Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция индивидуального и коллективного лидерства

Когда происходят неблагоприятные события, высший руководитель должен винить прежде всего себя. Любые изменения он также должен начинать с себя. Средний менеджер, осознавший это, может стать высшим.

Высший руководитель должен уметь давать сотрудникам не только работу, а представления, образы проблем, видения перспектив. Как и предприниматели, сотрудники черпают мотивацию и энергию только из каких-то своих личных представлений, из чувства удовлетворения от своего дела. "Кто требует результата, должен обращаться к чувству" (А. Морита).

В центре модели управления ОП у высшего руководителя должны находиться достижения и развитие каждого отдельного сотрудника. К сотрудникам постоянно предъявляются определенные требования и применяется стимулирование путем целенаправленного повышения квалификации, составления индивидуальных планов развития и досрочного возложения на них ответственности. Ошибки каждого сотрудника воспринимаются как неизбежное явление, сопутствующее любому движению вперед. Таким образом, в целом создаются условия для 1) быстрой адаптации коллектива организации к изменяющимся проблемам рынка; 2) сильной самомотивации сотрудников; 3) разработки стратегий снизу вверх.

По аналогии с индивидуальной и коллективной мотивацией лидерство также может быть индивидуальным (рассмотрено выше относительно полно) и коллективным. Остановимся кратко на последнем.

Коллективное лидерство — это лидерство коллективного сознания как холистической нераздельной системы, которое ведет за собой сознание индивидов.

Формы коллективного лидерства:

· Организованная – команда.

· Стихийная – коллективное движение (за высокое качество, кружки по интересам)

По характеру коллективное лидерство делится на естественное (спонтанное), характерное для коллективов высокого уровня развития (человеческий капитал и человеческие ресурсы), и искусственное (насажденное руководством) — для коллективов более низкого уровня развития (персонал и кадры).

Механизмы формирования коллективного лидерства — идеология и пропаганда в нужном направлении.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на новый уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки.

2. Кроме создания структуры организации необходимость влияния и власти определяется поведением людей и организаций, составляющих внешнюю среду организации.

3. Для равномерного во всех отношениях, комфортного и эффективного существования фирмы и ее коллектива необходимо соблюдение баланса зависимостей двух видов: подчиненных от руководителя и руководителя от подчиненных. Это называется балансом власти.

4. Существуют различные формы власти и влияния. 1) власть, основанная на принуждении, в качестве основного инструмента использует влияние через страх; 2) власть, основанная на вознаграждении, — влияние через положительное подкрепление; 3) власть примера — влияние с помощью харизмы; 4) власть эксперта (эталонная) — влияние через разумную веру; 5) традиционная власть.

5. Для каждой организационной структуры в определенный момент ее развития (жизненного цикла) наиболее эффективен тот или иной стиль руководства и тип влияния.

6. Существует три основных подхода и несколько концепций лидерства. Подходы: 1) поведенческий подход к лидерству; 2) руководство, сосредоточенное на работе и человеке; 3) ситуационный подход. Концепции: 1) личностная теория; 2) автократично-либеральный континуум стилей управления; 3) стиль невмешательства (именно его ошибочно отождествляют с неконструктивным попустительством, безвластием); 4) четыре системы Лейкерта; 5) решетка лидерства университета штата Огайо.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте сущность власти и лидерства и их различия.

2. В чем заключаются опасности нарушения баланса власти в организации?

3. Дайте сравнительную характеристику форм власти. Оцените их эффективность лично для себя.

4. Оцените эффективность типов влияния. Приведите примеры.

5. Опишите критерии руководителя-лидера и оцените себя с точки зрения их наличия.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Завьялова Е. К, Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб., 1997.
  2. Ильина Н. А. Отношение к нововведениям в производственном коллективе: Автореф. канд. дис. Л., 1985.
  3. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. М., 1993.
  4. Мескон М. X, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.,-1992.
  5. Практикум по психологии профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2000.
  6. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб., 1999.
  7. Советова О. С. Инновации: теория и практика. СПб., 1997.

 


Лекция №5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИЕЙ (4 часа)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии руководителя-лидера | Показатели социально-психологического климата
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.