Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности дактильной речи у детей с нарушением слуха




Становление речи у детей с нарушением слуха

 

Остаточный слух играет существенную роль при обучении глухих детей произносительной речи. При значительном остаточном слухе глухие обладают возможностью различать на слух некоторые фонемы, в основном гласные и определять принадлежность некоторых согласных к той или иной фонетической группе (сонорные, шипящие, вибранты). Если обращенная к глухому речь достаточно громкая и отчетливая (громкий голос у ушной раковины), то даже при незначительных остатках слуха он может различать ударение (словесное, фразовое, логическое). Способность воспринимать гласные и ударение позволяет глухому улавливать ритмический рисунок слов (количество слогов и место ударения), что значительно облегчает ему узнавание знакомых слов и фраз. При этом следует принимать во внимание уровень речевого и умственного развития ребенка.

У позднооглохших детей большое значение имеет предшествующий речевой опыт. Роль речевого опыта заключается в том, что имея определенный запас слов, владея грамматическими формами языка и его произносительной стороной, ребенок получает возможность на основе очень неполных слуховых впечатлений воспроизвести из нескольких возможных вариантов именно те слова и словосочетания, которые были фактически произнесены. Это значительно облегчается наличием определенного смыслового контекста, подсказывающей ситуации. Физиологической основой воспроизведения слов и словосочетаний по неполным слуховым впечатлениям является наличие достаточно прочно сложившихся речедвигательных стереотипов (за счет моторной памяти), которые приводятся в действие при поступлении в слуховую область коры головного мозга обрывочных звуковых сигналов. Опытные учителя, используя сохранившиеся у глухого зрительный, кожный и двигательный анализаторы, воспитывают достаточно внятную речь.

Роль слуха в овладении речью слабослышащими принципиально иная, чем у глухих, т.к. слабослышащий ребенок имеет возможность приобретать с помощью слуха определенный речевой запас, поэтому важно использование звукоусиливающих аппаратов. При менее значительном снижении слуха дети лучше воспринимают фразы на слух, чем при чтении с губ, при более значительном – наоборот. При этом наилучший результат достигается при комплексном слухозрительном восприятии речевого материала.

 

 

 

В современной сурдопедагогике применяют 2 системы обучения глухих: на основе билингвистического подхода и на основе словесной речи. При втором подходе словесная и жестовая речь, а также дактилология равноправны и равноценны.

Дактилология (греч. – палец, слово) – дактильная речь, ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в дактилологии имеется столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка. По очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов (О, М, П, Ш). Это особая кинетическая система для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи.

Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в некоторых странах применяется и двуручная дактилология, построенная на использовании комбинированных движений пальцев обеих рук. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.