Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология характера

 

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий. Эти черты характера называют акцентуированными. Акцентуация – особый тип характера, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, именно эти черты определяют своеобразие поведения человека.

Психопатия – аномалия характера, патология. По Ганнушкину, психопатии – это такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик человека или личности, которые в течение жизни не подвергаются резким изменениям и мешают приспособлению к социальной среде. По конкретным содержательным характеристикам акцентуация и психопатия идентичны.

Кербиков, используя определение Ганнушкина, выделил 3 признака психопатии, по которым она отличается от акцентуации:

Тотальность психопатии. Особенности характера проявляются во всех сферах жизни.

Стабильность психопатии по сравнению с акцентуацией. Акцентуация может меняться с возрастом или вообще исчезать. Психопатия не меняется, патологические черты зарождаются в детстве и сохраняются на всю жизнь.

Нарушение социальной адаптации при психопатии (социальная дезадаптация). Отношения с другими людьми становятся конфликтными, негармоничными.

Перечень основных акцентуаций характера Личко:

Гипертимный тип. Ганнушкин называл этот тип конституционально-возбужденный тип.

Основные черты: чрезмерная подвижность или активность, общительность, склонность к лидерству, приподнятый тон настроения, жизнелюбие, оптимизм.

Возрастная динамика: в дошкольном возрасте синдром гиперактивности (чрезмерная активность детей, неугомонность, шумность, крикливость, склонность к озорству, хаотичность, суетливость), общительность (маленький гипертим легко вступает в контакт, болтлив, не любит находиться один, ему нужно с кем-то общаться, в играх обычно командует другими детьми). В младшем школьном возрасте гипертим не поддается дисциплинарным воздействиям, он отвлекается, занимается другими делами, отвлекает одноклассников. Это дети с хорошо развитым мышлением, но они не любят учиться регулярно, последовательно, поэтому учатся неровно. Неудачи не выводят их из равновесия. В подростковом возрасте двигательная активность сглаживается. Подросток-гипертим отличается эмоциональными свойствами: приподнятым тоном настроения (изредка он перемежается с аффективными вспышками). Гипертимы отличаются хорошим физическим самочувствием, хорошим сном и аппетитом. В целом они характеризуются высоким жизненным тонусом. Гипертимы отличаются неадекватно завышенной самооценкой, они любят прихвастнуть, уверенны в себе.

Отношение к гипертимам: гипертимы нравятся другим людям, они производят впечатление уверенных в себе, инициативных, активных личностей.

Положение гипертима в группе: формальное лидерство любого гипертима тяготит. Он часто занимает положение неформального лидера.

Интересы гипертима: разбросанность, поверхностность и неустойчивость интересов.

Основные варианты гипертимного типа: гипертимно-неустойчивый (черты гипертима + жажда развлечений, отвращение к обычным занятиям, учебе и труду), гипертимно-истероидный (черты гипертима + эгоцентризм, жажда внимания к себе со стороны окружающих), гипертимно-аффективный (черты гипертима + аффективная вспыльчивость, потеря контроля и самообладания в состоянии аффекта, агрессивность, жестокость по отношению к другим). Гипертимно-неустойчивый тип формируется вследствие безнадзорности (гипоопеки), когда ребенок предоставлен сам себе, или гиперопеки – это чрезмерный контроль над ребенком на фоне неблагоприятных семейных отношений. Гипертимно-истероидный тип формируется вследствие воспитания ребенка по типу кумира в семье, когда родители не наказывают ребенка (обычно это единственные дети в семье или самые младшие дети). Гипертимно-аффективный тип формируется вследствие органических поражений головного мозга, травмы, перенесенных в детстве.

Важно не подавлять активность ребенка, а правильно её переориентировать, направить в полезное русло – спорт, например. Нужно научиться управлять своим настроением, а соответственно и поведением.

Астено-невротический тип. Астения, невроз.

Рождаются из детских синдромов – синдром невропатии и астении.

Чрезмерная утомляемость, низкий жизненный тонус. Высокая утомляемость особенно при умственных нагрузках, меньше при физических. Устают от других людей, их утомляет общение.

Производят впечатление замкнутого человека, вялого, апатичного.

У них настроение вялое, подавленное.

Чрезмерная раздражительность – достаточно высокая отходчивость, ипохондричность (чрезмерная забота о своем здоровье) – очень любят лечиться.

Самооценка – заниженная.

Плохое самочувствие, плохой аппетит.

Делать все, чтобы повысить самооценку ребенку, давать посильные поручения, хвались за их выполнение. Можно использовать элементы лечебной педагогики – помогать в учебе, спрашивать его в начале урока, на тех уроках, которые стоят в начале учебного дня. Важно следить за режимом дня ребенка – полноценное питание, доводить лечение до конца в случае болезни.

Циклоидно-лабильный тип (в литературе разделяют циклоидный и лабильный типы). Основные черты: изменчивость настроения. Коррекция: научиться управлять своим настроением.

Сензитивный тип. Основные черты: чрезмерная впечатлительность (чувствительность, отзывчивость к действию любого вида раздражителей), комплекс неполноценности.

Возрастная динамика: в раннем детстве самооценка еще не сформировалась, чрезмерная чувствительность проявляется в обилии страхов. Дети-сензитивы боятся всего и производят впечатление робких, застенчивых, замкнутых, боятся контактов. Сензитив общается, но предпочитает общение с маленькими детьми. В школе у сензитива выражены страхи перед различными школьными ситуациями, скоплением сверстников. Их пугает необходимость выступать у доски. Они боятся контрольных, экзаменов. Даже если сензитив хорошо знает урок, отвечая на вопрос учителя, он говорит минимум, чтобы не выделиться. Сензитив боится быть в центре внимания других, т.к. не хочет быть объектом критики и насмешек.

Положительные качества: ответственность, добросовестность, чувство долга.

Положение в группе: часто сензитив является формальным лидером.

Сензитивы не склонны мириться с собственными недостатками, они хотят их преодолевать. Это реакция гиперкомпенсации, сензитивы пытаются свой недостаток превратить в достоинство.

Работа склиентом: основное направление работы – повышение самооценки.

Психостенический тип. Это тревожно-мнительный тип. Основные черты: нерешительность, тревожность, склонность к самоанализу и рефлексии (объектом анализа являются мотивы), склонность к навязчивым действиям и ритуалам, педантизм, мнимая решительность. Особенности тревожности:

1. Тревожность психостеника имеет футурологическую направленность (психостеник боится событий, которые еще не произошли, т.е. опасностей, грозящих из будущего).

2. Тревожность сензитива коммуникативная.

3. Ипохондрическая тревога у астеника.

Природа характера: на ребенка накладывают очень большую ответственность, гиперопека.

Коррекция: формирование позитивной самооценки.

Истероидный тип. Основные черты: эгоцентризм, (цель истероида - привлекать к себе внимание окружающих, он не терпит равнодушия к себе), внушаемость, лживость и склонность к фантазированию, кажущаяся эмоциональность (театральность, позерство и рисовка в поведении).

Возрастная динамика: в детстве ребенок старается привлечь внимание окружающих. До поступления в школу появляется склонность к фантазированию, которая носит украшательский характер, капризность. Наблюдается склонность командовать другими людьми, занимать лидерские позиции. В школе наблюдается неуживчивость истероида. Если объектом похвалы становятся другие ребята, то истероид относится к ним хуже, не хочет с ними общаться. У истероида всегда высокий уровень притязаний. Хочется многого, но не всегда получается достичь желаемого, поэтому истероид старается прилечь внимание другими способами, например, по манере одеваться (яркие и контрастные расцветки, необычный фасон).

Место в группе: связи с другими людьми непостоянные. На первых стадиях знакомства ему удается завоевать внимание, популярность, стать лидером. В конечном итоге люди узнают его лучше, и он теряет свои позиции. В нем быстро разочаровываются. На него перестают обращать внимание. Такая ситуация для него неприемлема, и он уходит в новую группу.

Еще одним средством привлечения к себе внимания являются странные интересы. Интересы неустойчивы.

Последнее средство – уход в болезнь (вплоть до суицида, но не настоящего). Болезнь – средство привлечения к себе внимания. Суицид носит демонстративный характер.

Природа характера: часто это единственные или поздние дети в семье. Ребенок становится кумиром в семьи и воспитывается по этому типу. Ребенка хвалят за каждый шаг. Он является объектом поклонения в семье, привыкает к этому и такого же поклонения ждут от других людей.

Коррекция: нужно способствовать тому, чтобы истероид мог удовлетвориться свою потребность быть в центре внимания. Нужно организовать такую деятельность, в которой он может проявить себя (театр, спорт). Нудно бороться с лживостью, показывая, что от этого истероид только проигрывает.

Шизоидный тип. Основные черты: замкнутость, эмоциональная холодность и сдержанность, нонконформизм и независимость (самостоятельность, независимость в оценках, мнениях, суждениях), неспособность к эмпатии и сопереживанию, богатый внутренний мир.

Интересы шизоидов носят интеллектуально-эстетический характер. Интересы глубокие и устойчивые. Внутренний мир шизоидов всегда закрыт от окружающих. Они редко делятся своими интересами даже с самыми близкими людьми.

Отношения: люди относятся к шизоидам, как к чудакам, т.к. не понимают их внутреннего мира, мотивов их поведения.

Возрастная динамика: шизоидный тип проявляется очень рано. Предвестниками шизоидного типа являются особенности поведения младенца. Ребенок слабо реагирует на раздражители. Уже у маленького ребенка ослаблены исходные физиологические потребности. У ребенка отсутствует чувство голода. Наблюдается слабость инстинктивной сферы. В раннем детстве у ребенка-аутиста бросается в глаза неравномерность физического и психического развития. Интеллектуальное развитие опережает физическое. Маленький аутист избегает общения с другими, любит играть один. Аутист предпочитает общаться со взрослыми. В дошкольном возрасте еще больше проявляется опережающее интеллектуальное развитие. Маленький аутист обычно быстро обучается чтению, счету. Чтение ребенку позволяет компенсировать недостаток общения. Чтение становится излюбленным занятие шизоида, но уже в этом возрасте чтение приобретает специфический характер: ребенок читает серьезную литературу, научные словари, энциклопедии. При поступлении в школу проблемы общения проявляются более серьезно. Ребенок старается держаться в стороне. Особенно ярко это бросается в глаза в подростковом возрасте. Отношение шизоида к общению неоднородно. В этом периоде намечается проявление 2 типов шизоидного характера: сензитивный шизоид (дети хотят вступать в контакт, но испытывают негативные переживания) и экспансивный шизоид (внешне более активное общение, все контакты носят поверхностный характер). Все эти черты усугубляются и более активно проявляются во взрослом возрасте.

Положение шизоида в группе: шизоид всегда находится на периферии группы. Он не включается в группу. В классе шизоиды обычно бывают белыми воронами. Однако если им удается раскрыться, показать свою самостоятельность, интеллект, то это может вызвать уважение. У шизоида наблюдается сочетание податливости и упрямства. Покорность и подчинение наблюдается тогда, когда дело касается не принципиальных для него моментов.

У шизоидов проявляется реакцией гиперкомпенсации. Она направлена на преодоление физической слабости. Поэтому шизоид занимается индивидуальными видами спорта.

Природа шизоидного типа характера: Причины детского аутизма: наследственность, травмы головного мозга, перенесенные в детстве. Предпосылкой шизоидного типа является холодность родителей по отношению к ребенку.

Коррекция: ребенок не испытывает потребности в контактах. Коррекция имеет место только при сензитивном шизоидном типе. Можно помочь ему наладить контакты с другими людьми, пригласить его на тренинг. Нужно постараться изменить отношение к шизоиду в той группе, членом которой он является.

Конформный тип. Основные черты: конформизм – чрезмерная податливость групповому влиянию (конформист ведет себя как все, усваивает модели чужого поведения), безынициативность, несамостоятельность, консервативность (боязнь всего нового), низкая критичность.

Коррекция: влиять на конформиста можно через его группу.

Неустойчивый или безвольный тип. Основные черты: безволие (неразвитость волевых качеств проявляется в неспособности преодолевать сложные ситуации, а также в неспособности выполнять трудовые действия), доминирования мотива удовольствия в поведении (праздность, безделье, тяга к удовольствиям), чрезмерная активность.

Возрастная динамика: чрезмерная активность проявляется уже в детстве. В школе дети не любят учебу, часто прогуливают уроки, у них отсутствует чувство долга и ответственности, они стараются избегать трудностей. Такой ребенок учится из-под палки.

Положение в группе: этот тип никогда не является лидером. Такой человек всегда идет на поводу у других, особенно лидера группы. Они всегда подчиняются другим членам группы, выполняют их поручения.

Такие люди не задумываются о своем будущем.

Коррекция: основное направление – строгий контроль.

Эпилептоидный тип. Основные черты: аффективная вспыльчивость со склонностью к дисфориям, чрезмерный эгоизм, «аморальность поведения», напряженность инстинктивной сферы, инертность (вязкость, неподвижность, медлительность всей психической сферы). К проявлениям инертности относят медлительность, аккуратность, бережливость, педантизм. Дисфории – тоскливое, хмурое или озлобленное настроение. Уже маленький ребенок постоянно чем-то недоволен. Склонность к дисфории приводит к аффективным вспышкам. Источником таких вспышек может стать конфликтность, которая порождается чрезмерным властолюбием. Даже ребенок устанавливает правила игры, обнаруживая склонность к власти. В аффекте эпилептоид теряет контроль над собой и обнаруживает жестокость, элементы садизма в поведении. Ребенок любит мучить более слабых: кошек, малышей.

Возрастная динамика: Уже в раннем детстве ребенок в аффективном состоянии обнаруживает склонность к агрессии, как внешней, так и внутренней. Причиной такого поведения являются любые формы физического дискомфорта, например, невкусная еда; невыполнение желаний и требований. В младшем школьном возрасте главной причиной является ограничение свободы действия эпилептоида, подавление их инициативы. В школьном возрасте все, что ущемляет самолюбие, могут вызвать аффективные вспышки. Проявляются гиперсоциальные черты: аккуратность, бережливость, внимательность к внешнему виду.

Положение в коллективе: Коммуникативные качества эпилептоида: агрессивность, грубость, эгоистичность. Эпилептоид всегда использует других людей в качестве средств для достижения целей, он стремится к власти, враждебно относится к тем, кто противостоит его воле. Он всегда пытается отомстить обидчику. Эпилептоиды чрезмерно злопамятны и обидчивы. Эпилептоид себялюбивый, эгоистичный, властный, обидчивый, мелочный и придирчивый, недоверчивый и подозрительный, злопамятный и мстительный, деспотичный.

Коррекция: необходимо научить эпилептоида контролировать свои эмоции.

2 варианта эпилептоидного типа: эксплуазивный эпилептоид и вязкий (гиперсоциальный) эпилептоид (утрированное стремление к справедливости и порядку).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направление | Историческая справка. Психология способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.