КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика новорожденности
Раннее детство Развитие детей младенческого возраста Характеристика новорожденности Дошкольный период (детство) делят на несколько периодов: - период новорожденности (от рождения до 10 дней); - период младенчества (от рождения до 1 года); - период раннего детства (от 1 до 3 лет); - средний (3-5 лет) и старший дошкольный возраст Рождение ребенка является для него большим потрясением. От вегетативного, растительного существования он попадает в другой мир. С первого дня врожденные механизмы обеспечивают приспосабливание организма к новым условиям, в том числе и рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, кровообращение). С рождения ребенок имеет следующие безусловные рефлексы: 1. защитные – направлены на удаление или ограничения действия раздражителя (отдергивание руки, сильное раздражение кожи (укол) вызывают защитное одергивание, мелькание перед лицом – зажмуриванием век, сужение век); 2. ориентировочные – направленные на контакт с раздражителем (медленное слежение, поворот за светом, в период от 1 до 3 дней сильный источник света вызывают поворот головки: в детской комнате роддома в солнечный день головки большинства новорожденных, как подсолнух, повернуты в сторону света); 3. ориентировочно-пищевые рефлексы – поиск пищи (прикосновение к уголкам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: ребенок поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот); 4. сосательный рефлекс – сразу начинает сосать вложенный ему в рот предмет (уже на 18 неделе наблюдается у плода, обеспечивает питание, но движения еще не согласованы – ребенок захлебывается, быстро устает, как бы сосание ради насыщения); 5. цеплятельный рефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания (это атавизм, наследство, полученное от природы, которое угасает раньше появления хватания- от раздражения пальцев – основа движения); 6. рефлекс отталкивания (ползания) – возникает при прикосновении к подошвам ног (тоже атавизм, отталкивание не является основой передвижения, настоящее ползание начинается с движения рук – тянется рукой за предметом, передвигается с помощью рук). 7. рефлекс плавания – дается от рождения, но к трем месяцам рефлексы затухают, появляется реакция. Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. Но в отличие от животного, человеческие безусловные рефлексы не все становятся основой человеческого поведения, и для их формирования нужно время. Особенности новорожденных: 1. Развитие зрения и слуха происходит быстрее телесных движений. 2. С первых дней возможно образование условных рефлексов. 3. Необходимым условием для нормального созревания мозга является постоянное поступление в мозг разнообразных сигналов из внешнего мира (почаще брать на руки, носить из одной части комнаты в другую, включать музыку разнообразную, в ситуации сенсорной изоляции развитие замедляется). 4. Обязательным является контакт со взрослыми, общение со взрослыми. Граница между периодом новорожденности и младенчества - комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому ( состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице, склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым – первой социальной потребности ребенка. Происходит развитие эмоциональной сферы – от первого крика до других эмоционально-двигательных реакций (плач, улыбка, ответные реакции). Развитие эмоциональной сферы новорожденного начинается с крика, который в первые дни носит безусловно - рефлекторный характер. Первый крик – результат спазмы голосовой щели, обеспечивающей дыхательный рефлекс. Некоторые ученые считают, что первый крик – это и появление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение – у новорожденного еще нет никакого жизненного опыта. Однако, уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки и т.д. При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного незаметно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач. Плач становится естественным выражением всякого рода страдания, идет ли речь о физической боли или о душевном горе. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первая улыбка появляется в конце первого - начале второго месяца жизни, причем улыбка возникает либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Отсюда следует, для возникновения положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытывать радостное переживание.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |