Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. 1. У чому полягає суть процесу випаровування?




Контрольні питання

1. У чому полягає суть процесу випаровування?

2. Які основні властивості розчинів враховуються при розрахунку процесів випаровування?

3. Які способи і методи випаровування існують?

4. За яким принципом класифікують випарні апарати?

5. У чому полягає процес простого випаровування?

6. Які суть і особливості багатократного випаровування?

7. Яким чином визначається загальна і корисна різниця температур для процесів випаровування?

 

В современной науке управление рассматривается как специфическая область человеческой деятельности, в рамках которой решаются определенные цели организаций. По своему содержанию управленческая деятельность очень сложная и многоплановая. К тому же она требует больших человеческих усилий и временных затрат. По этой причине управление рассматривается как особая деятельность.

Сложная социально-экономическая обстановка в нашей стране требует решения множества различных управленческих задач, без которых невозможен переход к рыночным отношениям.

Значительное количество работ по современному управлению, главным образом, зарубежных, появившихся в последние годы, дает возможность проанализировать разные аспекты решения управленческих задач, без которых немыслима практика управления социально-экономическими процессами в современном обществе.

Психология управления является самостоятельным разделом психологии. Своеобразие ее состоит в том, что она находится на стыке различных научных дисциплин: социальной психологии, общей психологии, инженерной психологии.

Современная социально-психологическая ситуация предъявляет множество требований как самому субъекту управления - руководителю (менеджеру), так и объекту управления -отдельной личности, группе, а также целой организации.

Существование сложной системы взаимодействия руководителя и исполнителей исключает одностороннее рассмотрение управленческой деятельности. Изучение психологии управления дает возможность увидеть диалектический характер связей в системе «человек-человек» на различных уровнях взаимодействия и управления.

Цель преподавания дисциплины: дать основы понимания формирования группы, взаимодействия и управления с учетом психологических особенностей людей, поскольку в подсистеме трудовых отношений важную роль играют межличностные отношения, которые складываются между конкретными сотрудниками в рамках той или иной организации. Основное внимание уделяется рассмотрению проблем: анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами, стрессами; вычленение основных этических норм взаимоотношений в организации.

Задачи: 1.Дать систематизированные знания о психологической сущности человека в организации; 2. Помочь студентам в выработке умений и навыков руководить людьми, способности взвешенно анализировать сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений.

 

ЛЕКЦИЯ № 1.

Тема: Развитие науки управления и современное состояние теории управления.

Цель: Анализ основных проблем, возникающих при организации взаимодействия руководителя и подчиненных; показать специфику психологии управления.

План:

1. Предыстория науки управления.

2. Цели, задачи и содержание психологии управления.

3. Общие подходы к теории управления.

4. Современное состояние теории управления.

 

Предыстория науки управления.

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникла задолго до того, как стало объектом социально-научного исследования. Потребность и способность работать вместе требует координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, т.е. требует управления совместной деятельностью.

Такие древние цивилизации как Персия, Египет, Вавилон имели формальную структуру, в которой выделялись определенные уровни управления и практикантов-управленцев, о чем свидетельствуют их достижения.

Наука управления развивалась без теоретической основы, а шла путем проб и ошибок. Возникли предпосылки для формирования некоторых общих теоретических представлений об управлении, о формах и способах его организации. Процесс зарождения управления оказался очень противоречивым, сложным и длительным.

До начала 20 века управление не считалось самостоятельной областью научного изучения. На рубеже 19-20 в. в. произошла крупная бюрократическая революция, которая охватила все цивилизованные страны и привела к формированию иерархических структур управления. Возникла объективная необходимость к формированию теории управления и осознанию его роли как важной производительной силы. Этот момент наступил в 1911 г., когда основатель научного управления Ф. Тейлор опубликовал книгу «Менеджмент или управление фабрикой», где были выделены основные принципы управленческого труда.

Мескон отмечает: «Появление и оформление управления как науки частично было ответом на потребности большого бизнеса, частично попыткой воспользоваться преимущественной техникой, а частично достижением небольшой группы любознательных людей, имеющих горячее желание открыть эффективные способы выполнения работы». 3.Общие подходы к теории управления.

Существует 3 основных методических подхода к теории управления: 1. процессный;

2.системный; 3. ситуационный;

Эти подходы характеризуют особенности современного состояния теории управления. Процессный подход сложился как развитие основного положения административной школы т.е. идеи о существовании основных и универсальных функций управления.

Функции рассматриваются не как отдельные, а как взаимосвязанные и образующие в своей совокупности единый процесс управления. Управление- это система непрерывных и взаимосвязанных действий.

Положение о решающей роли целостности и скоординированности процесса управления, наличие у него внутренней логики является общим для данного подхода. Файоль считал, что существует 5 основных управленческих функций;

1.предсказание и планирование;

2.организация;

З. распоряжение;

4. координация;

5.контроль (основная деятельность руководителя);

Системный подход начал складываться со 2-й половины 20 в. С его помощью организация рассматривалась как единое целое со всеми своими связями и отношениями, а также согласованность деятельности всех систем организации. Системный подход требует обратной связи между частями и целым. Главная задача руководителя- необходимость видеть всю организацию в целом, в единстве всех ее составляющих частей. Руководитель должен учитывать, что любое частное воздействие на любой компонент организации может привести к непредсказуемым последствиям, которые и надо учитывать в управлении.

Руководителю необходимо знать по каким законам строятся системы. Т.к. любая организация имеет свою внутреннюю логику, то учет этой внутренней логики организации является важнейшим условием эффективности управления, и в тоже время, большой трудностью в управлении. Ситуационный подход возник в конце 60-х г. 20 в. Его основные положения развивают основные идеи системного подхода, но считает, что любая организация

Руководителю необходимо знать по каким законам строятся системы. Т.к. любая организация имеет свою внутреннюю логику, то учет этой внутренней логики организации является важнейшим условием эффективности управления, и в тоже время, большой трудностью в управлении. Ситуационный подход возник в конце 60-х г. 20 в. Его основные положения развивают основные идеи системного подхода, но считает, что любая организация -это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой и приспосабливающаяся к ней. Следовательно, главной причиной того, что происходит внутри организации следует искать в той ситуации, в которой она реально функционирует. Понятие «ситуация» стало ключевым для данного подхода. Ситуация - конкретная система обстоятельств и условий, которые влияют на организацию в данное время.

Для эффективного управления в разнообразных ситуациях требуется синтез знании и умение выбирать их в зависимости от специфики конкретных условий. Оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель, не могут носить только общего характера, а должен варьироваться в определенных ситуациях.

Итогом этого подхода явилось то, что в отличие от других подходов он показал, что лучшего способа управления нет в принципе, а эффективность любого из них относительна и определяется конкретной ситуацией.

Современная ситуация в теории и практике менеджмента характеризуется существованием и взаимодействием 3-ех основных подходов при явном преобладании последнего (ситуационного).

В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр теоретических и прикладных разработок очень разнообразен. По мнению большинства исследователей, огромный спектр направлений привел к тому, что сформировалась ситуация, которая получила название «тихая управленческая революция», ключевыми чертами которой являются:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. На первый план выдвигается проблема гибкости, адаптации к постоянно меняющимся внешним условиям среды, которые диктуют стратегию управления, определяют структуру организации и формы управления ею.

2. Использование в управлении систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы.

3. Ситуационный подход составляет основу современной теории и практики, т.е. вся организация внутри предприятия - это ответ на различные по своей природе воздействия извне.

4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающем в организации.

Все эти положения являются основными принципами современной теории управления.

4. Основные школы науки управления. Ход развития науки управления связан с развитием школ. Первая школа- «школа научного управления» (1885-1920 г. г.)

Возникновение этой школы явилось ключевым событием, благодаря которому наука управления приобрела не только самостоятельность, но и широкое общественное признание. Отцы школы: Ф.Тейлор, Гилберт, Эмерсон и др.

Их первыми шагами научного анализа труда и управления явилось не изучение административных и управленческих задач, а исследование содержания труда и его компонентов. Затем они приходят к выводу о необходимости отделения управленческих функций от фактического исполнения работы.

Управление - это особая специальность и наука о нем - это самостоятельная дисциплина. Общая цель повышения производительности труда может быть достигнута 3-мя путями:

1. посредством изучения самого содержания исполнительского труда (его операций, режима, условий и т.д.)

Управление - это особая специальность и наука о нем - это самостоятельная дисциплина. Общая цель повышения производительности труда может быть достигнута 3-мя путями:

1. посредством изучения самого содержания исполнительского труда (его операций, режима, условий и т.д.)

2. разработали эффективную систему контроля за индивидуальным и коллективным трудом на базе действенной системы стимулирования и регламентации трудового процесса.

3. на основе определения оптимальной системы управления предприятия в целом обеспечивались высокие конечные результаты всего предприятия.

С момента возникновения науки об управлении, она связана с анализом трудовой деятельности в целом. Она в значительной мере явилась результатом объективного развития научных методов анализа содержания и условий трудовой деятельности.

Было показано, что повышение производительности может быть достигнуто не только путем совершенствования производства и техники, но и путем лучшей организации труда, т.е. организация и управление трудом- это дополнительный эффективный резерв возможности повышения производительности. Основные принципы предложенные Тейлором:

научный подход к выполнению каждого элемента работы;

- научный подход к подбору и обучению кадров;

- кооперация с рабочими;

- разделение ответственности за результаты между менеджером и рабочим.

В 20-е годы возникла новая школа, которая называлась административной, классической школой управления (1920-1950).

Основным моментом этой школы явилось обобщение наработанных данных и распространение их на административно-управленческую среду.

Основоположником является Анри Файоль - отец современного менеджмента, глава одной из крупных французских компаний.

Цель школы: разработка некоторых универсальных принципов управления, пригодных для всех типов организаций, которые бы гарантировали высокие результаты, Они впервые описали основные функции управления, которые необходимы и достаточны для рациональной системы управления любой организации.

Файоль подчеркнул, что управление пропитано психологией и выделил психологические факторы повышения производительности труда (власть, единство руководства, подчинение личных интересов общим).

Выделил 14 принципов повышения производительности труда:

1.Разделение труда.

Цель: выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при равных условиях. Это достигается при помощи сокращения целей.

2.ПОЛНОМОЧИЯ (право отдать приказ, который ведет за собой ответственность) и ответственность.

3.Дисциплина (основная задача руководителя, справедливое применение санкций).

4.Единачалие (работник должен получить приказы от одного начальника).

5.Единство направления (каждая группа, действующая в рамках одной цели, должная быть объединена общим планом и иметь одного руководителя).

6.Подчиненность личных интересов общим.

7.Вознаграждение персонала (справедливая оплата труда).

8.Централизация (способ организации отдельных подразделений деятельности).

9.Скалярная цепь управления (иерархия руководящих должностей).

10.Порядок (все должно быть на своем месте).

11. Стабильность рабочих мест для персонала.

12. Справедливость (сочетание доброты и правосудия в управлении организацией).

13. Инициатива (разработка плана и его реализация).Н.Корпоративный дух (союз - это сила, слаженная работа).

Несмотря на то, что школа внесла вклад в развитие науки об управлении, она носила несколько ограниченный характер. Недостаточно в ней уделяется внимание психологическим и поведенческим факторам. Поэтому эту школу рассматривают как рационалистический подход к управлению.

Начиная с 30-х годов появилась школа «человеческих отношений «и позже «школа «поведенческих наук» (50-е годы).

Начало школы «человеческих отношений» было положено Элтоном Мэйо. Он показал в своих исследованиях, что все средства «классической школы» и других школ не всегда вели к повышению производительности труда, т.е. силы, возникающие между рабочими в ходе труда превосходили усилия администрации. Было доказано, что в качестве сильных факторов эффективности труда и управления выступают не только экономические и организационные факторы, а что комплекс психологических факторов (личные отношения, мотивация, потребности, отношения к работникам, учет их целей) оказывается очень значимым. И их учет необходим при выработке стратегии и тактики управления.

Роль этой школы состоит в показе возможностей и необходимости синтеза теории управления с психологией.

Принципиальная переориентация исследовании на изучение человеческого фактора как основного элемента эффективности организации постепенно привело к оформлению школы «поведенческих наук».

Лайкерт, Макгрегори, Маслоу, Блейк показали, что не только межличностные отношения, но мотивация, характер власти и авторитета, особенности лидерства, поддержание коммуникации, субъективное восприятие человеком своего труда и места в организации являются мощными факторами повышения производительности.

Поведенческий подход приобрел популярность и такие масштабы, что почти полностью охватил все основные проблемы теории управления.

ТТТкола «количественных методов в управлении».

Основная заслуга - предложенная ею методология разработки операции:

1. Разрабатывается модель организационной ситуации.

2. Упрощаются реальные ситуации.

3. Сокращается число переменных. Этим переменным задают количественныезначения, что позволяет объективно оценить каждую из этих переменных и выявитьопределенную взаимосвязь между ними.

• развитие количественных методов в помощь управленцам, принимающим решения в сложных ситуациях.

 

Лекция 2.

Тема: Функции управления.

Цель: показать функции управления, которые являются общими для любой организации независимо от характера выполняемой деятельности.

План:

1. Основная структура функции управления.

2. Функция планирования.

3. Функция организации.

4. Функция мотивации.

5. Функция контроля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.