Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История иудаизма




Иудаизм с течением времени претерпевал существенные изменения и, хотя эта религия возникла задолго до Рождества Христова, под иудаизмом правильно следует понимать веру еврейского народа на протяжении последних двух тысяч лет.

Родоначальником еврейского народа считается Авраам. Однажды Авраам услышал голос Бога: «Пойди из земли твоей, от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе, и Я произведу из тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие, 12:1 — 3). Авраам откликнулся и всегда был послушен Богу, и Бог выполнял Свои обещания.

Авраам передал опыт богообщения своим потомкам, из которых в действительности возник народ, хранивший веру Авраама. Эта вера была тогда единственной в мире монотеистической (μόνος — один, θεός — Бог) религией, то есть такой, в которой поклонялись Единому Богу, Личности, Творцу мира. После того как Израиль через Моисея на горе Синай принял Завет (Десять заповедей), заключив с Богом союз взаимной верности, он стал называться «народом Божиим».

История отношений еврейского народа с Богом и откровения Божии через пророков запечатлевались в течение веков в священных книгах, составивших Ветхий Завет. В иудаизме эти книги называются Танах и делятся на Закон (Тора), Пророки и Писания.

В Ветхом Завете рассказывается, что потомки Авраама оказались в рабстве у египтян. Бог повелел Моисею вывести народ из рабства и привести в ту землю, которую Он обещал потомкам Авраама. По пути из Египта в землю обетованную (то есть обещанную) народу был дан Закон. В новой земле первоначально Сам Бог был правителем своего народа. Но народ, по мере оскудения в нем веры, захотел иметь над собой обыкновенного земного царя, по подобию устройства соседних царств. Третий по счету царь, Соломон, построил в Иерусалиме Храм, и богослужение совершалось только там. Основной формой богослужения были жертвоприношения животных.

Вавилонский царь Навуходоносор (604 — 562 до Р.Х.) разрушил Иерусалимский Храм и увел еврейский народ в плен. В годы Вави­лонского плена, когда израильтяне потеряли возможность собираться в храме Соломона для служения Богу, им осталось лишь ис­полнять главные заповеди Ветхого Завета. После 538 года до Р.Х., когда персидский царь Кир разрешил им вернуться на родину, они построили новый Храм на месте разрушенного. В IV веке до Р.Х. израильтяне были завоеваны греками, а в I веке до Р.Х. — римлянами.

В I веке по Р.[ождеству] Х.[ристову] среди евреев были чрезвычайно сильны мессианские ожидания. Они надеялись на пришествие Мессии как земного царя, который восстановит могущество их народа. Поэтому иудеи и отвергли Иисуса Христа, Царство Которого «не от мира сего» (Иоанн, 18:36).

Через 37 лет после Распятия Христа римский полководец Тит разрушил Храм, и еврейский народ рассеялся по всему миру.

История еврейского народа тесно связана с религиозными изменениями в отношении к Ветхому завету как источнику Божественного Откровения. Начиная с конца вавилонского пленения евреев (VI в. до Р.Х.) на их религиозную традицию оказывают влияние такие идеологические системы, как дуализм персидских религий, эллинистическая философия и др. В эпоху эллинизма Александрия была одним из основных центров иудейской учености. Филон Александрийский, соединивший иудейскую веру с греческой философией, становится выдающимся иудейским философом.

В иудаизме возникает фигура фарисея (отделенного) — учителя мудрости и наставника в исполнении религиозных правил. Разрушение последнего иерусалимского Храма в 70 г. по Р.Х. стало окончательным переходом к раввинистическому иудаизму, который выражается, прежде всего, в совместной молитве в синагоге (молитвенном доме собраний) и изучении текста Торы под руководством раввинов и законоучителей. Иудейская молитва отныне пронизана надеждой на восстановление храма и возвеличивание евреев как «избранного народа» под властью царя-мессии в государстве со справедливым политическим устройством. Молитва рассматривается как духовное замещение жертвоприношений во временно несуществующем ныне храме.

Формируется система детализированных комментариев к Ветхому Завету, направленных на регламентацию повседневной жизни евреев «в соответствии с Торой». Сначала возникла Мишна — сборник законов и нормативных правил, имеющий статус сакрального текста. В IV —V веках по Р.Х. появились иерусалимский и вавилонский Талмуды, представляющие собой обширные детализированные толкования к Мишне. В последующие века комментаторская работа раввинов не прекращалась. Она имела отправной точкой признание Торы не всеобъемлющим текстом, но нуждающимся в дополнительном истолковании «посвященных». Была также поставлена задача оградить жизнь каждого иудея множеством регламентаций (613), вместе называемых Галаха, чтобы обеспечить неукоснительное исполнение Закона Моисеева и предотвратить смешение евреев с народами, в среде которых они жили. Основными требованиями являются соблюдение субботы — посвященного Богу дня отдыха и молитвы, обрезания — символа союза евреев с Богом, потребления «чистой пищи» (кашрут) и др. Следование правилам Галахи стало рассматриваться как образец благочестия. Деятельность толкователей-масоретов в VII — XI веков привела к появлению раввинистической Библии, также включающей в себя многочисленные комментарии и разъяснения.

В средние века наибольший подъем иудаизм пережил в Испании. Известным представителем иудаизма того времени был Моше бен Маймон, или Маймонид (1135— 1204), который развил иудейскую религиозную мысль на основании философии Аристотеля.

Под влиянием Маймонида формируется понятие о двух уровнях смысла в тексте Танаха: буквальном — для большинства и философском — для избранных. Постепенно раввины пришли к идее тайных смыслов, сокрытых в Торе. Разрабатывались различные способы проникновения в «тайны Торы» через медитацию и разного рода магические приемы, объединенные в оккультном учении каббалы. Каббала являет собою смесь иудаизма с гностицизмом и неоплатонизмом, ее главный сакральный текст — книга Зохар, опубликованная в Португалии в XIII веке, представляет собою пример отхода иудаизма от монотеизма. В книге Зохар излагается пантеистическое учение о мире как эманации Божества.

После XV века, когда испанская инквизиция устроила гонения на евреев, многие из них переселились в Османскую империю, Италию, Германию, Польшу и другие европейские страны. К началу XX века большинство евреев проживало в Российской империи.

В XVIII веке на территории Польши и Украины среди евреев возникает движение «благочестивых» — хасидов. Они противопоставляли исполнению закона и изучению Талмуда восторженную молитву и служение ближнему. В хасидизме важная роль отводилась харизматическим учителям цадикам (праведникам), которые претендовали на роль посредников между верующими и Богом.

В 1897 году Теодор Герцль организовал первый сионистский съезд, написал книгу «Государство евреев», став, таким образом, отцом сионизма. 14 мая 1947 года, после зверств нацизма и уничтожения гитлеровским фашизмом миллионов евреев, было провозглашено независимое государство Израиль. Сионизм преследует цель объединения всех евреев вокруг Израиля. Это новое государство во многих отношениях не является светским: значительная часть жизни граждан, рождение, брак, смерть и др., находится под контролем раввината. В Израиле была дана возможность для развития всех религиозных течений, которые появились в диаспоре (Диаспора — поселение народностей вне их исторической родины.), как ортодоксальных, так и реформаторских. Реформаторское течение возникло у американских евреев. Оно стремится приспособить иудаизм к нормам западной современной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.