КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №8. Заметим, что жизнь—это постоянное самообновление, сущность которого заключена в развитии клеток и органов
Заметим, что жизнь—это постоянное самообновление, сущность которого заключена в развитии клеток и органов, и этот процесс обновления и есть время жизни человека. Значит, живое есть единство противоположностей — жизни и смерти. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека Разум и труд резко отличают человека от животного, но не приносят ему полного осознания противоречивости и принципиальной незавершенности бытия. С одной стороны, в процессе деятельности человек удовлетворяет свои потребности, но никогда не останавливается на достигнутом, перед ним возникают новые проблемы, трудности, которые приходится преодолевать. С другой — он хорошо знает, что наступит момент, когда жизнь оборвется, и ничто больше не вернет его к повседневным хлопотам, наполненным поиском благосостояния для себя и общества. В результате внутренняя напряженность, которая толкает человека к решению вопроса: в чем смысл жизни? Философия дает несколько ответов: - человечество не имеет никакого значения, оно - ошибка природы, человек всегда остается один на один с нерешенным вопросом о - определение смысла человека имеет сверхъестественный и - стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением человека с обществом: конечность (смертность) отдельного человека входит в вечное существование человечества, и смысл существования индивида заключается в служении обществу. Это, вероятно, наиболее разумное решение вопроса. Однако оно не в полной мере объясняет тот факт, что индивид как существо не только рациональное, но и чувственное, эгоистическое, желает бесконечности для себя, а не для общества. Мало выяснить акценты, перенесенные из индивидуальной сферы в плоскость общественного прогресса, надо, чтобы люди видели и осознании определенные конечные цели своей жизни. Представления о жизни, смерти и бессмертии в ходе истории менялись в зависимости от состояния знаний людей. Они всегда противопоставлялись друг другу, как абсолютно противоположные. Религия, например, всегда считала, что после смерти у человека начинается что-то более ценное, чем при его земной жизни. Смерть - это остановка жизнедеятельности всего организма в целом, регресс, переход от более высокого уровня движения к болеенизкому, что носит закономерный характер. И тем не менее человек всегда воспринимает смерть как самое страшное и непонятное ему явление. Важной философской проблемой всегда был вопрос, для чего живет человек, в чем смысл его жизни. Этой темой интересуются как материалисты, так и идеалисты, но по-своему ее трактуют. Так или иначе, жизнь и смерть исключают одно другое, но не абсолютно, ибо смерть является необходимым моментом и закономерным итогом жизнедеятельности организма, осознание неизбежности смерти, убеждение в том, что человек живет только один раз, требует активности, побуждает людей создавать материальные и духовные ценности, бороться за осуществление определенных идеалов. Ощущение границы жизни заставляет человека принимать какие-то решения, действовать. Если человек осознает необходимость и пользу своего общественного труда, то проблема личной смерти для него не исчерпывается фактом физической смерти. Такие люди составляют часть целого, всего общества, они смотрят в будущее. Из этого вытекает, что смерть индивида как определенного представителя человеческого рода ни в коем случае не перечеркивает творческое наследие личности. наследие человечества. Смысл жизни человека в том, чтобы он осуществил свою свободную деятельно-творческую сущность. По мере развития общества, это понятие всегда означает что-то новое, иное, учитывая опыт прошлого и прогнозы на будущее. Смысл жизни — это понятие, которое отражает постоянное и динамичное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получить возможность оправдать себя в собственных глазах, перед лицом других людей или перед каким-либо авторитетом, Богом. Иными словами — это объяснение себе и другим, «для чего живешь». Смысл жизни каждого человека уникален и неповторим, как и его жизнь. Человек всегда свободен в своем выборе и в его реализации. Но свободу нельзя отождествлять со своеволием. Ее стоит воспринимать с точки зрения ответственности. Человек отвечает за правильно найденный и реализованный смысл своей жизни, жизненных ситуаций, в которые он попадает. Человек должен следовать своему призванию, в котором жизнь обретает смысл. Почувствовать и найти свое призвание человеку помогают самопознание, ответственность за реализацию своего предназначения, которая на Земле помогает согласовать универсальные жизненные ценности с конкретными жизненными ситуациями. С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, корпоративизм, прагматизм, перфекционализм, гуманизм. Представители гедонизма целью жизни и еенаивысшим благом считают наслаждение. Представители аскетизма, наоборот, смысл жизни видят в крайнем ограничении потребностей человека, самоотречении, в отказе его от жизненных благ и наслаждений с целью самоусовершенствования, достижения морального или религиозного идеала. В основе эвдемонизма лежит стремление человека к счастью, которое является главной целью жизни. Корпоративизм исповедует групповой эгоизм, провозгласивший смысл жизни в принадлежности к ограниченному сообществу, для которого главное — личные интересы. Прагматизм выражает стремление человека к выгоде, благу. Перфекционализм связывает смысл жизни с личным самоусовершенствованием, даже если оно осуществляется за счет интересов других людей. Представители гуманизма направляют свои усилия на утверждение достоинства и разума человека, его права на земное счастье, свободное проявление природных человеческих чувств и способностей. С точки зрения веры и осуществление смысла жизни выделяют оптимизм, скептицизм, пессимизм. И не существует ситуации, которые были бы напрочь лишены смысла — даже самоубийца верит в смысл если не жизни, то смерти. Жизнь и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморальность, осмысленность и абсурд, нигилизм и самопожертвование-эти противоположные, но взаимосвязанные «абсолюты» человеческого бытия явно или опосредованно детерминируют выбор человеком самого себя. Можно определить такие варианты разрешения проблемы смысла жизни в истории человеческой культуры. 1. Смысл жизни исконно существует в глубинах самой жизни. Для этого варианта наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственной, что делает осмысленной жизнь и имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как активное соучастие в богочеловеческой жизни. Не изменение мира на принципах добра, но взращивание в себе субстанциального добра, стремление жить с Христом и во Христе. Бог создал человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его, потому что эмпирическая жизнь мира, как писал Се мен Франк, бессмысленна, как беспорядочно вырванные из книги страницы. 2. Смысл жизни находится за пределами жизни. Его можно назвать «жизнью ради других людей». Для человека жизнь становится осмысленной, если он служит интересам семьи, нации, общества, если он живет ради счастья будущих поколений. Для человека небезразлично, что он оставит после себя. Не зря прожить жизнь - это значит продлиться в своих потомках, передать им результаты своей материальной и духовной деятельности. Но на этом пути существует опасность оказаться в ситуации, когда вся твоя неповторимая жизнь превращается в средство для создания какой-либо идеи или идеала (это может быть идея коммунизма, «светлого будущего» и т.п.). Если такая позиция не связана с духовной эволюцией человеческой личности, человек становится на путь фанатизма (история знает множество вариантов и классового, и национального, и религиозного фанатизма). 3. Смысл жизнисоздается самим субъектом. Этот вариант можно понимать как «жизнь ради жизни». Его основателем был древнегреческий философ Эпикур. Жить нужно так, считал он, чтобы наслаждаться самой жизнью, получать удовлетворение от жизненных благ и не думать о смерти. Ценность эпикурейской позиции в том, что она предостерегает нас от ситуации, при которой поиск смысла жизни отодвигает на второй план саму жизнь. Жизнь сама по себе является ценностью, редким подарком, и человек должен относиться к ней с благодарностью и любовью. Ведь ему дана возможность переживать неповторимость собственного существования во всех его проявлениях — от радостей, взлетов и побед до падений, отчаяния и страданий. Вместе с тем само эпикурейское отношение к жизни, если оно лишено ответственности за подарок жизни, утверждает в человеке эгоистическую позицию «жизни ради себя» и ведет к потере ощущения полноценности жизни. Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть: 1.Смерть как отрицание будущего, следовательно, обесценивание прошлого, поскольку в таком случае оно как подготовка настоящего и будущего не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять. 2.Смерть как переход прошлого в вечность.. Осознавая это, человек должен максимально использовать все свои способности и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл. Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философствовать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т. е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Значит жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть. Философский смысл смерти состоит еще и в том, что она есть момент обновления, прежде всего органического мира, а затем и всего мира. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «примерял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием. Бессмертие есть отрицание смерти, тогда как смерть является отрицанием жизни. Следовательно, бессмертие есть двойное отрицание или отрицание отрицания. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть. Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она кладет конец крайней, физической боли или потому умственному упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о «вознаграждении», поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он борется, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным, чем если бы он поступил любым другим образом. Смерть — это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы. Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах. Смерть имеет также и нравственно-философский смысл. Осознание бренности своей жизни заставляет человека найти или придать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать стимулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особенно если оно - проявление художественного или философского творчества, а значит, реализовать замысел автора не сможет никто другой, кроме него самого. Идея бессмертия, как известно, возникла почти одновременно со страхом смерти, как реакция на него. Но решающим в возникновении этой идеи был, вероятно, даже не страх, а острое чувство трагического сиротства, которое испытывала семья покойного, социальная группа или общество в результате ухода из жизни человека, чья жизнь была подвигом служения людям, либо вообще оставила значительный культурно-исторический след в их социальном бытии. Бессмертие — это чисто человеческий феномен, т.к. животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. Человек же, живя настоящим, устремляет себя в будущее, вынося результаты своей деятельности за пределы настоящего. Однако и человек не всегда анализирует прошлое, не всегда опирается на него. И тогда рвется связь времен, без которой сама идея бессмертия становится бессмысленной. Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, геронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т.д. Остановимся на некоторых из них. Многие понимают бессмертие геронтологически, как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожитых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества. Биологически, генетически бессмертие понимается как наследование в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т.д. Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди передают своим потомкам и свои способности в виде задатков, которые развиваются в способности при благоприятных условиях. Следующий вид бессмертия — мумификация тела в гробницах египетских фараонов, в мавзолеях государственных деятелей. Практика бальзамирования тел (В. И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.), а также создание криогенных установок для глубокого замораживания тел сулят людям возможности увековечивания памяти о дорогих их сердцу людях. Третий вид бессмертия - это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разрозненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению. Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Создание выдающегося произведения литературы или искусства, научные открытия, проявления полководческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортивный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются навечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях. Пятый путь в бессмертие - изменение состояния сознания в процессе и результате эзотерических (тайных, скрытых) действий, погружения в свое внутреннее пространство души и «прорыв» в прошлое и будущее. Было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: спиритуалистическое учение о бессмертии души; учение оперевоплощении душ; мистико-пантеистическое учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христианское учение о воскресении целостного человека; притупление остроты проблемы смерти через слияние с коллективной жизнью на земле и через возможность земного счастья. Спиритуалистическое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования. Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Идеалистическое учение также не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Фихте или Гегель не знают личного человеческого бессмертия. Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому духу, мировому разуму и т.п. Философ Платон защищал возможность бессмертия на том основании, что душа проста, имеет божественное происхождение, существует в божественном мире до рождения и после смерти конкретного человека. Вера в бессмертие души вышла из культа Диониса. Поэтому идея бессмертия души греческого происхождения. Евреи, в отличие от греков, пришли к верованию в воскресение с телом, а не в бессмертие души. В христианстве бессмертие понимается как жизнь вечная, через воскресение человека как целостной личности. Гарантией возможности такого воскресения является воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Земная жизнь есть приготовление человека к жизни вечной. В мире ином обитает бесчисленное множество душ добрых и злых, ждущих своей участи. Бессмертие возможно, потому что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает человеку бессмертие. Христианство учит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и духовное существо, и существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и смерть через смерть побеждается воскресением. Но смерть побеждается не природными, а сверхприродными силами. Человек стремится к целостному бессмертию, к бессмертию человека, а не бессмертию сверхчеловека, интеллекта, идеального в себе начала, к бессмертию личного, а не безлично-общего. Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим относись, как к живым, т.е. помни всегда о смерти, как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь. • Человек бессмертен и вечен, как духовное существо, принадлежащее к нетленному миру, но он есть духовное существо не естественно и автоматически, а когда в нем побеждает дух и духовность, которые управляют его природными, телесными элементами. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |