КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Теория вероятностей – наука о случайных явлениях (событиях)
Теория вероятностей – наука о случайных явлениях (событиях). Какие явления можно назвать случайными? Ответ, который можно дать сразу, – это события, не поддающиеся объяснению. А если их объяснить, то перестанут ли события быть случайными? Приведем несколько примеров. Пример 1. Саша Иванов - средний студент и обычно дает правильные ответы лишь на половину экзаменационных билетов. На очередном экзамене Саша на билет ответил и получил положительную оценку. Какие события можно считать случайными: а) Саше попался «хороший» билет – событие А; б) Саша ответил на билет – событие В; в) Саша сдал экзамен – событие С. Событие А – случайное, так как Саша мог взять и «плохой» билет, но почему ему попался «хороший» - это объяснить трудно. Событие В - не случайно, так как Саша может ответить только на «хороший» билет. Событие С – случайное, так как состоит из нескольких событий и, по меньшей мере, одно из них случайное (событие А). Пример 2. Саша и Маша разыгрывают билет на концерт. Какие из следующих событий можно считать случайными? а) Только Саша выиграл билет – событие А; б) Только Маша выиграла билет – событие В; в) Саша или Маша выиграли билет – событие С; г) Оба выиграли билет – событие D. События А и В – случайные; событие С – не случайное, так как оно обязательно произойдет. Событие D – не случайное, так как оно никогда, при данных условиях, произойти не может. Тем не менее, все эти события имеют смысл и изучаются в теории вероятностей (при этом событие С называется достоверным, а событие D – невозможным). Пример 3. Рассмотрим работу столовой, в плане обслуживания клиентов. Моменты прихода посетителей (событие А) заранее предсказать невозможно, более того, время, затрачиваемое клиентами на обед (событие В), для разных клиентов - различное. Следовательно, события А и В можно считать случайными, а процесс обслуживания клиентов – случайным процессом (или случайным явлением). Пример 4. Английский ботаник Браун (Brown), изучая под микроскопом пыльцу хвойных растений в воде, открыл, что взвешенные частицы двигаются беспорядочно под действием толчков со стороны молекул окружающей среды. Это беспорядочное движение частиц А. Эйнштейн назвал (1905-1906) броуновским (от имени Brown), а позднее Н. Винер создал теорию винеровских процессов (1920-1930), являющихся непрерывным аналогом броуновского движения. Выяснилось, что частица размером в один микрон (10-4 см) испытывает за секунду со стороны молекул более 1015 ударов. Чтобы определить траекторию частицы, нужно за секунду измерить параметры 1015 ударов. Это практически невозможно. Таким образом, мы вправе броуновское движение считать случайным. Поступив так, Эйнштейн открыл новые возможности изучения броуновского движения, а заодно, и тайн микромира. Здесь случайность проявляется как незнание или неумение получить достоверную информацию о движении частиц. Из примеров следует, что случайные события не существуют в единственном числе, у каждого из них должно быть, по меньшей мере, альтернативное событие. Таким образом, под случайными будем понимать наблюдаемые события, каждое из которых обладает возможностью реализоваться в данном наблюдении, но реализуется лишь одно из них. Кроме того, мы предполагаем, что любое случайное событие «за бесконечное время реализуется бесконечное число раз». Это условие хотя и образное, но достаточно точно отражает суть понятия случайного события в теории вероятностей. В самом деле, изучая случайное событие, нам важно знать не только факт его появления, но и то, как часто случайное событие появляется в сравнении с другими, то есть знать его вероятность. Для этого необходимо иметь достаточный набор статистических данных, но это уже предмет математической статистики. Итак, можно утверждать, что в природе нет ни одного физического явления, которое бы не содержало элемент случайности, а это означает, что, изучая случайность, мы познаем закономерности окружающего нас мира. Современная теория вероятностей редко применяется для изучения отдельного явления, состоящего из небольшого числа факторов. Основной ее задачей является выявление закономерностей в массовых случайных явлениях и их изучение. Вероятностный (статистический) метод изучает явления с общих позиций, помогает специалистам познать их суть, не останавливаясь на несущественных деталях. Это является большим преимуществом по сравнению с точными методами других наук. Не следует думать, что теория вероятностей противопоставляет себя другим наукам, наоборот, она их дополняет и развивает. Например, вводя в детерминированную модель случайную составляющую, часто получают более точные и глубокие результаты изучаемого физического процесса. Эффективным оказывается и вероятностный подход для явлений, которые декларируются случайными, независимо от того, являются они таковыми или нет. В теории вероятностей такой подход называется рандомизацией (random – случайный).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |