами и конкурент их не перекупит, тем не менее повышенная цена должна быть учтена в составе альтернативных затрат, потому что по такой цене ресурс можно было бы продать.

До сих пор мы исследовали, как влияют на рыночную цену изменения, происходящие на стороне предложения. Однако в длительном периоде может измениться и спрос на продукцию отрасли. Рассмотрим последствия этого изменения на рисунке 16.


Рис. 16. Линия предложения отрасли при совершенной конкуренции в долгосрочном периоде при постоянных ценах на факторы производства

 

Если после достижения равновесия отраслевой спрос возрастет (сдвиг D 0) → D 1), то вначале (в коротком периоде) цена поднимется с PL до P 1. При такой цене фирмы станут получать сверхприбыль, что приведет к увеличению предложения в отрасли как за счет расширения производства в отдельных фирмах, так и вследствие прихода новых фирм (на рис. 6 это отразится сдвигом S 0) → S 1). В результате цена снова снизится до PL, так как именно этой величине равен минимум LAC, фирм при данной технологии. Если же спрос сократится (D 0D 1), то фирмы будут вынуждены снизить объемы производства, а часть из них уйдет из отрасли. Отраслевое равновесие переместится из точки E 0 в точку Е 3. При цене P 2 фирмы окажутся в «предельном» или даже в «запредельном» положении. Некоторые фирмы станут закрываться и переходить в другие отрасли. Рыночное предложение сократится (сдвиг), и цена возрастет с Р 2 до РL.

Если соединить все возможные точки равновесия отрасли в длительном периоде при различных сочетаниях совокупного спроса и совокупного предложения (на рис. 16 это точки Е 4, Е 0, E 2), то образуется линия предложения отрасли в длительном периоде SL.

 

 

Рис. 17. Линия предложения отрасли при совершенной конкуренции в длительном периоде при растущих (а) и снижающихся (б) по мере расширения производства ценах на факторы производства

 

Поскольку мы предположили цены на факторы производства неизменными, линия SL проходит параллельно оси абсцисс. Это имеет место не всегда. Увеличивающийся по мере расширения производства благ отраслевой спрос на факторы может привести к их подорожанию. Тогда у фирмы возрастут затраты (сдвинется вверх семейство кривых, показанных на рис. 15) и равновесие отрасли установится при более высокой цене (рис. 17, а).

Иногда по мере увеличения объема используемого фактора производства его цена снижается. Тогда с расширением производства в отрасли может снижаться минимум средних затрат у отдельных фирм. В таких условиях рост отраслевого спроса вызовет в длительном периоде не только увеличение объема предложения, но и снижение равновесной цены (рис. 17, б).

Обратим также внимание на то, что характер изменения кривой средних затрат фирмы в длительном периоде (LAC) определяет число фирм, работающих в отрасли. При U образной кривой LАС каждая из фирм в длительном периоде выйдет на свой технически оптимальный объем выпуска и общее число фирм в отрасли однозначно определится объемом рыночного спроса при цене, равной LAC.

Пусть, например, минимум LAC, равный рыночной цене, достигается при объеме выпуска фирмы, равном 10 единицам, а объем спроса при этой же цене равен 1000. Значит, на рынке будет действовать 1000: 10 = 100 фирм.

Если средние затраты фирмы в длительном периоде не зависят от объема выпуска, то число фирм в отрасли нельзя определить однозначно. Для удовлетворения отраслевого спроса, например в 1000 единиц продукции, могут работать либо 1000 фирм, каждая из которых производит по одной единице, либо 10 фирм с производством 100 единиц у каждой. Возможны и другие комбинации числа фирм и объемов выпуска каждой из них.

Итак, в условиях совершенной конкуренции:

а) равновесная цена установится на уровне минимальных средних затрат длительного периода;

б) число фирм, функционирующих в отрасли в длительном периоде, определяется кривой затрат длительного периода и кривой спроса;

в) с изменением спроса на продукцию отрасли равновесная цена может остаться неизменной, снизиться или возрасти в зависимости от того, как при этом изменяются цены на факторы производства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как уже указывалось, чистая (совершенная) конкуренция достаточно редко встречается в действительности. Немногочисленные примеры: фондовый рынок (особенно для «голубых фишек» – высоколиквидных активно торгуемых эмиссионных ценных бумаг), биржевые товарные рынки, розничные валютные рынки в мегаполисах. Мало того, чистую (совершенную) конкуренцию нельзя считать идеалом – ведь она имеет силу только для однородных товаров (услуг) массового спроса и не предполагает глубокую сегментацию рынка для удовлетворения специфических потребностей отдельных групп покупателей. Ее достоинства – в другом:

· она делает покупателя «королем», полностью экономически (не юридически, конечно) подчиняет производителей потребителям;

· модель чистой (совершенной) конкуренции относительно проста и является необходимой отправной точкой для исследования различных форм несовершенной конкуренции (гораздо чаще встречающихся на практике).

Особенности экономического поведения фирм и максимизации ими прибыли при различных формах несовершенной конкуренции будут рассмотрены в следующей теме.

 

Литература:

1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для ВУЗов / Пер. с англ. под ред. Н.Л. Фроловой. – М.: 2005.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т.т./Общая редакция В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2004.

3. Манаков А. Лесные торги в контексте современной теории аукционов // Вопросы экономики. 2007. № 3.

4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт, 2003.

5. Экономика фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Хейне Пол, Боуттке Питер Дж., Причитко Дэвид Л. Экономический образ мышления. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интенсивная технология возделывания | Ответственности. Понятие и основания международно-правовой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.