КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзистенциализм как направление мысли
Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – направление мысли, актуализировавшееся в европейской философии и литературе после Первой мировой войны. Оно основано на осознании факта своего существования под властью представлений о конечности жизни. Под знаком «бытия к ничто», «страха смерти», «пограничной ситуации» и т.п. человек не только осознает, что смерть придает смысл его существованию, но и определяет неповторимость его судьбы. Отсюда особый интерес экзистенциалистов к «пограничным ситуациям», когда индивид должен сделать фатальный выбор (самоубийство, отчаяние, чувство вины, заброшенность в мир»). Корни экзистенциализма уходят в философию Ф. Ницше. Провозгласившего в трактате «Веселая наука», что «Бог умер». Осознание богооставленности, заброшенности человека в чуждом, равнодушном мире, где место человекоподобного Бога, на несправедливость которого можно жаловаться, но в то же время которого можно молить о помощи, занимает пустота, пронизывает собой всю философию экзистенциализма. Отсюда и пресловутая идея свободы, сформулированная одним из героев Достоевского так: «Если Бога нет, то все позволено». К своим предшественникам экзистенциалисты относили Ф. М. Достоевского («Записки из подполья», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др.), Андре Жид посвятил русскому писателю сборник своих статей под названием «Достоевский» (1923), а также датского философа и публициста Сёрена Къеркегора (Киркегора), автора книг «Или-или», «Записки соблазнителя» и др. Основы философии экзистенциализма начали закладываться в русской публицистике начала века (работы Н. Бердяева, Л. Шестова и др.). Однако подлинным «духом времени» экзистенциализм стал в 1920-е – 1930-е гг., развиваясь параллельно в литературной плоскости (А. Жид, А. Мальро, Э. Хемингуэй) и философской (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) Знаковыми для европейской мысли стали работы Эдмона Гуссерля, Мартина Хайдеггера («Бытие и время», 1927) и Карла Ясперса (именно он ввел в обиход понятие 2экзистенциализм в 1931 г.). Во Франции это направление получило свое развитие как под влиянием немецкой и русской философии, так и в соответствии с условиями развития национальной литературы и научной мысли (М. Мерло-Понти, Г. Марсель, Ж. Бофре, Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар, А. Камю и др. Обычно принято делить экзистенциализм на религиозный (К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер, Г. Марсель) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй, А. Мальро) однако это деление весьма условно. Экзистенция и у Ясперса и Хайдеггера. И у Сартра и Камю всегда связана как с отрицанием Бога как внешней по отношению к человеку силы, так и с оправданием его в виде Ничто, в виде прорыва личности за свои пределы (ср. рассказ Э. Хемингуэя «Там, где чисто, светло»). В экзистенциалистском представлении бог всегда отсутствует и это отсутствие столь ошеломительно, что вызывает ощущения, подобные религиозным (ср. откровение или прозрение). Не случайно Дж. Джойс для обозначения моментов, в которые вещи открываются в свое истинной сути, обезбоженной и довлеющей над человеком, пользовался богословским термином «епифания» (богоявление). Французский экзистенциализм актуализировался в конце 1930-х гг. На него повлиял трагический опыт Второй мировой войны и Сопротивления. Пик его автивности приходится на 1940–1950-е гг., когда он становится явлением моды и в Париже открываются «экзистенциальные кафе», потолок в которых был выкрашен в черный цвет, дабы посетитель мог предаваться мыслям об экзистенции и Пустоте, попивая мартини или черный кофе.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |