Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности политического развития Закавказских государств




Лекция 9

1. Особенности внутриполитического развития и приоритеты внешней политики Грузии в 1990-е – первой половине 2000-х гг.

2. Особенности внутриполитического развития и приоритеты внешней политики Армении.

3. Особенности внутриполитического развития и приоритеты внешней политики Азербайджана.

I. Грузию в американских и российских СМИ характеризуют как "неудавшееся" или "несостоявшееся государство". В итоге грузино-осетинского конфликта 1991-1992 гг., гражданской войны 1991-1992 гг., восстаний звиадистов в Западной Грузии 1992-1993 гг., грузино-абхазского конфликта 1992-1994 гг. правительство не контролирует значительную часть территории страны. В заявлениях официальных лиц используется формулировка "территории, на которые не полностью распространяется юрисдикция Грузии". Анализ показывает, что она применяется почти к трети номинальной территории страны. Грузинское государство не в состоянии само обеспечить свою целостность и безопасность и постоянно нуждается во внешней помощи. Так, "в прошлом году только в военной сфере финансовая помощь из-за рубежа в четыре раза превысила военный бюджет Грузии" (Н.Бурджанадзе в "Независимой газете", 21.05.02). Программа США "Обучи и оснасти" (64 млн. долларов) превосходит военный бюджет Грузии текущего года в 3,8 раза; при этом к помощи вооруженным силам Грузии подключаются также почти все союзники США по НАТО.

Слабость грузинской государственности приводит к тому, что такая рутинная для России процедура, как выборы представительных органов местного самоуправления, в Грузии приводит к дракам, уличным столкновениям, перестрелкам и угрожает дестабилизировать ситуацию в стране.

Грузинская политическая элита в целом постоянно демонстрирует свою незрелость (хотя среди грузинских политиков очень много очень умных и очень образованных людей). Так, спикер парламента Грузии Н.Бурджанадзе, подчеркивая, что Грузия нуждается во внешней помощи: "Нам нужно, чтобы Россия с пониманием относилась к нашим проблемам", одновременно требует, чтобы Россия рассматривала Грузию "как равноправного партнера".

До сих пор главными идеями правящей элиты остаются независимость от России и территориальная целостность Грузии. "Поскольку независимость от России является первейшей задачей грузинского национализма..., все другие противники видятся лишь через призму этого основного противостояния" - отмечает известный грузинский политолог Гия Нодия. Ради этих целей грузинская элита согласна идти на любые жертвы (которые приходится приносить населению Грузии). Грузинская элита по сей день повсюду ищет "угрозу сепаратизма" и "руку Москвы". Характерный пример: в связи с нападениями на избирательные участки и похищениями бюллетеней 2 июня "многие наблюдатели неофициально говорили о том, что в этих инцидентах они склонны винить некоторые круги России, заинтересованные в дестабилизации ситуации в Грузии".

В Грузии до сих пор "отсутствует тот переход от романтической русофобии и европо- либо америкомании к относительно вменяемой и прагматичной политике, которую пережили все остальные государства СНГ".

Несостоятельность государственности Грузии и незрелость грузинской элиты взаимосвязаны и могут рассматриваться как две стороны одной медали. Слабость государственности не дает возможности решить проблемы страны, а незрелость элиты вновь и вновь воспроизводит несостоятельность грузинского государства. Современная грузинская элита, пришедшая к власти после государственного переворота и гражданской войны (победить в которой ей помогла российская армия), создавала в 1995 году действующую конституцию страны, прежде всего стремясь сохранить свое положение. В итоге элита законсервировала свою незрелость.

Без конституционной реформы политическая стабилизация в Грузии невозможна. "Грузинская элита никак не может определиться с оптимальным вариантом своего государственного устройства и, как следствие, со своими геополитическими приоритетами. Ложная цель создания унитарного государства в условиях фактического федерализма вызвала драматические события в конце 80-х годов на территории Грузии" (Президент Северной Осетии А.Дзасохов). Вместе с тем среди грузинской элиты не просматривается понимания необходимости такой реформы.

Источником слабости государственной власти и политической нестабильности является сама политическая система Грузии. Она фрагментирует элиту и регулярно порождает кризисы, вследствие которых ситуация в стране в 1995-2001 гг. не раз оказывалась на грани новых вооруженных конфликтов.

Согласно Конституции, президент Грузии является главой государства и главой правительства. Назначения министров утверждаются парламентом; президент вправе отправить правительство и отдельных министров в отставку; парламент может сместить министра только в порядке импичмента (обвинение в совершении уголовного преступления или нарушении Конституции должно быть подтверждено Верховным или Конституционным судом). Таким образом,

- президент нуждается в согласии парламента на назначение министра, но не нуждается в нем для увольнения даже всего правительства in corpore.

- парламентарии могут не утвердить кандидата на пост в правительстве, но не могут выразить недоверие действующему министру.

Такая конструкция порождает борьбу между президентом и парламентом за контроль над правительством. Основным механизмом давления на правительство для парламентариев является выдвижение против министров обвинений в совершении уголовных преступлений и мобилизация масс, для президента - угроза отставки. В феврале 2002 года обвинения в организации политических убийств в адрес секретаря Совета национальной безопасности Грузии Нугзара Саджая стали причиной его самоубийства. В ноябре 2001 года обвинения в адрес министров внутренних дел Кахи Таргамадзе и госбезопасности Вахтанга Кутателадзе вызвали массовые митинги и привели к отставке правительства.

Однопалатный парламент Грузии состоит из 235 депутатов. Избирается по мажоритарно-пропорциональной системе: 150 депутатов по партийным спискам, 85 по одномандатным округам. 10 округов расположены на территории Абхазии, где выборы в грузинский парламент не проводятся. Представителями Абхазии в парламенте выступают 10 депутатов, избранных от Абхазии в 1990 году в Верховный Совет ГССР. Влияние парламентских деятелей на грузинскую политику связано прежде всего с тем, что парламент утверждает состав правительства. До осеннего кризиса 2001 г. Э.Шеварднадзе более или менее уверенно контролировал парламент; затем этот контроль был им утрачен, но ни одна другая политическая сила так и не смогла сформировать себе устойчивое большинство. Благодаря политическому союзу с А.Абашидзе Э.Шеварднадзе сформировал из фракций Батумского альянса и своих сторонников коалицию, сместившую с парламентских постов представителей "молодых реформаторов". Однако коалиция эта отнюдь еще не является устойчивым парламентским большинством.

Положение Э.Шеварднадзе в Грузии с самого начала его правления во многом объяснялось тем, что никто, кроме него, не мог привлечь в страну ресурсы извне. Пользуясь связями, наработанными в бытность министром иностранных дел СССР (1985-1990 гг.), Шеварднадзе мог получить военную помощь России для борьбы против звиадистов (и походов на Южную Осетию и Абхазию), Шеварднадзе мог обеспечить значительные преференции Грузии при поставках энергии и энергоносителей из России, Шеварднадзе мог получить гуманитарную помощь со всего мира для населения Грузии, Шеварднадзе мог получить экономическую поддержку Запада для национальной экономики. В общей сложности за 1992-2000 годы Грузия получила безвозмездной помощи на сумму около 10 миллиардов долларов, в то время как внешние заимствования составили лишь около 2 млрд. долларов. Э.Шеварднадзе обеспечил Грузии международное признание (которого так и не добился З.Гамсахурдиа). Грузия смогла вступить в ВТО даже прежде, чем провела приватизацию. Однако до недавних пор Э.Шеварднадзе не приходилось вести борьбу с политиками, ориентированными более прозападно, чем он сам, и имеющими на Западе свои собственные, не контролируемые президентом Грузии, связи.

В 1995-2001 гг. основная политическая борьба в Грузии шла между Э.Шеварднадзе и А.Абашидзе, между созданными ими партией "Союз граждан Грузии" и блоке "Возрождение Грузии" ("Агордзинеба" или, как его называли в Грузии, "Батумский альянс"). В Грузии Аслан Абашидзе считается наиболее пророссийски настроенным политиком. Используя свой номенклатурный опыт, он умело выстроил отношения с российскими военными и, опираясь на их поддержку, на экономическое сотрудничество с Россией, используя возможности Батуми как морского порта международного класса, совершил в Аджарии маленькое (но на фоне общегрузинского кризиса хорошо заметное) экономическое чудо.

Согласно действующей Конституции, Грузия - унитарное государство, "независимое, единое и неделимое". Однако это унитарное государство включает в свой состав две автономные республики - Абхазию и Аджарию. Такая конструкция постоянно порождает два потенциально взрывоопасных стремления:

тягу регионов, населенных этническими меньшинствами (армянским - Джавахетия и азербайджанским - Квемо Картли) и субэтническими группами грузинской нации (Сванетии, Мингрелии), к получению статуса автономии. Так, "лидер джавахетской армянской политической организации "Вирк" Давид Растян предложил Тбилиси вынести на референдум вопрос о предоставлении автономии региону. По его мнению, это не проявление сепаратистских устремлений, но путь к эффективному решению социальных проблем… С аналогичными предложениями выступает и народное движение "Джавахк". Его председатель Федор Торосян напоминает, что "Аджария гораздо меньше региона Самцхе-Джавахети, но обладает статусом автономии"" ("Время новостей", 29.03.02)

тягу центрального правительства и основной массы грузинского этноса (картвелов) лишить автономии их статуса. В отношениях Тбилиси с Аджарией уже после 1994 года неоднократно возникали критические ситуации: "министерством обороны Грузии еще в мае 1998 года был разработан детальный план вторжения в Аджарию с трех сторон. Я тогда встретился с министрами обороны и безопасности, показал им соответствующие документы, которые оказались у нас в руках, и попросил объяснений. Увы, ничего вразумительного не услышал" (А.Абашидзе в интервью "Красной звезде", 05.04.02). В настоящее время в тбилисских СМИ разворачивается кампания по обличению "армянского сепаратизма" в Джавахетии. 27 мая издающаяся на английском и грузинском языках официозная газета "Georgian Times" поместила статью, в которой утверждается: "В одном из документов антитеррористического центра Министерства госбезопасности Грузии отмечается: "Лидеры АРФ(Д) в марте 2002 года собрались в Швейцарии. В ходе этой встречи был обсужден вопрос присоединения Самцхе-Джавахетии к Армении. Было получено согласие, что структуры АРФ(Д) финансируют Фонд возрождения Джавахка с целью получения Джавахком статуса автономии. В ходе встречи были пожертвованы миллионы долларов, направляемые на пропаганду и оружие. Оружие должно быть поставлено из некоей страны Среднего Востока".

Таким образом, официальный Тбилиси требует вывода российских военных баз из Ахалкалаки и Батуми в трехлетний срок и одновременно говорит об "угрозе сепаратизма" в Джавахетии. Поэтому армянское население опасается ухода российских войск, будучи уверено - после вывода базы из Ахалкалаки Тбилиси направит в Джавахетию вооруженную экспедицию для "борьбы с сепаратизмом".

Партийная система Грузии нестабильна и стабильной быть не может, поскольку конституционное устройство и социальная структура страны дают ей противоречивые импульсы. Концентрация власти в руках президента стимулирует образование двухпартийной системы; пропорциональная система избрания парламента с высоким (семипроцентным) барьером стимулирует формирование трех-пятипартийной системы; значительные региональные различия между 9 историческими регионами страны и наличие выраженных субэтнических групп грузинской нации стимулирует образование региональных партий. В Грузии зарегистрировано 180 партий; перед парламентскими выборами формируются сравнительно крупные блоки (33 блока в 1999 году); успеха на выборах добиваются три-пять из них (в 1995 году - пять, в 1999 году - три); после выборов блоки распадаются, в парламенте формируются мелкие фракции (в парламенте первого созыва их было 10, в настоящее время - 14). Перед президентскими выборами образуются две-три крупные коалиции, распадающиеся сразу после выборов.

Конституционная реформа, которая могла бы обеспечить политическую стабильность в Грузии после ухода Э.Шеварднадзе, должна исключить основные источники дестабилизации. Конституция, ее достоинства и недостатки, а также необходимость внесения в нее поправок стали вновь актуальной темой еще во время поиска путей выхода из ноябрьского кризиса власти. Неизбежность и характер конституционных реформ стали очевидными после прихода к власти «революционного триумвирата»: три лидера – Михаил Саакашвили, Зураб Жвания и Нино Бурджанадзе – договорились о разделении власти между собой. По этому соглашению, Михаил Саакашвили становится президентом Грузии, Зураб Жвания – премьер-министром (не существующая должность на тот момент), а Нино Бурджанадзе – председателем парламента. Это соглашение приняло форму публичного заявления, что придало ему почти законодательный характер. Но для осуществления этого соглашения было необходимо изменить конституцию.

В последние 15 лет в Грузии сменилось три режима, и ни разу – путем выборов. Выборы проводятся только пост-фактум для легитимизации уже признанного правительства. Проигравшая политическая сила ни разу не осталась в политике, переходя всегда в политически маргинальное состояние. Кроме Звиада Гамсахурдиа и Джабы Иоселиани, все политические лидеры перебрались в новую власть из обломков старой. Каждое правление имело одного харизматического лидера, одну правящую партию и заклятых врагов, мечтающих о реванше, в глазах которых в стране правит диктаторский режим, легитимность которого сомнительна и неустойчива.

Почему в Грузии происходят именно такое, а не другое институциональное развитие? Не делая никаких причинно-следственных выводов, можно попытаться связать институты с характером политического дискурса. Если оппозиция всегда выдвигает обвинения в диктатуре, а правительство оправдывается позитивными преобразованиями и необходимостью учитывания реалий (как это было во время последних трех режимов), то возможен следующий результат: пока правительство популярно, оно будет превышать свою власть (этого требуют нужды правления), а когда оно потеряет популярность – появятся революционные требования о его отставке со стороны народа, который поверил оппозиции в том, что неэффективность правления была вызвана диктаторскими свойствами режима. На этом фоне «революция роз», а также последующие конституционные изменения, выглядит закономерностью, частью стабильной системы, а не отходом от этой системы.

II. Армения занимает территорию площадью 29,800 квадратных километров и граничит с Турцией, Грузией, Азербайджаном и Ираном. На юге Армении находится анклав Нахичевань, являющийся частью территории Азербайджана. Кроме этого, Армения контролирует территорию Нагорного Карабаха - непризнанной республики, отделившейся в 1991 году от Азербайджана. В Армении проживает около 3,42 миллионов человек (по неофициальным данным - около 3 миллионов). 97 процентов жителей страны - армяне. В республике существуют также немногочисленные русская, курдская, украинская, грузинская и греческая общины. В результате конфликтов 1989-1993 годов почти все азербайджанцы покинули Армению. В это же время в страну из Азербайджана переселились сотни тысяч армянских беженцев. Государственным языком Армении является армянский. Численность армянской диаспоры во всем мире достигает от 7,5 до 10 миллионов человек.

Среднедушевой доход населения Армении составил в 2004 году всего около 960 долларов в год, а более 50 процентов населения страны находится за чертой бедности. Армения занимает предпоследнее место среди стран СНГ по показателю доли налоговых поступлений - не более 15% от ВВП (средний показатель по СНГ - примерно 25%). По разным оценкам, большая часть экономки Армении (по разным оценкам - от 48 до 60 процентов) находится в тени. Согласно докладу Transparency International, опубликованному в 2003 году, а Армении не действует эффективно ни один из институтов по сокращению коррупции. Таким образом, экономический рост Армении не сопровождается достаточным уровнем снижения социальной напряженности.

Верующие армяне исповедуют христианство, большая их часть принадлежит к пастве Армянской Апостольской Церкви. Армения объявила о своей независимости от СССР после проведения всенародного референдума 21 сентября 1991 года. Армения входит в состав СНГ и является членом Совета Европы. Транспортное сообщение Армении с Азербайджаном и Турцией прервано, из-за конфликтов в Абхазии и на Северном Кавказе проезд по железной дороге через территорию Грузии также затруднен. В настоящий момент обсуждается проект запуска поезда "Москва-Ереван".

Крупнейшие города - Ереван (столица -1,2 миллиона человек), Гюмри (230 тысяч), Ванадзор (170 тысяч), Раздан (60 тысяч).

Армения является республикой с сильной президентской властью. Согласно действующей конституции, президент назначает и увольняет премьер-министра и имеет право распустить парламент. Законодательная власть в республике представлена однопалатным Национальным собранием, состоящим из 131 депутата (56 из них - одномандатники, а 75 попадают в парламент по партийным спискам). Президент и Национальное собрание избираются на пятилетний срок. Представители органов местного управления назначаются правительством (все области) и президентом (мэр Еревана). Органы местного самоуправления избираются населением, но правительство имеет право прервать действие их полномочий.

С февраля 2003 года оппозиция бойкотирует парламент Армении в знак протеста против фальсификаций, по их утверждению допущенных властью во время выборов. Однако представители партий, остающихся в парламенте ("Оринац еркир" ("Страна законности"), "АРФ-Дашнакцутюн", Объединенная трудовой партии и Республиканской партии) вполне справляются с законотворческой деятельностью. Тем более, что они в основном заняты утверждением законов, подготовленных правительством. Парламент Армении не обладает почти никакими рычагами влияния на исполнительную ветвь власти.

Вступая в Совет Европы, Армения пообещала привести свою конституцию в соответствие с нормами демократии, то есть - ограничить влияние президента на представителей других ветвей власти. Сейчас в республике полным ходом идет подготовка к конституционной реформе. Предполагается, что в июне 2005 года проект новой конституции будет рассматриваться на всенародном референдуме.

Все международные организации утверждают, что сотрудники армянских печатных СМИ пользуются большей свободой, чем их коллеги из других стран СНГ. Однако эта свобода не распространяется на работников телевидения. В 2001 году Национальная комиссия по телевидению и радио лишила независимые телекомпании "А1+" и "Ноян тапан" частот для вещания и с тех пор отказывается предоставить им эти частоты. 5 апреля 2005 года в республике было прекращено вещание российского телеканала НТВ. В октябре радио "Кентрон" прекратило ретрансляцию программ радиостанций "Свобода" и "Свободная Европа" через три дня после начала этой трансляции.

В мае 2004 года президент Армении подписал закон, наложивший существенные ограничения на проведение митингов и акций протеста. Например, закон запрещает проводить массовые акции вблизи президентской резиденции и, фактически, не оставляет оппозиции шанса на легальное проведение митингов в предвыборный и поствыборный период.

Согласно мнению международной организации Freedom House, Армения является государством с полуавторитарным режимом.

Лидер: Роберт Кочарян

Роберт Кочарян родился 31 августа 1954 года в Степанакерте (Нагорный Карабах). Он служил в Советской Армии, а в 1982 году окончил факультет электротехники Ереванского политехнического института. С 1980 года работал в комсомольских и партийных органах. До распада СССР населенный преимущественно армянами Нагорный Карабах входил в состав Азербайджанской ССР. В 1988 году, когда в Нагорном Карабахе стало набирать силу национальное армянское движение, Кочарян стал его активным участником. В 1989 году он основал общественно-политическую организацию "Миацум" ("Воссоединение"), выступавшую за отделение Карабаха от Азербайджана и присоединение его территории к Армении.

С 1991 по 1994 год Роберт Кочарян успел поработать депутатом Верховных Советов Армении и Нагорного Карабаха. Популярность его быстро росла. Когда 1992 году азербайджанская армия захватила половину территории Нагорного Карабаха, он занял пост премьер-министра Нагорно-Карабахской Республики и председателя Государственного комитета обороны. Кочарян так успешно руководил Карабахом в создавшейся критической ситуации, что 22 декабря 1994 года Верховный Совет непризнанной республики избрал его президентом. В 1996 году статус Кочаряна был подтвержден на всенародном голосовании жителей Карабаха.

В это время в самой Армении происходили иные процессы. Президент республики Левон Тер-Петросян собирался пойти на компромисс с Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. С его точки зрения, у Армении просто не было другого выхода. Зато немалой части армянского общества, вдохновленной военными победами, позиция Тер-Петросяна казалась пораженческой. Для того, чтобы разрешить политический кризис, 20 марта 1997 Тер-Петросян назначил карабахца Кочаряна, ставшего к тому моменту символом национального армянского движения, на пост главы правительства Армении. Это вызвало восхищение армянских патриотов и негодование Азербайджана.

Тем не менее, уже в 1998 году Левону Тер-Петросяну пришлось уйти в отставку под давлением министра обороны Вазгена Саркисяна и министра национальной безопасности Сержа Саркисяна. По некоторым данным, Роберт Кочарян также "приложил руку" к отставке Тер-Петросяна. Так или иначе, но 30 марта 1998 года в Армении состоялись выборы президента, на которых Кочарян получил почти 60 процентов голосов, опередив своего соперника - Карена Демирчяна. Как заявляла тогда оппозиция, у Кочаряна было явное преимущество, поскольку до выборов он занимал пост и.о. президента.

Однако почить на лаврах Кочаряну не удалось. Министр обороны Вазген Саркисян и бывший кандидат в президенты Карен Демирчян образовали блок "Единство" и получили более 50 процентов голосов на парламентских выборах 1999 года. В результате вся политическая и экономическая власть сконцентрировалась в руках ставшего премьер-министром Вазгена Саркисяна, а президент оказался в частичной изоляции.

Политическая жизнь Армении раз и навсегда изменилась 27 октября 1998 года, когда в здании Национального собрания Армении произошел теракт.

В течение нескольких часов все члены парламента оставались заложниками в руках террористов, объяснивших свои действия попыткой государственного переворота. В результате теракта погибли восемь политиков, включая ставшего к тому моменту премьером Вазгена Саркисяна и Карена Демирчяна. Переговоры с террористами вел лично Роберт Кочарян, который и уговорил их сдаться. После гибели премьер-министра парламентское большинство стало настаивать на отставке президента и проведении новых выборов. Под давлением оппозиции Кочарян назначил премьером 38-летнего брата Вазгена Саркисяна - Арама Саркисяна.

Однако это назначение оказалось лишь тактическим ходом. Находясь в тяжелом положении, Роберт Кочарян начал работу по расколу оппозиции и усилению своих позиций. В конечном итоге правительство Арама Саркисяна было отправлено в отставку, а в июне 2000 года союзником президента и очередным премьер-министром страны стал один из лидеров оппозиции Андраник Маргарян. По утверждению аналитического центра "Стратегия", в новом составе правительства фактически отсутствовали антипрезидентски настроенные фигуры.

19 февраля 2003 года в республике состоялись президентские выборы, на которых Кочарян набрал 49,8 % голосов избирателей. Он стал президентом Армении, победив во втором туре 5 марта 2003 года с результатом в 67,5 процентов голосов.

В результате парламентских выборов, прошедших в мае 2003 года, 95 из 131 кресла в Национальном собрании отошли к проправительственным партиям, чьи представители также вошли в правительство.

После выборов оппозиция обвинила власти в фальсификациях, стала бойкотировать заседания парламента и подавать иски в суды различных инстанций (Европейский суд по правам человека рассмотрит иск армянской оппозиции не ранее 2005 года). Согласно ОБСЕ, ни президентские ни парламентские выборы в Армении не соответствовали международным стандартам, особенно - в части подсчета голосов. О недостатке доверия к выборам среди населения свидетельствовала низкая явка - 64, 5 процента на втором туре президентских выборов и менее 50 процентов - на выборах в Национальное собрание.

В настоящий момент в Армении под патронажем Венецианской комиссии Совета Европы готовится реформа избирательного законодательства. Следующий избирательный сезон начнется в Армении в 2007-2008 году. Пока что СМИ не располагают никакой информацией, позволяющей считать, что Роберт Кочарян ищет способ баллотироваться на третий срок. В числе его возможных преемников кроме Сержа Саркисяна упоминаются спикер парламента Артур Багдасарян и министр юстиции Давид Арутюнян.

Основными игроками на армянском оппозиционном поле являются блок "Справедливость" (лидер - Степан Демирчян) и партия "Национальное единение" (лидер - Арташес Гегамян, основной конкурент Кочаряна на выборах 2003 года) - единственные оппозиционные движения, прошедшие в парламент в 2003. Самостоятельной силой является также входящая в блок "Справедливость" партия "Анрапетутюн" (лидер - Арам Саркисян). Хотя эти организации совместно бойкотируют заседания парламента и координируют свои действия при организации массовых акций протеста, общей политической платформы у них нет, а их лидеры регулярно спорят о допустимых методах борьбы с режимом. Неучастие оппозиции в законодательной работе парламента не только поставило под сомнение легитимность Национального собрания, но лишила оппозицию возможности участвовать в политическом процессе.

В республике существует целый ряд внепарламентских партий, представители которых сейчас обсуждают возможность создания новых оппозиционных блоков и готовятся к революции. Это, в частности, Либерально-прогрессивная партия Армении (лидер - Ованнес Ованнисян), партия "Новые времена" (лидер - Арам Карапетян), Народный фронт "Айреник", основой которого является партия левого толка "Родина и честь", делающая ставку на работу с населением на местах, Коммунистическая партия, Армянское общенациональное движение во главе с бывшим президентом Левоном Тер-Петросяном. По данным Госдепа США, только зарегистрированных партий в Армении 37.

Армянская оппозиция уже давно настроена революционно и не собирается ждать новых выборов для осуществления своих планов. Митинги, целью которых являлось проведение референдума о недоверии Кочаряну, начались в Армении в марте 2004 года и продолжились до начала мая. На пике этого процесса наблюдатели ОБСЕ сообщали о выходе 10 или 15 тысяч человек на улицы Еревана. Прошлой весной оппозиция была фактически, уверена в том, что в стране начинается революция. Однако власти пошли на весьма агрессивные меры для разгона демонстраций, задержали часть лидеров оппозиции и их сторонников (всего было задержано около 300 человек), провели обыски в штаб-квартирах оппозиционных партий и перекрыли трассы, по которым революционеры из провинции могли приехать в столицу.

После разгрома оппозиции митинги продолжались еще какое-то время, но становились все более вялыми. Апрельская революция 2004 года в Армении провалилась. В числе возможных причин провала назывались как наличие у Кочаряна весьма эффективных рычагов контроля над страной и ее силовыми структурами, так и неспособность оппозиции получить значительную поддержку вне столицы, отсутствие у нее единой программы и лидера, достаточных финансовых ресурсов и международной поддержки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.