КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Структура педагогической деятельности
Лекция № 9 Тема: Психология деятельности и личности учителя Цель: Изучить структуру педагогической деятельности, знать профессиональные особенности личности преподавателя. Основные понятия: педагогическая деятельность, педагогические способности, индивидуальные свойства педагогической деятельности. План: 1. Структура педагогической деятельности. 2. Индивидуально-типологичские особенности учителей. 3. Профессиональное развитие и деформации личностии педагога.
как предмет психологии. Структура педагогической деятельности и. Психология освоения педагогической деятельности. Педагогическое общение: определение, строение, освоение. Диагностика, общения, личности. Выделяются следующие мотивы деятельности учителей: 1. Власть вознаграждения. Этот мотив будет удовлетворяться в зависимости от того, насколько учитель способен удовлетворить потребности учеников, если их поведение для него желательно. 2. Власть наказания. Этот мотив проявляется, когда учитель видит нежелательные поступки учеников. 3. Нормативная власть. Мотив проявляется, когда контролируется соблюдение правил поведения, которые обязаны выполнять все. 4. Власть эталона. Она основана на соответствии учеников выдвигаемым показателям и сходстве с учителем. 5. Власть эксперта. Зависит от знаний, которые ученик может обнаружить у учителя. Если они соответствуют ожидаемым учениками, власть учителя будет сильной. 6. Информационная власть. Проявляется в том, что учитель знает больше, он опытнее учеников. Когда они не соблюдают выдвигаемые им требования, это может иметь плохие последствия. В педагогической деятельности выделяют: ♦ функции; ♦ способ организации; ♦ состав действий; ♦ изменение во времени. Функции заключаются в соответствии требованиям жизни: педагог должен развивать, обучать, мобилизовывать (стимулировать появление психических новообразований; одновременно с родителями и другими социальными институтами готовить личность к самостоятельной жизни и пр.). Способ организации педагогической деятельности как системы состоит во всестороннем раскрытии функций — сначала при обучении основам педагогической профессии, а затем в непосредственно осуществляемой профессиональной деятельности в образовательном учреждении. Состав действий учителя зависит от проявляемых функций: ♦ проектирования собственной деятельности и деятельности учащихся – преподавания и учения (развивающая функция); ♦ наличия академических знаний и их приобретения, а также непосредственного их применения в учебно-воспитательном процессе (обучающая функция); ♦ организации деятельности учеников в различных видах учебной работы (мобилизационная функция, основанная на социальной перцепции и проявляющаяся в педагогическом общении). Изменение во времени имеет отношение к длительности, непрерывности и стабилизации доминантных признаков. В него включается также приобретение учителем новых навыков, появление элементов профессионализма. Например: ♦ требовательность; ♦ побуждение учителей повышать качество педагогического труда; ♦ умение убеждать; ♦ внимательность к нуждам учителей; ♦ внедрение научных достижений и передового опыта; ♦ объективность и.пр. Структура деятельности учителя традиционно рассматривается в рамках представления, отстаиваемого Н. В. Кузьминой, которая выделяет компоненты: ♦ гностический (познавательный); ♦ проектировочный; ♦ конструктивный; ♦ организационный; ♦ коммуникативный. Каждый из них может быть реализован только благодаря определенной совокупности действий, названных Н. В. Кузьминой умениями. Под ними подразумевается качественное овладение способом действия и правильное его выполнение. Гностический (познавательный) компонент педагогической деятельности связан с такими умениями, как изучение самого себя, оценивание себя и других и пр. В проектировочный компонент входят: умение планировать уроки; умение готовиться к урокам, учитывая закономерности процесса познания; определение рациональных видов учебной деятельности; умение планировать внеклассную работу с учащимися; умение планировать творческую работу и домашние задания учащихся и пр. Конструктивный компонент составляют умения дозировать учебный материал, распределять материал по степени трудности; ранжировать задачи и упражнения по степени трудности; контролировать усвоение и понимание учебного материала школьниками; учитывать затруднения ученика и пр. Организационный компонент складывается из умений руководить различной деятельностью учащихся; организовывать групповую и индивидуальную деятельность учеников; руководить кружковой и факультативной работой в школе; с помощью учеников изготовлять наглядные пособия; использовать передовой педагогический опыт и пр. Коммуникативный компонент связан с умениями устанавливать педагогически целесообразные контакты; раскрывать перспективные направления развития личности детей; находить в каждом ученике сильные стороны развития; предъявлять разумные требования; вызывать к себе уважение; предотвращать конфликтные ситуации и др. Ученые выделяют в качестве значимых различные функции, потому и умения учителя ими рассматриваются по-разному. Например, А. К. Маркова в «Психологии труда учителя» анализирует педагогические умения в зависимости от способности учителя видеть проблемную ситуацию, а также от того, кого, чему и как он учит, от его профессиональной позиции и оценки профессионального роста и индивидуального стиля деятельности. А. К. Маркова выделяет пять блоков педагогической деятельности: ♦ общение; ♦ личность; ♦ профессиональную деятельность; ♦ обученность; ♦ воспитанность учащихся. Те или иные умения учителя формируются и реализуются сообща. Например, весьма многообразна группа тех из них, которые касаются вопросов, кого, чему и как учить. Учитель должен уметь работать с содержанием учебного материала, выделять главные идеи в нем, оперировать терминами, устанавливать связи между предметами и пр. Умея это делать, он поймет, чему следует учить детей. Чтобы уяснить, кого учить, педагог должен быть компетентным в вопросах психологии (знать о процессах памяти, мышления, восприятия, индивидуальных и возрастных различиях, проблемах обучаемости и усвоения и т. п.). Отвечая на вопрос, как учить, учитель использует дифференцированный и индивидуальный подход к школьникам, ищет способы интенсификации своей деятельности и т. д. По мнению А. К. Марковой, существуют педагогические умения, соответствующие позициям учителя. Как пишет исследователь, под таковыми следует понимать «устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение».
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |