Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование отношений несостоятельности и процессов финансового оздоровления

Институт банкротства предприятий в переходный период развития экономики России

Практика поведения организаций России в условиях кризиса только начинает формироваться. Соответственно институт банкротства предприятий в экономике Российской Федерации также находится в процессе становления, однако он активно развивается. Попытаемся систематизировать правовые и организационные аспекты банкротства (несостоятельности) предприятий в современной России, так как именно они являются основополагающими для развития теории и практики антикризисного управления в нашей стране.

В Российской Федерации реализация процедуры банкротства впервые была законодательно оформлена Законом РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. Конечно, этот Закон имел много недостатков, но, по крайней мере, он впервые четко регламентировал основные понятия, имеющие отношение к несостоятельности предприятий, судебные и внесудебные процедуры банкротства и много других важных моментов. Поэтому имеет смысл кратко изложить основные положения Закона, несмотря на то, что с 1 марта 1998 г. он утратил силу.

Итак, в соответствии с этим Законом определялись условия и процедура объявления предприятия несостоятельным, и устанавливалась очередность удовлетворения требований кредиторов.

Руководствуясь этим Законом, можно было выделить три основных признака признания предприятия банкротом. Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Заявление в арбитражный суд о признании банкротом могли подавать должник, кредиторы или прокурор.

Предприятие считается несостоятельным (банкротом) только после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом или официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

После признания предприятия банкротом в отношении предприятия применялись следующие процедуры:

1) реорганизация;

2) ликвидация;

3) мировое соглашение.

Реорганизационные или ликвидационные процедуры назначаются по решению арбитражного суда. Реорганизационные процедуры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации и способствуют продолжению его существования. Они включают внешнее управление имуществом должника и санацию (финансовое оздоровление).

Внешнее управление имуществом представляет собой процедуру, направленную на продолжение деятельности предприятия-должника и осуществляемую на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Санация (оздоровление предприятия-должника) — это процедура, при которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами или иными лицами.

К ликвидационным процедурам относятся принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия из-за его несостоятельности осуществляется в порядке конкурсного производства специально назнача­емым лицом (конкурсным управляющим).

Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Отличительная особенность мирового соглашения, предусмотренная Законом, обусловлена тем, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражные суды не определяют спорное правоотношение сторон, а устанавливают факт несостоятельности конкретного предприятия. Поэтому утверждение мирового соглашения арбитражным судом не является рассмотрением дела по существу.

Естественно, Закон о несостоятельности (банкротстве) от 19 ноября 1992 г. не предусматривал многих важных положений, в частности механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного Закона не были четкими. Поэтому последнее мешало развитию института банкротства в России. Например, данное Законом определение несостоятельности затягивало судебные процессы по делам о банкротстве на целые месяцы, так как доказать превышение обязательств над стоимостью имущества должника при наличии неудовлетворительной структуры баланса часто было достаточно сложно. Многие положения Закона не работали, поэтому крупные государственные и частные промышленные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, затягивать кризис неплатежей, используя его как способ компенсации дефицита дешевых кредитных ресурсов, необходимых для формирования оборотных средств. Банкротства не боялись и другие предприятия. Фактически выгоднее было не платить по обязательствам долгое время.

Однако именно этот Закон положил начало становлению механизма банкротства предприятий в Российской Федерации и способствовал внедрению механизма реструктурирования предприятий.

Согласно нашей хронологии отметим еще несколько нормативных актов, которые оказали влияние на развитие организационно-правовых аспектов института банкротства в России:

1) постановление Совета Министров РФ и Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 «О Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом». Принятие данного документа регламентировало деятельность основного государственного органа, регулирующего все вопросы несостоятельности предприятий;

2) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Согласно Указу на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) были возложены некото­рые важные функции, например:

Ø определение необходимых признаков (условий) наличия реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника, являющихся основанием для назначения внешнего управления его имуществом или его санации;

Ø представление в арбитражный суд заключения по плану проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника;

Ø обращение в арбитражный суд с заявлениями: о пересмотре плана проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника; продолжении внешнего управления имуществом этого предприятия либо о его прекращении и об открытии конкурсного производства; неэффективном проведении санации или действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов Российской Федерации как собственника предприятия-должника;

Ø организация работ по оценке стоимости активов предприятия-должника и т.д.;

3) постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Оно имело большое значение, так как в нем впервые была разработана система критериев для признания структуры баланса неудовлетворительной. Это всем известные коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности. Кроме того, в документе были освещены вопросы предоставления государственной помощи предприятиям-должникам;

4) Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 «О продаже государственных предприятий-должников». В нем был установлен порядок продажи государственных предприятий-должников. Этот нормативный акт имел важное значение, так как в России государство является собственником большого количества предприятий;

5) распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 30 июня 1994 г. № 15-Р «Об учете неплатежеспособных предприятий». Документ важен тем, что он положил начало учету неплатежеспособных предприятий (при помощи учетной карты и т.п.). Естественно, такой учет необходим для сбора информации по предприятиям и дальнейшего ее анализа;

6) распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 12 августа 1994 г. № 31 «Об утверждении методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса». В настоящее время этот документ в данной редакции недействителен, но в свое время он стал методикой, по которой анализировалось финансовое состояние потенциальных банкротов;

7) распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 13 сентября 1994 г. «Об аттестации специалистов по антикризисному управлению» (последняя редакция — от 2 февраля 1994 г.). Безусловно, тщательный отбор специалистов по антикризисному управлению и их аттестация являются важным моментом в реализации механизма банкротства в Российской Федерации;

8) распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 5 декабря 1994 г. № 98-Р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления». Бизнес-план является одним из основных сводных документов финансового оздоровления. Именно в данном документе анализируются процессы изменения состояния предприятия и разрабатываются мероприятия, с помощью которых руководство намерено преодолеть возникшую кризисную ситуацию, чтобы предотвратить банкротство. Регламентирование формы бизнес-плана было необходимо;

9) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Этот Закон включен автором в перечень нормативных актов, потому что он оказывает косвенное влияние на развитие института банкротства в нашей стране. Действительно, обеспечение сохранности имущества должника имеет большое значение;

10) Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он заменил Закон о несостоятельности (банкротстве) от 19 ноября 1992 г. Федеральный закон от 8 января 1998 г. не является новой редакцией Закона РФ от 19 ноября 1992 г. Его основой является совершенно иная идеология, которая базируется на отказе от принципа «неоплатности» долга при определении критерия банкротства (т.е. банкротом мог быть признан тот, кто не мог оплатить свой долг). В Федеральном законе от 8 января 1998 г. основой критерия банкротства является принцип «неплатежеспособности». Если по нормам Закона РФ от 19 ноября 1992 г. банкротству не подлежали организации, сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости их имущества, то в Федеральном законе от 8 января 1998 г. этой нормы нет. Новый Закон иначе, чем предыдущий, определяет признаки банкротства;

11) постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства», а также Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства. Данные документы были приняты в целях повышения эффективности процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

12) постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537 «О федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению». Эта служба заменила Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. Она стала федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций;

13) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Действие Закона ограничивается сферой деятельности кредитных организаций и свидетельствует о начале развития института банкротства в Российской Федерации не только по вертикали, но и по горизонтали;

14) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Он регулирует особенности процедур банкротства, применяемых к субъектам естественных монополий ТЭКа;

15) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Этот Закон действует в настоящее время.

Анализируя приведенные выше нормативные акты, можно сделать вывод, что идет постепенная эволюция механизма банкротства предприятий в России и появляются новые документы, отвечающие современным реалиям. Кроме того, наблюдаются постоянное углубление, детализация правовых и организационных аспектов антикризисного управления. Однако институт банкротства в Российской Федерации еще окончательно не сформирован, поэтому в дальнейшем специалистам предстоит решить большое количество различных проблем.

Итак, с 26 декабря 2002 г. изменилась экономическая среда российского предпринимательства под воздействием вступившего в силу нового Закона о несостоятельности (банкротстве). Закон от 2002 г. можно назвать уникальным, так как он не только содержит нормы материального права, но и регламентирует ход судебного разбирательства. В новом Законе отражен опыт, накопленный в ходе обобщения судебной практики.

Банкротство предприятия для России становится все более обыденным понятием. Конечно, около 70 тыс. дел о банкротстве в год — это еще не уровень цивилизованных стран, но институт банкротства в России успешно развивается. Закон 2002 г. о банкротстве касается не только должников и кредиторов, которые непосредственно участвуют в судебном процессе. В России введен принципиально новый институт арбитражных управляющих, а это уже развитие еще одного вида предпринимательской деятельности.

Особое место в процессе банкротства занимает независимая экспертиза. В настоящее время судьи избавлены от необходимости принимать экономические решения. Чиновники кроме контрольных функций начинают работать над построением национальной системы банкротства и созданием необходимой инфраструктуры.

Процедуры банкротства имеют строгое логическое описание. Они начинаются с подачи заявления о признании должника банкротом и заканчиваются прекращением производства по делу о несостоятельности. Следует отметить, что механизмы процедуры достаточно хорошо описаны и формализованы в тексте Закона. В частности, априорно жестко заданы схема движения и порядок оформления документов по делу о банкротстве. Систематическое отслеживание документов позволит субъектам процедуры, или заинтересованным сторонам, заранее как бы проектировать свои действия, а также объективно оценивать складывающуюся ситуацию. Арбитражный механизм банкротства представлен на рис. 8.4.

 

 

 

Рис 8.4. Арбитражный механизм банкротства

 

По Закону 2002 г. для появления признаков банкротства достаточно в течение трех месяцев не уплатить долг в размере 100 тыс. руб. В этом случае над предприятием начинаются судебные разбирательства. Четкое определение внешних признаков банкротства должно вынудить руководителей предприятий тщательно следить за динамикой своих долгов. Ведь Закон обязывает руководителей компаний обращаться в суд, если неплатежи по кредитам могут привести к невозможности полностью вернуть долги другим компаниям. На выполнение этой обязанности Закон 2002 г. дает должнику лишь месяц с момента наступления подобных обстоятельств. В настоящее время установлены жесткие санкции за неисполнение этого требования: субсидиарная ответственность руководителя предприятия-должника перед кредиторами (т.е. по принципу «нет средств у предприятия — плати свои»), лишение права занимать руководящие должности, а в отдельных случаях — уголовная ответственность.

Закон обязывает учредителей юридических лиц, собственника имущества унитарного предприятия, органы исполнительной власти всех уровней принимать меры по предупреждению банкротств и предотвращению судебных разбирательств. Прежде всего, это досудебное урегулирование отношений с кредиторами путем всевозможных соглашений. Так, учредители предприятия могут предоставить ему финансовую помощь для погашения долгов в обмен на другие обязательства. Для такой помощи используются специальные термины «досудебная санация» и «процедура финансового оздоровления».

Закон запрещает разглашать сведения о банкротстве до момента публикации соответствующего решения арбитражного суда. Другими словами, без решения суда называть кого-либо банкротом нельзя, так как, в сущности, это нарушение деловой этики и дискредитация репутации предприятия. Однако, к сожалению, за нарушение этого запрета в Законе никаких санкций не предусмотрено. Разумеется, подобные заявления не имеют юридических последствий, ведь банкротом может признавать только суд, но экономические последствия для предприятия могут быть отрицательными: с должником перестают вести дела партнеры по бизнесу, его акции не покупают и т.д.

Что именно является «сведениями о банкротстве», Закон точно не определяет. Так, если кредитор публично заявит, что АО должно ему 1 млн. долл. США и не отдает долг в течение года, то такое заявление, по мнению авторов Закона, является всего лишь констатацией фактов. Однако если кто-то заявит, что должник не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, то это может быть расценено должником как намек на банкротство. Видимо, делать публичные заявления следует очень осторожно.

Запрет на разглашение «тайны банкротства» вовсе не означает запретов на раскрытие информации. Решение о признании должника банкротом печатается в «Вестнике Арбитражного суда Российской Федерации» и официальном издании Минюста РФ, причем за счет имущества должника.

Если, несмотря на старания опекунов должника, дело рассматривается в суде, то процесс банкротства начинается так. Приняв заявление кредиторов, арбитражный суд вводит процедуру наблюдения, которая может длиться до семи месяцев. Для нашей страны это принципиальное новшество, заимствованное из законодательства Германии. Такая практика была введена в связи с наличием серьезных недостатков в Законе о несостоятельности (банкротстве) 1992 г.

До утверждения Закона 2002 г. пока суды решали, как поступать с должником — вводить ли процедуру финансового оздоровления или внешнего управления или назначать конкурсное производство, — прежняя администрация, как правило, пыталась создать некоторый дополнительный капитал. Используя более или менее узаконенные схемы, руководители перемещали средства предприятия в другие структуры, так как времени для этих действий у них было предостаточно: суды тянули с решением по нескольку месяцев.

Кредиторы, изучив подобные действия, стали разрабатывать мероприятия по их преодолению. В этом случае действием кредиторов является подача заявления в суд о ходатайстве об аресте имущества должника. Де-юре это означало, что своим имуществом предприятие не могло ни распоряжаться, ни пользоваться. Если арестовывалась продукция — ее нельзя было продать, банковский счет — предприятие лишалось возможности платить заработную плату, налоги и рассчитываться с кредиторами. Тем временем росли штрафы и пени, т.е. предприятие «постепенно умирало».

Кроме того, банкротство стало мощным оружием в борьбе с конкурентами. Скупив долги противника (самостоятельно или через аффилированных лиц), конкуренты в суде открывали дело о банкротстве и требовали ареста имущества. Впрочем, на практике запреты на пользование имуществом были не слишком строгими. Никакой суд не может полностью закрыть деятельность предприятия. Абсолютный арест имущества в России также физически невозможно осуществить. В этих условиях предприятия, находясь под арестом, нелегально продавали продукцию и пользовались имуществом по принципу «можно, но осторожно».

Введение процедур наблюдения и финансового оздоровления затруднило «беспредел» должников и кредиторов. Разработчики Закона единодушны во мнении, что наблюдение и финансовое оздоровление — вполне эффективные меры, позволяющие соблюдать равенство интересов всех сторон. В этот период предприятие продолжает свою деятельность, но с небольшими ограничениями. Администрация должника обязана согласовывать с временным и административным управляющими крупные сделки, а также сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, получением и выдачей займов и кредитов, поручительств, переводом долга и др.

Наблюдение и финансовое оздоровление ограничивают некоторые права акционеров (участников). Органы управления должника без согласия арбитражных управляющих и собрания кредиторов не могут принимать решения о реорганизации, создании новых юридических лиц, выплате дивидендов, размещении облигаций и других эмиссионных бумаг. Такие ограничения обеспечивают сохранность имущества должника.

В Законе о банкротстве 2002 г. существенно возросла роль независимой экспертизы.

Временный управляющий проводит анализ финансового состояния. Он необязательно должен это выполнить сам. Скорее всего, для выполнения данных действий он пригласит грамотных экспертов. Их заключение поможет ответить на главный вопрос: есть ли у предприятия шансы расплатиться? Именно по результатам финансового анализа собрание кредиторов должно либо принять решение о введении финансового оздоровления и внешнего управления, либо настаивать на конкурсном производстве. Однако если заинтересованные лица со стороны должника (например, акционеры) сочтут выводы специалистов, представляющих интересы кредиторов, предвзятыми, у них есть возможность провести собственную экспертизу или добиться ее назначения через суд.

В Законе о банкротстве 2002 г. содержится весь перечень средств, необходимых для достижения согласия между должником и кредитором, а также для успешного и быстрого устранения должника с рынка в случае, если согласие между ними не достигнуто.

На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом Закон предоставляет сторонам возможность заключения мирового соглашения. Последнее может быть заключено между должником и кредиторами. Решение мирового соглашения утверждается арбитражным судом; согласно этому решению вносится определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Однако следует иметь в виду, что заключение мирового соглашения зависит от погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очередей.

Закон также открывает новые возможности для инвестиций. В частности, предусматривается широкое участие третьих лиц. Они могут (на возмездной основе) погасить денежную задолженность предприятия. Инвесторам разрешается выкупить имущество должника, в том числе в форме покупки самого предприятия или акций нового предприятия, созданного на базе имущества должника. Это может быть осуществлено как в ходе внешнего управления, так и в процессе конкурсного производства. По условиям мирового соглашения возможно осуществление обмена требований на акции. Предусмотрен еще целый ряд механизмов, позволяющих либо восстановить платежеспособность должника, либо передать имущество новому собственнику, который будет заинтересован в развитии производства, т.е. в инвестировании в реальный сектор экономики.

Таким образом, банкротство — мощный механизм перераспределения собственности в пользу стратегических инвесторов, заинтересованных в выходе предприятий из кризиса, а значит, и в финансовом оздоровлении больной российской экономики в целом.

В Законе также рассматривается банкротство физических лиц. Процедура банкротства в отношении физических лиц существует во всех цивилизованных странах. Например, в США из почти 1 млн. ежегодных банкротств большая часть приходится именно на так называемое потребительское банкротство, т.е. на банкротство лица, не осуществляющего никакой предпринимательской деятельности, все долги которого носят исключительно потребительский характер.

Банкротство физического лица — это, прежде всего способ для индивидуума получить официальное подтверждение своей добросовестности в отношении кредиторов и признание того факта, что он не может рассчитаться с кредиторами по объективным причинам. При этом банкрот освобождается от бремени долгов и в состоянии начать новую жизнь. В отсутствие такого закона кредиторы могут очень долго преследовать должника, что создает предпосылки для широкого круга негативных явлений, включая так называемые криминальные разборки.

В настоящее время в России объективно наступает третья волна перераспределения собственности. Это время восстановления прав кредиторов, упорядочения требований к обязательствам партнеров и банкротств. Предыдущие два этапа приватизации: ваучерная — слепой передел государственной собственности и фондовая — спекулятивное распределение собственности для игры на корпоративных бумагах — не привели реального стратегического инвестора к собственности.

Процедура банкротства — это третий передел собственности, главная роль в котором отведена стратегическим инвесторам — собственникам, заинтересованным не в спекулятивных играх на акциях, а в реальном возрождении производства. Сегодня очевидно, что фондовый рынок, оставаясь по характеру спекулятивным, не стал эффективным инструментом привлечения капитала в реальный сектор экономики, так как не был задействован потенциал системы взаимосвязей конкретных предприятий и стратегических инвесторов. Это, пожалуй, одна из самых веских причин затянувшегося инвестиционного кризиса в России.

Банкротство в дальнейшем станет одной из важных концепций инвестирования в производство, поэтому главная роль будет принадлежать профессиональным инвестиционным посредникам, представляющим собой одну из основ инфраструктуры инвестиций. Приобретение промышленных объектов на конкурсах или аукционах чрезвычайно выгодно для инвесторов, но сложность и специфичность этого механизма требуют обязательного участия в этом процессе профессионалов.

Таким образом, подытоживая обзор развития института банкротства в России, его правовых и организационных аспектов, необходимо обратить внимание на то, что институт банкротства предприятий в нашей стране в настоящее время совершенствуется, и все больше соответствует современной экономической обстановке.

Критическая фаза развития, которую сегодня переживает наша страна, привела к формированию качественно нового рынка — рынка банкротств. Его развитие мало изучено и вызывает большое количество вопросов и споров. Он характеризуется появлением различных интересов между собственниками, кредиторами предприятий, трудовыми коллективами, менеджерами высшего звена и конкурентами, а также отношениями, возникающими между ними.

Институт банкротства в России, как уже было сказано выше, начал развиваться с ноября 1992 г., т.е. после принятия Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Практика его применения на начальном этапе экономических преобразований в стране была осложнена тем, что коммерческие кредиторы для реализации своих интересов оказались не готовы применять процедуры банкротства к несостоятельным должникам. Любой кредитор в монополизированной структуре российской экономики начала 90-х гг. с трудом решал вопрос о том, что если сегодня обанкротить должника, то с кем работать завтра. В результате число арбитражных процессов по делам о банкротстве в 1993—1994 гг. было ничтожно малым и не соответствовало реальным потребностям российской экономики. В то же время, почувствовав безнаказанность, недобросовестные организации преднамеренно не выплачивали долги, что в результате привело к неплатежам во всем национальном хозяйстве.

Кроме того, вскоре после принятия Закона о банкротстве стало очевидно, что полномасштабная реализация процедур несостоятельности, соответствующая фактическому финансовому состоянию российских предприятий, повлечет такие негативные социальные последствия, при которых у государства может не оказаться необходимых ресурсов для решения возникающих в связи с этим проблем. К тому же своевременное выявление кризисных симптомов в финансовом состоянии организаций и осуществление комплекса мер, направленных на предотвращение их реального банкротства, может привести к существенно меньшим последствиям, как в социальном, так и в экономическом аспекте.

Государство не могло не принимать участие в процессах банкротства и в решении связанных с ними проблем, поскольку их последствия неизбежно затрагивают его интересы и влияют на политическую и экономическую стабильность общества. Государство должно осуществлять регулирование и контроль этих процессов, располагая для этого необходимыми ресурсами и организационными возможностями.

В 1993 г. было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (ФУДН(б)), основными задачами которого стали разработка и осуществление комплекса мер, направленных на эффективную реализацию законодательства о несостоятельности, а также на предотвращение негативных последствий реальных банкротств предприятий и организаций. ФУДН(б) имело ведомственную принадлежность, поэтому представляло интересы государства как собственника таких государственных предприятий и акционерных обществ, в капитале которых доля Российской Федерации превышала 25%. Кроме того, оно обладало полномочиями для решения поставленных перед ним задач, во многом вытекавшими из приватизационного законодательства либо его симбиоза с законодательством о несостоятельности. ФУДН(б) также было поручено представлять интересы Российской Федерации как кредитора по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды при рассмотрении дел о банкротстве организаций независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

С конца 1993 г. началось развитие правового регулирования внесудебных процедур предупреждения несостоятельности. На этой правовой основе ФУДН(б) была развернута работа по мониторингу финансового состояния предприятий и организаций и профилактике их банкротств. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» было введено понятие «неплатежеспособность» и утверждена система критериев для признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, которая не предусматривала дифференцированного подхода к предприятиям в зависимости от их отраслевой принадлежности, длительности производственного цикла и других факторов.

В систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса, позволившую выделить «больные» предприятия и явившуюся основанием для разработки дальнейших мер по отношению к этим предприятиям в рамках внесудебных процедур, входят следующие показатели:

Ø коэффициент текущей ликвидноститл), характеризующий способность покрыть имеющуюся краткосрочную задолженность оборотными активами:

Ø коэффициент обеспеченности собственными средствамиосс), отражающий способность предприятия покрыть собственными средствами необходимые для осуществления производственно­го процесса оборотные средства:

Ø коэффициент восстановления (утраты) платежеспособностив(у)), отражающий способность предприятия восстановить или утратить свою платежеспособность за определенный срок:

где Ктл.ф — фактическое значение Ктл на конец отчетного периода;

Ктл.н — значение Ктл на начало отчетного периода;

Ктл.норм. — нормативное значение, равное 2;

П — период восстановления (утраты) платежеспособности (принимает значение, равное 3, при установлении возможной утраты платежеспособности или значение, равное 6, при возможности восстановления платежеспособности организаций), мес.;

Т — отчетный период в мес.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным является наличие на конец отчетного периода значений хотя бы одного из двух первых или обоих коэффициентов, указанных выше, — текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами — ниже нормативного значения неплатежеспособности.

В России были введены специфические критерии неплатежеспособности в целях ускорения процесса приватизации. Их введение связано с тем, что в РФ недостаточная ликвидность предприятий часто была обусловлена государственными долгами перед организациями, объемами неплатежей в масштабах всей страны или спровоцирована конкурентами и кредиторами. Это не способствовало повышению эффективности и социально-экономической значимости производства.

Основное отличие процесса признания предприятия неплатежеспособным от процесса банкротства заключается в отсутствии судебного разбирательства. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО; ранее — ФУДН(б)) была наделена полномочиями, позволяющими принимать решения о дальнейшей судьбе предприятий независимо от внешних признаков несостоятельности, изложенных в Законе о банкротстве. Таким образом, в России в условиях массовой неплатежеспособности наряду с судебными процедурами признания предприятий несостоятельными в середине 90-х гг. XX в. развивался более приемлемый процесс воздействия на такие предприятия — через внесудебные процедуры.

Перечень внесудебных процедур (см. рис. 10.5) был регламентирован подзаконными актами, введенными в 1994—1995 гг., и относился к неплатежеспособным государственным предприятиям, а также к акционерным обществам, доля государства, в уставных капиталах которых превышала 25%.

 

Рис 8.5 Типы внесудебных процедур

 

Процедура оказания государственной финансовой поддержки, определенная постановлением Правительства № 498, направлена на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий. При этом обязательным условием для подготовки решения о государственной финансовой поддержке предприятия является наличие плана финансового оздоровления, а также возвратность средств по истечении срока санационных мероприятий. Безвозвратное финансирование предоставляется исключительно на содержание объектов социальной сферы, возмещение убытков предприятиям, у которых нет возможности покрыть затраты на производство товаров (работ, услуг), на компенсацию издержек по восстановлению платежеспособности казенных предприятий, проведению ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Как отмечалось выше, на ФСФО России были возложены следующие функции: государственное регулирование отношений несостоятельности и процессов финансового оздоровления, представление интересов государства как кредитора и собственника, проведение государственной политики по предупреждению банкротств и реструктуризации неплатежеспособных организаций, разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства. Ее задачи обобщенно представлены на рис. 8.6. ФСФО России осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свою систему межрегиональных территориальных органов, а также агентств на территориях соответствующих субъектов Федерации.

 

Рис.8.6. Основные направления деятельности ФСФО России (до принятия нового закона о несостоятельности (банкротстве) в 2002г.

 

Подготовка, лицензирование и контроль за деятельностью арбитражных управляющих   Работа системы коллегий уполномоченных государственных представителей   Работа системы межведомственных балансовых комиссий

Ведения перечня неплатежеспособных предприятий с долей государства, превышающей 25%, и применения к ним внесудебных процедур в рамках действующего законодательства
Обращение в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности, участие в судебных процедурах банкротства, первом собрании кредиторов, заседаниях арбитражного суда
Финансовый мониторинг крупных, экономически и социально значимых организаций, их финансовое оздоровление и реструктуризация
Разработка и реализация программ и мероприятий по финансовому оздоровление и реструктуризации неплатежеспособных организаций, участие в комиссиях и коллегиях по вопросам компетенции службы
Оценка возможных последствий обращения взыскания на имущество организаций- должников
Подготовка экспертных заключений о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства
Подготовка заключений о возможности реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом
ФСФО РОССИИ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

 

 
 

Одним из ведущих направлений деятельности ФСФО, помимо участия в арбитражных процедурах о несостоятельности являлась система межведомственных балансовых комиссий (МБК), созданных в 1996 г. в целях обеспечения функции текущего контроля за соблюдением организациями платежно-расчетной дисциплины и работы с крупнейшими должниками перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Они также решали вопросы о реструктуризации и финансовом оздоровлении организаций-должников. За период функционирования МБК в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды погашены огромные задолженности, многие рассмотренные предприятия избежали процедуры банкротства.

К другому актуальному и развивающемуся направлению деятельности службы относятся коллегии уполномоченных государственных представителен (КУГП), созданные во исполнение постановления Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476 в целях повышения эффективности применения процедур банкротства, усиления социальной ащищенности работников при банкротстве организаций, консолидации требований к организациям-должникам по обязательным платежам в

единой позиции государства при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников.

В настоящее время ФСФО России стала уполномоченным органом Правительства РФ. ФСФО России выполняет функцию главного кредитора по обязательной задолженности предприятий. Сегодня представители ФСФО России могут участвовать в работе собрания кредиторов и в процедурах банкротства предприятий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обеспечение экономической безопасности государства и бизнеса | Вводная лекция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.