Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Диалектика как теория и метод

  1. Понятие диалектики. Историческое развитие диалектики.
  2. Диалектика и метафизика.
  3. Законы, принципы и категории диалектики.
  4. Альтернативы диалектики: метафизика, синергетика.

1. Понятие диалектики. Историческое развитие диалектики.

Человек воспринимает мир как комплекс ощущений, получая сведения о мире. Однако чем является мир? Можем ли мы воспринимать мир как единство? И если мир представляет собой единство, то какие свойства мира? Является ли он упорядоченным, или напротив – хаотичным?

Комплекс этих вопросов занимал мыслителей с древности. Наблюдая природные явления, люди выявляли определенные закономерности. Эти закономерности и стали основанием для поисков более фундаментальных поисков – поисков законов природы, открытием которых и занимается наука. Однако сама уверенность в существовании законов природы – это уверенность в том, что мир является упорядоченным единством, а законы выражают наличный порядок.

Однако как соотносится в мире порядок и хаос? В истории человечества был выдвинут ряд объяснительных концепций. Так в авраамических религиях порядок рассматривают как создание Бога, а беспорядок - Диавола. И наглядным подтверждением тому служит упорядоченное движение планет: этот порядок вечен, поскольку на небе властвует Бог. На земле же "враг человеческий" вмешивается в ход событий, отсюда происходит беспорядок.

С развитием новоевропейской науки была создана классическая механика, которая объясняла движение планет и предметов: так, если известны начальные условия и силы, действующие на тело, то траектория в механике вычисляется однозначно. Успехи механики привели к поискам иных законов, однозначных и аналогичных законам механики, с помощью которых можно «вычислить» вообще все на свете, утвердилась идея, что применяя математические методы и зная основные закономерности в той или иной области действительности, можно получить однозначный результат об изучаемом явлении.

Французские Просветители, в отличие от создателей «классической науки» (Р. Декарта, И.Ньютона, Г.Лейбница и др.), попытались заменить культ Бога культом Разума. При чем разум понимался как способность на основании законов природы рассчитать (или предвидеть) последующие события, как в науке, так и в обществе. Утвердилось представление о мире как о законосообразном.

Иммануил Кант, исследуя возможности «чистого разума», обратил внимание на то, что однозначно предсказывать можно отнюдь не все явления природы, и зачастую результат оказывается противоположным предсказаниям "чистого разума". Эта идея была подтверждена в 20 веке, и сейчас известна как теорема Гёделя о неполноте. Математик Курт Гедель в 1930 году доказал две теоремы: первая теорема утверждает, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней существует невыводимая и неопровержимая формула; вторая теорема утверждает, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней невыводима некоторая формула, содержательно утверждающая непротиворечивость этой арифметики. Это означает, что всякая достаточно мощная формальная непротиворечивая логико-математическая система обязательно содержит формулу, которую в данной системе нельзя ни доказать, ни опровергнуть, но которая, как это можно показать с помощью средств, выходящих за рамки системы,— все же истинна. С 1930-х годов был предпринят ряд попыток распространить теорему Гёделя далеко за рамки арифметики и приблизиться с помощью ее к пониманию и к моделированию процесса познания и творческого процесса. То есть ни один однозначный алгоритм (подобный механике) не может дать однозначный ответ на вопрос, поставленный в рамках того же алгоритма. И.Кант указал на ограниченность “чистого разума”, и предложил следующее объяснение: управляет миром Бог, а “чистый разум”, хотя и наделен большими возможностями познания, однако (в отличие от Бога) не всесилен.

Г.Ф.В. Гегль выступил как оппонент И.Канта, и предложил заменить формальную логику диалектической логикой. Гегель, от которого идёт эта традиция, называл логику мышлением мышления и рассматривал как основу деятельности людей вообще и в частности, философии. Поэтому он предлагал единую логику, состоящую из трёх логических форм: абстрактной, диалектической и спекулятивной (которая постигает единство определений в их противоположности, утверждение, содержащееся в их разрешении и в их взаимном переходе). Гегель обобщил опыт исследователей, наблюдавших развивающиеся системы (в первую очередь живые) и сформулировал его в виде ряда правил. В частности, закон о борьбе противоположностей и закон об их смене в триаде: “тезис - антитезис - синтез”, согласно которой познающий субъект должен выделить в теории или в реальности некоторый факт (явление), для которого формируется суждение, которое рассматривается им как тезис. Далее формируется антитезис, содержание которого противопоставлено тезису, затем субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом - к формированию синтеза; и процесс может повторяться, и тогда последующий синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Однако Гегель не создал математические основы этой логики (и сейчас с помощью существующего математического аппарата диалектическая логика недоказуема).

Научная общественность восприняла (и воспринимает в настоящее время) диалектику неоднозначно. Многие представители точных наук (физики и математики) отнеслись к ней негативно, поскольку статус “закона природы” подразумевает, что имеется математический аппарат, позволяющий делать однозначные предсказания. В диалектике Гегеля такого аппарата не было и диалектическая логика не имеет однозначной предсказательной силы.

Однако представители описательных (естественных и гуманитарных) наук положительно восприняли диалектику, поскольку Гегелю удалось сформулировать основные и действительные общие свойства, характерные для процессов, для открытых, развивающихся систем. Биологические и социальные системы относятся именно к таким. Современная диалектика, в форме синергетики, способна объяснить поведение развивающихся систем, как биологических, так и социальных. То есть, как мы видим, диалектический подход применяется для исследования открытых развивающихся систем. И современная синергетика является математической основой диалектического материализма.

Устойчивые процессы (явления) подчиняются формальной логике. Неустойчивые процессы в неживой природе описываются с помощью теории динамического хаоса, которая по сути играет роль звена, соединяющего формальную логику с диалектической.

То есть в современной науке применяются различные способы описания существования мира.

Но что же такое «диалектика»? Поскольку диалектика возникла еще в Античности, то это понятие употреблялось (и употребляется) в различных значениях:

1) в античной философии понятия "диалектика" означало искусство спора, субъективное умение вести полемику - умение найти разногласия в суждениях неприятеля с целью опровержения его аргументов;

2) под понятием "диалектика" понимают стиль мышления, который характеризуется гибкостью, стремлению к компромиссу;

3) диалектика - это теория развития "абсолютной идеи", "абсолютного духа" (у Гегеля);

4) диалектика - это учение о связях объективного мира, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания;;

5) диалектикой также называют диалектическу логику - логическое учение о законах и формах отображения в мышлении развития и изменения объективного мира, процесса познания истины.

6) диалектика - это теория познания, которая учитывает сложность и противоречивость, связи субъективного и объективного в истине, единство абсолютного и относительного и т.п., используя в этом процессе основные законы, категории и принципы диалектики, их гносеологические аспекты;

7) диалектика - это общий метод, методология научного познания и творчества.

Данная лекция носит название «Диалектика как теория и метод», поэтому мы рассмотрим диалектику именно в этих значениях.

Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". В диалектической теории выделяют несколько видов диалектики:

1. Объективная диалектика – это естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства, связь и обособленность в мире

2. Субъективная диалектика – отражение объективной диалектики в сознании человека, то, как мыслит субъект, каким методом. Диалектическое мышление, диалектический метод есть раскрытие единства и противоречия (борьбы) противоположностей. Диалектический метод мышления альтернативен метафизическому и эклектическому.

3. Диалектика как наука о всеобщей связи, учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности вида., то есть теоретическое осмысление объективной и субъективной диалектики.

Развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ теория диалектики.

Слово «диалектика» впервые появилось в древнегреческой философии, его применил Сократ, говоря о необходимости разработать искусство спора (диалектику) для постижения истины. Такой подход был воспринят Платоном. Противоречие как сущность бытия понимал Гераклит. В целом, в античной философии проблема противоречивочти бытия сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало главной задачей диалектики.

В средневековой философии диалектика была одним из «семи свободных искусств», изучаемых в университетах, наряду с риторикой, грамматикой, геометрией, арифметикой, астрономией и музыкой. Постижение диалектики, риторики и грамматики считалось необходимым для деятельности оратора и политика. Диалектику стали толковать как формальное искусство спора, как логику, определяющую технику использования понятий. Это было время господства метафизического подхода в философии, полностью вытеснившего диалектический подход к пониманию мира, тем самым диалектика была лишена онтологического статуса и ее не применяли при анализе проблемы бытия.

Восстановление онтологического статуса диалектики связано с немецкой классической философией, прежде всего, с творчеством Г.Г.Гегеля. Поскольку для Гегеля философия – это способ самопознания сущности мира (которую он трактовал как саморазвивающуюся идею), то задачу философии Гегель видел в том, чтобы изобразить процесс саморазвития идеи. В этом случае необходимо было определить метод философии. Таким специфическим методом и была для Гегеля диалектика (диалектическая логика) – тот метод, который выступает как осознанный способ выражения саморазвития идеи.

Наследником гегелевской диалектики как учения о взаимосвязи и развитии стал диалектический материализм. «Истинное значение гегелевской философии состояло в том, что она раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия», - писал Ф.Энгельс. Истина в диалектической философии понималась не как система догматов, а заключалась в самом процессе познания. Для диалектического материализма идея – это форма осознания человеком окружающего мира и его собственного бытия в этом мире. Материалистическая диалектика претендует на универсальность, поскольку под диалектикой понимается не способ познания мира, а как способ существования мира, тем самым законы диалектики являются универсальными законами существования мира.

Однако, под напором разносторонней критики, современная диалектика обосновывается как учение о методе, оставив попытки универсального описания мира. Этот процесс осуществляется в двух формах:

- превращение диалектики из учения о развитии через развертывание противоречий в философию познания сложных динамических объектов.

- путь развития диалектики «в себе», то есть попытка осмыслить собственную структуру, выделить основные проблемы, рассмотреть внутренние системные связи.

Таким образом, мы можем выделить исторические этапы развития диалектики:

  1. античная диалектика
  2. средневековая диалектика
  3. идеалистическая диалектика классической немецкой философии
  4. материалистическая диалектика (диалектический материализм)
  5. современная диалектика.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Рассмотрим материалистическую диалектику (так как это – наиболее полная и непротиворечивая теория диалектики). Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

В материалистической теории исходят из положения, что объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. И, следовательно, можно выделить зависимость: диалектика вещей определяет диалектику идей.

 

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем:

- особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений,

- вопрос об источнике развития

- вопрос о формах развития.

Мы уже утверждали, что диалектика является не только учением, но и методом познания мира. Но что такое метод? В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Объективную сторону метода составляют закономерности движения и развития действительности, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования являются субъективной стороной метода. Законы мира (объективные), законы мышления или законы общества не являются методами, методы – это выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Понимая мир как единство, мы предполагаем наличие всеобщих законов мироустройства. С таким убеждением связан и поиск единых всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов, которые бы выражали эти всеобщие законы.

В истории философии было создано несколько основных методов понимания всеобщего: метафизика и диалектика.

Метафизикой (Что идет за физикой) первоначально называли книги Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики» - отсюда и название – метафизика. То есть метафизика – это учение о началах всего сущего. Если диалектика рассматривает вопросы развития, то основные вопросы, которые ставятся в метафизике – это вопрос о причине (первоначале) всего сущего, вопросы о возможности постижения причин сущего и вопрос о причине возникновения вопросов о первоначалах.

Существует несколько основных различий в метафизическом и диалектическом подходах к рассмотрению/исследованию мира. Эти различия рассмотрим в таблице.

