КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как вечная истина
Как момент, частичка относительной истины, Как цель познания, Понятие истины. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Семинар 9. Теория познания и философия науки. Лекция 9. Тема 8. Теория познания и философия науки Вопросы к экзамену 45. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. 46. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. 47. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. 48. Понятие науки. Специфика научной истины. 49. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. 50. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза. 51. Природа научной революции. Научное и вненаучное знание. (Самостоятельно) 1. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Понятие науки.
1. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. 2. Структура познавательного процесса. Истина и заблуждения. 3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
В 45. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Проблемы познания, условий его возможности и адекватности, путей достижения истины, соотношения научного и вненаучного знания, познания и переживания, т.е. весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией. Различают две основных формы агностицизма: 1) агностицизм И. Канта; 2) скептицизм Д. Юма. Основные положения агностицизма И. Канта: 1) вне нас существует объективный мир, мир «вещей-в-себе»; 2) этот мир непознаваем. И. Кант говорил, что с помощью ощущений мы познаем феномены (явления), а сущность (ноумен) скрыта в вещах и непознаваема. Агностицизм (скептицизм) Д. Юма заключается в следующем: 1) мир непознаваем; 2) сомнение в существовании самого мира. Относительная истина – это неполное знание объекта. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина недостижима, т.к. мир бесконечен и постоянно изменяется. Тем не менее, абсолютная истина существует: Вечные истины – это достоверно установленные факты, даты событий рождения и смерти. Например, «все птицы имеют клюв». Реальный процесс познания складывается диалектически: абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных. В свою очередь, во всякой относительной истине содержится момент («зерно») истины абсолютной. Во взглядах на истину существует две крайности: догматизм и релятивизм. Догматизм – это учение, которое признает существование абсолютной истины и отрицает относительную истину. Истинное знание целиком соответствует действительности и углубляться, уточняться не может. Существует либо абсолютная истина, либо заблуждение, – «третьего не дано». Несостоятельность догматизма состоит в том, что он рассматривает истину вне развития. Как говорил Ф. Бэкон, истина – «дочь времени, а не авторитета». Релятивизм – это учение, которое признает только относительную истину и отрицает абсолютную. Релятивисты отрицают момент абсолютного (верного) знания в относительной истине и, таким образом, сводят процесс познания к смене одного заблуждения другим. «Истина открывается только нравственному человеку» (И. Киреевский).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |