Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Предмет и история развития

Читайте также:
  1. A. Этап 1. Анализ предметной области
  2. I Социология общественного мнения. Предмет и объект.
  3. I. История изучения вопроса.
  4. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  5. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
  6. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. СТРУКТУРА КУРСА, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.
  7. I. Предмет и задачи курса
  8. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  9. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  10. Ii. Предмет и пределы надзора
  11. II. Предмет і завдання диференціальної психології.

Лекция 2. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.

Проблема различий и разного предназначения мужчин и женщин обсуждалась еще древними философами. Традиционно, половые различия акцентировались, а мужское и женское начало жестко противопоставлялись. На этом, например, настаивал Лукиан, который писал, что создав мужчину и женщину, природа предпочла, чтобы они оставались верными своему естеству, т.е чтобы ни женщины не вели себя вопреки природе как мужчины, ни мужчины непристойно не изнеживались. Нормальным воспитанием считалось направленное на поляризацию мужского и женского начала, при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующим культурным стереотипом (сильный, грубый и энергичный мужчина и слабая, нежная пассивная женщина). Взаимоотношения между полами мыслились как иерархические, основанные на господстве и подчинении – “Да убоится жена мужа своего”. Подобный взгляд просуществовал практически до сер.19-нач.20вв (За исключением взглядов некоторых женщин, которых можно считать предшественницами феминизма). К концу 19в относится, например, книга Отто Вейнингера “Пол и характер”, выдержанная в духе полного женоненавистничества. Он полагал, что половая функция типичного мужчины по отношению к типичной женщине – это превращать бессознательное в сознательное. В абсолютной женщине, считал Вейнингер, нет своего Я, души, индивидуальности, она не является личностью. Женщина всегда символ полного “ничто”, мужчина же – это абсолютное “нечто”. К этому же времени относится вердикт Британской медицинской ассоциации о том, что в интересах пргресса и улучшения человеческой расы образование и другие виды активности женщин должны быть запрещены, как вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровое потомство. Считалось, что чрезмерный умственный труд негативно влияет на физиологическое развитие и детородные функции женщины. В начале 20в. в сознании происходит определенный перелом, отвечающий более высокому уровню развития культуры и философской рефлексии. Идеалом теперь считается преодоление мужского и женского начала или, как более мягкий вариант, сочетание их в одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина, нежная, но вместе с тем самостоятельная женщина). Сторонники этого взгляда (в основном женщины) в начале века высказывали разные, подчас забавные точки зрения. Например, (в 1915г. Кочеткова), они полагали, что функция продолжения рода является помехой для развития женщины и презывали стерилизовать их, чтобы устранить эту помеху. Окончательно вопрос о полном равенстве во всем мужчин и женщин в России был решен с приходом Великой Октябрьской Социалистической Революции. В западной культуре параллельно с этим целенаправленно формировался образ маскулинизированной женщины (самостоятельна, материально благополучна, не связывает себя брачными узами, не нуждается в платоническом общении с мужчинами, часто не заводит детей). Так же формировался и пассивный феминный тип мужчин.



Все это привело к тому, что долгое время и в нашей, и в западной науке считалось дурным тоном обсуждать различия между мужчинами и женщинами. (Даже когда я защищала диплом, мне запретили рассматривать различия в темпераменте между мальчиками и девочками). Сейчас (последние 20-30 лет) становится все более очевидным, что бесполые психологические и физиологические исследования часто существенно искажают истинную картину. Невнимание к половому составу экспериментальных групп может приводить к противоречивым результатам и выводам в экспериментах, проводимых по одной и той же методике, в зависимости от того, кто преобладал в данной выборке – мужчины или женщины.

Отголоском прошлого подхода является то, что в последнее десятилетие в зарубежных научных работах наблюдается тенденция объяснять различия в способностях и поведении мужчин и женщин только воспитанием и социализацией. Вследствие этого различия между полами в настоящее время изучаются в основном гендерной психологией и социологией, роль же биологических различий оттесняется на второй план. Это так называемый гендерный подход или подход полового символизма (применяется понятие - гендер, как социальный пол в противоположность понятию пол- как физиологический пол), его сторонники стараются доказать равные возможности мужчин и женщин при одинаковом воспитании. Наши ученые считают (первые в 70гг 20 в. - Ананьев и Кон), что различия в поведении мужчин и женщин следует искать не только во влиянии психологических и социальных установок общества, но и в биологических различиях, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, - физиологический подход или подход полового диморфизма. Исходная точка этого подхода – биологический половой диморфизм, который дополняется системой психологических различий, проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнитивных процессах, мотивации, способностях и интересах мужчин и женщин. Согласно этому подходу, общество безусловно влияет на формирование поведения людей разного пола, однако первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин (эволюционная психофизиология – раз различия есть, значит они нужны с точки зрения эволюции вида). Кроме того, одинаковое воспитание, по мнению сторонников физиологического подхода мешает раскрытию уникальных возможностей, данные своим полом. Иначе мужчины и женщины теряют преимущества своего пола, так и не сумев приобрести несвойственные им ценности чужого пола. Изучение вопросов, связанных с различными аспектами полоролевых стереотипов, выяснение того, насколько половые стереотипы целесообразны (соответствуют природе мужчин и женщин), и насколько они ошибочны, таким образом, имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

В общем, вопрос о половых различиях остается достаточно запутанным. При этом, практически все научные работы пытающиеся объективно рассмотреть особенности психофизиологической характеристики мужчин и женщин, несут на себе, во-первых, отпечаток мнения автора (сначала ученый решает, какого подхода он придерживается, а затем доказывает его в своей работе – работы по отсутствию или наличию биологически предопределенных различий по пространственному, математическому и вербальному интеллекту) и, во-вторых, отпечаток половой принадлежности автора (большинство исследователей гендерной проблемы на Западе - женщины).

В нашем курсе мы постараемся относительно объективно рассмотреть различия между мужчинами и женщинами в способностях, поведении, профессиональной деятельности и семейной жизни, как комплексную психофизиологическую проблему, включающую в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| I. Предмет и история развития

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.91.76
Генерация страницы за: 0.006 сек.