 

  Метафизика Диалектика
  мир непротиворечив, неизменен в своей основе, предметы и явления существуют/рассматриваются вне связей и отношений между собой мир представляет собой единое взаимосвязанное целое
  мир неизменен в своей основе, в мире происходят количественные изменения (а не качественные) мир находится в постоянном движении и развитии (качественные изменения)
  источник развития - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. (идея первотолчка, перводвигателя) источник движения и развития в самом предмете
  относительно движения и развития нет единой теории:
  1. развитие как круговорот
  2. линейное развитие (по прямой)
  3. не признается направленность развития;
развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали (прогресс) путем тезис-антитезис-синтез  
  отвергает связи старого и нового - новое целиком вытесняет старое признает наличие связей между старым и новым
  нет взаимосвязи между количеством и качеством; количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), качество изменяется благодаря качеству (улучшение, ухудшение) количество и качество взаимосвязаны, существует взаимопереход количественных изменений в качественные
  в мышлении – бинарные оппозиции: "или — или", "если не то, значит — это" динамический способ мышления: «тезис — антитезис — синтез»
  абсолютную истину можно познать с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине, через последовательное постижение «относительных» истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства)

 

Метафизический метод мышления, возникший и сформировавшийся в античности, был связан с той стадией развития науки, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Наука античности и средневековья в наибольшей степени использовала метод анализа (т.е. разложение предметов на составные части). Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Метафизическое мышление/метафизический метод были преобладающими до конца 18 века, с критикой догматической метафизики выступил И.Кант, который предложил программу построения метафизики как истинной системы (т. е. такой, где каждый отдельный принцип или доказан, или, в качестве гипотезы, приводит к остальным принципам системы как следствиям). Истинная метафизика, таким образом, возможна лишь как систематическое знание, выведенное из чистого и «очищенного» от иллюзий разума. Кант ввел разделение метафизики на метафизику природы и метафизику нравов, также размежевал метафизику и естествознание.

В 19 веке классическая метафизика подвергалась критике не только со стороны представителей диалектики, но и представителями иных философских направлений (волюнтаризм, иррационализм, позитивизм, прагматизм, витализм). В 20 веке в неклассической философии проходят поиски неклассических форм метафизики, так называемая «реабилитация» метафизики. То есть не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно западной философии) метафизика используется как равноправная теория и метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический метод перед диалектическим.

Основным моментом метафизического метода, который подвергался критике, было преувеличение момента устойчивости, покоя, понимание абсолюта не как неизменной сверхреальности – абсолютизация этих принципов к догматизму. Одним из главных признаков догматизма является понимание истины как неизменных положений, которые истинны во все времена и для всех народов. В этом случае происходит отказ от признания конкретности истины (зависимости знания от условий, времени и места). Однако не следует абсолютизировать и диалектический метод: абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму – позиции, при которой утрачивается понимание относительной устойчивости, постоянства, равновесия.

Таким образом мы видим, что в философии существует ряд методов:

1) Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии, рассматривает объекты в процессе становления, развития.

2) Метафизика - ф илософское учение о сверхчувственных принципах бытия, рассматривает явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник их развития.

3) Эклектика - как метод предполагает соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.

Таким образом, можем утверждать, что метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

3. В советской и постсоветской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.

Какова же сущность принципов диалектики? На этот вопрос мы ответим, рассматривая законы и категории диалектики.

Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи.

Различие категорий и законов возникает на основе предмета отражения:

1.а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;

б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.

2. Категории и законы различаются по форме отражения.

а) Категории являются особым видом внимания;

б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.

Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

Основными категориями диалектики являются:

причина и следствие,

сущность и явление,

необходимость и случайность и целый ряд других.

Исследуя мир, человек замечает нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Именно эти свойства - общее, существенное, необходимое - находят свое выражение в законах.

Закон - это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.

Законы различаются по степени общности:

- всеобщие (законы диалектики),

- общие - законы, характерные для большего круга явлений (например, закон сохранения энергии),

- частные законы - законы, отражающие связи определенного круга явлений (биологические, химические, социальные и другие законы).

 

Законы различают также по форме проявления взаимосвязи:

динамические и статистические законы.

Динамические законы выражают более простую, однозначную связь (при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде.

Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах. Начальное состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет последующие в форме средних, случайных тенденций.

 

В диалектике выделяют три основных закона:

закон единства и борьбы противоположностей,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И учета частей объектов недвижимости | Российское законодательство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.