Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» как отражение национальной трагедии и как итоговое произведение писателя

Мультикультурализм и литература афроамериканцев

Америка – мульткультурная страна, страна, где благодаря политкорректности, каждый имеет право на существование 9человек с другим цветом кожи, с синдромом Дауна, с нетрадиционной ориентацией). До середины ХХ века господствовала концепция «плавильного котла» (melting pot), согласно которой все нации в Америке теряют свою идентичность, сливаются в некий сплав («американец» – это не национальность, а штамп в паспорте). Однако уже в середине ХХ века эта концепция была заменена другой – концепцией «американского салата»: все этносы сохраняются. Но перемешаны и сосуществуют на правах диалога (американские евреи – Солл Беллоу, Маламуд, Белл кауфманн, Ицхак Башевис Зингер,; американцие русские Владимир Набоков и Иосиф Бродский; афроамериканцы).

Афроамериканская илтература заявила о себе еще в 1960-х, когда расовые проблемы были обострены («черные пантеры», убийство Мартина Лютера Кинга и т.п.) первыми образцами стали книги джеймас Болджуина «Записки сына Америки» (1973). Однако подлинный голос афроамериканская проза обрела в романах тони Моррисон (р. 1934,Нобелевская премия – 1994). Она исследует природу уз, соединяющих людей в пространстве и во времени, а также природу разрывов, обрекающих их на непонимание. Герой «Песни Соломона» (Song of Solomon, 1977) по прозвищу Молочник, дожив до тридцати с лишним лет, не видит в своем существовании ни цели, ни смысла. Зажиточный отцовский дом безрадостен И мертв, привязанности близких людей кажутся докучными. Единственное желание — порвать вес связи, стать абсолютно независимым, улететь, убежать прочь. Для этого нужны деньги, и герой отправляется на поиски клада, память о котором хранит семейное предание. Путешествие в поисках клада оборачивается для Молочника духовным странствием в поисках себя. В обход общеизвестной, «официальной» историй он выстраивает свою, сугубо частную, семейную и от объективности весьма далекую. Где в ней проходит граница между реальностью и легендой, определить невозможно: герой и вместе с ним читатель склонны в равной мере доверять факту и пророческому сну. Но именно эта необъективная, поэтическая история-миф оживляет увядшую до времени душу Молочника. Путешествие в прошлое награждает героя не золотом, а новым самосознанием. Где раньше громоздились стены тюрьмы, распахивается простор для самореализации.

Для произведений Моррисон характерна сложное художественное устройство. В них взаимодействуют история и миф, традиции литературной «готики» и сказочный фольклор (как европейского, так и африканского происхождения). Путешествие в глубины собственной памяти, предпринимаемое ее героинями, мучительно, порой смертельно опасно, но всегда спасительно. Толща прошлого опыта, индивидуального и коллективного, лежащая тягостным, инертным грузом, приходит в движение вовлекается в процесс личностного самопознания, который только благодаря этому становится процессом утверждения жизни.

Завязка сюжета в романе «Возлюбленная» (Beloved, 1987) -J ужасный момент, когда чернокожая рабыня, истерзанная белыми насильниками, убирает собственную дочь, желая избавить ее от худших мук. Годы спустя призрак убитой возвращается в образе молодой женщины: болезненный психологический комплекс, аллегория неотвязного воспоминания воплощены в объемном и убедительном человеческом характере — эгоистическом, деспотичном, жадном. Боль вины и мука памяти ищут разрешения в бесконечности рассказывания, выговаривания, вновь обретаемая на этом пути свобода самовыражения открывает человека будущему.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сатира и «черный юмор» в американской литературе 60-90-х гг. ХХ века | Немецкий миф
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.