Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропогенез черепа

Варианты и аномалии развития черепа.

Конструкция мозгового и лицевого черепа.

Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа.

Эмбриогенез и антропогенез черепа.

Функции и отделы костей черепа.

Функциональная анатомия черепа.

Лекция № 1

Семестр. Анатомия головы и шеи

 

 

В состав костей черепа входят кости плоские, смешанные и пневматические. Являясь вместилищем для головно­го мозга, органов чувств и опорой для начальных отделов пи­щеварительного тракта и дыхательных путей (полость рта и полость носа), череп подразделяется на мозговой и лицевой отделы.

Каждая из костей черепа имеет на своих поверхностях компактное вещество, а между его наружной и внутренней пластинкой располагается губчатое вещество. Наружная пластинка более твердая, а внутренняя — хрупкая, что даже дало основание называть ее стекловидной. В костях черепа существуют отверстия и каналы, необходимые для прохож­дения сосудов и нервов. Толщина костей черепа колеблется от 3 до 8 мм.

Эмбриогенез черепа.

Со 2-го месяца эмбриональной жизни начинается так на­зываемое эндесмальное окостенение (т.е. на основе соедини­тельной ткани), а с 3-5-го месяца — энхондральное (т.е. на основе хряща). В основании черепа появляются хрящевые закладки по бокам от хорды. Это так называемые хордальные хрящи, черепные перекладины. Наряду с этим форми­руются хрящевые капсулы органов чувств. На 3-м месяце происходит слияние между собой двух указанных типов хрящей. Основу формирующего черепа составляют: 1) заты­лочная кость, имеющая соединение с I шейным позвонком; 2) клиновидная кость, относящаяся к гипофизарной облас­ти; 3) решетчатая кость, связанная с передней частью конеч­ного мозга.

Развитие лицевого скелета связано с висцеральными ду­гами. Процессы происходящего эмбриогенеза определены генетически, соответствующей программой, хотя механиз­мы реализации известны пока не во всех деталях.

Основа I висцеральной дуги — челюстной — представле­на нёбноквадратным хрящом, на основании которого форми­руется верхняя челюсть, и так называемым меккелевым хря­щом, служащим моделью для образования нижней челюсти. Из задней части меккелева хряща развиваются такие мелкие косточки среднего уха, как молоточек и наковальня.

Основа II висцеральной дуги — подъязычной, состоящей из подвисочного и собственно подъязычного хрящей, — дает материал для развития стремечка, малых рогов подъязыч­ной кости, шиловидного отростка височной кости.

Из хряща III висцеральной дуги (или I жаберной дуги рыб) развиваются тело и большие рога подъязычной кости, из скелета II и III жаберных дуг — хрящи гортани.

Как уже упоминалось выше, в составе костей черепа имеются так называемые пневматические кости. Содержа­щийся в них воздух располагается в пределах своеобразных вместилищ - параназальных синусов. Последние развиваются после рождения в результате постепенного резорбирования (рассасывания) имевшейся на этом месте костной ткани.

Воздухоносные пазухи представлены в тех местах чере­па, где отсутствуют силы напряжения. Именно эти полости не только облегчают вес черепа, но и охватывают, наподобие муфт, слуховой, вестибулярный, зрительный и обонятель­ные воспринимающие аппараты.

Размеры, форма таких пазух, как и их сообщения друг с другом, весьма индивидуальны. В известной мере, эти по­лости играют роль резонаторов при голосообразовании, бу­дучи связанные с полостью носа, а также роль термоизо­ляторов, сохраняя температуру окружающей среды вокруг указанных рецепторов. Не исключают, что синусы выпол­няют и защитную функцию, противодействуя до некоторой степени локальным сотрясениям. Так, параназальные сину­сы, помимо увлажнения и согревания вдыхаемого воздуха, смягчения толчков, испытываемых головой, поддержания температурного режима, увеличивают обонятельную по­верхность, а выстилающая их слизистая оболочка выделя­ет секрет для увлажнения носовых полостей. В частности, околоносовые пазухи играют фонетическую, обонятельную, респираторную, статическую, механическую и термоизоля­ционную роль.

После рождения выделяют несколько периодов развития костей черепа: 1-й период — с 0 до 7 лет, когда имеет место его усиленный рост; 2-й — с 7 лет до времени полового созревания — рост относительно замедлен; 3-й период — со времени полового созревания до 20-25 лет, когда вновь наступает усиленный рост.

В состав мозгового черепа входят 8 костей: непарные- за­тылочная, клиновидная, лобная, решетчатая, а также пар­ные — височная и теменная. В полости мозгового черепа располагается головной мозг с оболочками. Мозговой череп развивается в основном из мезенхимы (эмбриональная со­единительная ткань, или ткань внутренней среды, возника­ющая, главным образом, из среднего зародышевого листка), окружающей закладку головного мозга, и четырех головных сомитов.

Особенность костей черепа состоит в том, что в пределах основания они проходят три стадии развития: перепонча­тую, хрящевую и костную; кости же крыши черепа — всего две стадии: перепончатую и костную.

Лицевой череп также образован как парными, так и не­парными костями. По сравнению с мозговым отделом, ли­цевой явно выглядит уменьшенным (у человека лицевой от­дел на 50 % меньше мозговой коробки). В свою очередь, это привело к ослаблению, в отличие от животных, челюстного аппарата, а также уменьшению числа весьма специализиро­ванного «зубного вооружения». При массивной нижней че­люсти была бы невозможна членораздельная речь, для кото­рой необходимы быстрые и мелкие движения. Человек рас­кусывает твердую пищу резцами не в обязательном порядке (питается обычно сваренной едой). Людям не очень нужны сильные мышцы для жевания на лице, как и выступающие костные гребни (к примеру, скуловая дуга), к которым эти мышцы прикреплялись. Так что уменьшение в процессе эво­люции лицевого отдела черепа и уплощение лица способство­вали облегчению черепа. В свою очередь, это, скорее всего, более соответствовало вертикальной походке, да и облегчило развитие членораздельной речи.

Только нижняя челюсть из костей че­репа подвижна, ибо участвует в образовании парного височно-нижнечелюстного сустава. Еще одна кость в этой области также подвижна — подъязычная, но ее движение происхо­дит лишь за счет окружающих ее мышц шеи.

Вполне объяснимо научное положение, что биологическое становление черепа зависело от способа питания и об­раза жизни, в частности от искусственной обработки пищи. У нас и лоб более «выпрямленный», чем у ряда животных; па лицевом отделе черепа человека отсутствуют значительные гребни и выступы, а также сильно развит имеющийся v всех за ухом сосцевидный отросток.

При изучении лицевого черепа выделяются крупные глазницы, а также наружное отверстие полости носа. Его несколько прикрывают срастающиеся друг с другом мелкие носовые кости. У человека нижняя челюсть явно выглядит лёгкой и укороченной по сравнению с черепами антропо­морфных обезьян. В то же время именно человеку присуща треугольная форма подбородочного выступа, которого нет ни v одного вида обезьян, ни у древнейших людей. Не исключе­но, что такой подбородок возник у особей, обладающих чле­нораздельной речью.

Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа.

У новорожденных мозговой череп значительно превы­шает по величине лицевой. Это соотношение составляет 8:1. У взрослых, благодаря, главным образом, развитию органов дыхания и пищеварения, происходит увеличение лицевого черепа, и соотношение мозгового черепа к лицевому выражается уже как 2:1.

Становление человека разумного как вида привело к пе­рестройке черепа. На этот процесс наложили отпечаток вер­тикальность положения тела и специализация функций рта. 11ервое привело к смещению точки опоры головы вперед, и второе связано как со становлением органа речи, так и с изменением характера питания. Возникновение и применение орудий труда уже не создавало необходимости в грубой переработке пищи зубами. Последние постепенно перестали быть средством защиты или нападения. Соответствен­но, размеры челюстей, как и вообще лицевой части черепа, менялись, а мозговой — возрастали.

Помимо зубочелюстной системы, на строение лицево­го черепа оказывает влияние и рост глазного яблока, в особенности у плода. Именно у него нижняя часть лица отстает в росте, ибо она связана с началом системы органов дыхания и пищеварения, которые, естественно, начинают оказывать свое формообразующее действие только после рождения.

Рельеф жевательных и мимических мышц влияет на индивидуальность нашего лица. Ее можно вычислить; возможности реконструкции мягких тканей лица по черепу неоднократно упоминалось в литературе. Оказалось, что такие внешние признаки, как форма лба, надбровные дуги положение глазной щели, форма лица, можно воссоздать почти анатомически точно. Также и нос: его мягкие ткани коррелируют с костной основой. Менее точна и более условна реконструкция складки верхнего века, контуров крыльев носа, каймы и контуров губ, «оттопыренности» ушных раковин, распределения подкожного жира, складок. Последние признаки криминалисты считают весьма неустойчивыми.

Если раньше детали лица измеряли и сопоставляли, тратя на это месяцы упорного труда, то теперь, призвав на помощь электронно-вычислительную машину, можно закодировать изображение лица человека. Машина, в память которой вводят на первом этапе данные десятков размеров черепов, автоматически выберет нужный портрет, т.е. сформулирует заготовку поверхности головы, создаст что-то среднее для данной этнической группы людей. Затем начинается преобразование эталонной поверхности соответственно предъявленному для опознания конкретному черепу Здесь уже нет автоматизации, а преобладает интуиция и ряд косвенных соображений о характере человека. Машина на этом этапе уже только помогает, но ее возможности таковы что она в состоянии из изображения лица пожилого человека, сделать молодого, из хмурого — улыбающегося.

Таким образом, глазные яблоки, жевательные мышцы железы, содержимое полости носа, зубы — все это оказывает влияние на рост костей черепа.

На форму черепа также сильно влияют привычки, иногда — обычаи, климатические условия, питание и быт. Так у племен диких индейцев на территории нынешней Бразилии и Мексики существовал обычай искусственно вытягивать черепа, придавая им башенную форму. Для этой цели на голову мальчика (ведь именно он потом будет охотником и воином) уже с самого раннего возраста укладывали не на подушку, а на полено. У племен майя голову сплющивали постепенно деревянными дощечками или особыми по форме че­репами. У лапландцев особенно красивой считалось круглая форма головы, поэтому практиковалось ношение ребенком соответствующего чепчика. Приведём еще один из методов. Когда мать держала ребенка у себя на коленях, то она давила своей рукой на его лоб, способствуя тем самым направленно­му росту черепа. Об искусственной деформации черепа писали Гиппократ, Геродот, Аристотель, Плиний и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проводящий путь анализатора гравитации и равновесия | Соединения костей черепа. Топография мышц головы и шеи. Фасции и клетчаточные пространства головы и шеи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.